«Из жалости к полиции»: псковский политик спрятал труп и остался на свободе

Руководитель фонда «Псков – город без наркотиков» показал, как можно утопить труп в болоте, а самому остаться на плаву в политике

Константин Вилков был не только оправдан по делу о гибели наркоторговца, но и продолжает активно присутствовать в медиапространстве.

Руководитель фонда «Псков – город без наркотиков» показал, как можно утопить труп в болоте, а самому остаться на плаву в политике
Фото: Александр Сидоренко

По большому счету, вся та информационная повестка, которую формировал Вилков на протяжении длительного времени, ему самому выходила боком – очень уж личность Вилков (во всяком случае, в политическом смысле) неоднозначная. Такое положение дел можно было сравнить с набиванием шишек, но месяц назад он чудом избежал уголовного срока, что значительно усложняет желание как-то оправдывать руководителя псковской партии «Родина».

Запах «Родины»

После увольнения из правоохранительных структур Константин Вилков сразу начал работать над своим медийным образом и активно включился в общественную деятельность. Он оказался на виду, при этом особо его приметили региональные власти. Вилкова давно и небезосновательно «подозревают» в поддержке со стороны вице-губернатора Максима Жаворонкова. Поэтому не было ничем удивительным, что Вилков потом возглавил областное отделение реанимированной партии «Родина». Той самой, что своим консерватизмом всячески старалась не конфликтовать с «Единой Россией» во время выборов, будь то федеральная избирательная кампания или же региональная. «Родина» под руководством Вилкова была призвана «мочить», причем достаточно грубо, политических оппонентов региональных властей, как и невесть откуда упавший на Псковскую область Бийсултан Хамзаев.

Летом 2016 года Вилкову пришлось находиться в политических тисках: согласовывать каждый шаг с федеральным руководством партии, параллельно стараясь не пересекать интересы администрации Псковской области. Играл карманного политика и со своей задачей справился образцово. На выборах в Госдуму и в Псковское областное Собрание показатели «Родины» можно воспринимать в качестве статистической погрешности.

Правда, провести избирательную кампанию без скандалов у Вилкова не получилось. Вернее, именно псковская «Родина» первой нарушила высокий политический штиль, когда стало известно, что от партии в Госдуму по одномандатному округу №148 пойдет бывший глава Псковской области Евгений Михайлов. Экс-губернатор в свое время дал полный карт-бланш в регионе предпринимателю и экс-депутату областного Собрания Михаилу Гавунасу, который впоследствии бежал из Псковской области и скрылся в Израиле.

Следом региональное отделение «Родины» сформировало партийный список, где все первые места были отданы людям из «команды Гавунаса». Но федеральное руководство партии сняло Михайлова с выборов в Госдуму, а вся команда опального олигарха оперативно перебралась в стан псковских эсеров. Позже Вилков называл ситуацию не иначе как «рейдерский захват» регионального отделения партии.

В результате такого «броуновского движения» Вилков остался без денег, провел черно-серую избирательную кампанию, а также был вынужден постоянно оправдываться в СМИ, комментируя шараханья псковской «Родины». Вместо того чтобы обрасти политическими мышцами, В знаменателе у начинающего политика остались ноль самостоятельных решений и репутация конформиста, который стремится угодить всем. Если говорить адресно – в первую очередь администрации Псковской области.

Добропорядочный гражданин

Настоящий «казус Вилкова» наступил позже. Свой подготовительный процесс к политическому становлению он начинал через общественную организацию «Псков – город без наркотиков», лет пять назад этот проект был довольно модным. Основатель всероссийского фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман даже смог выиграть выборы мэра Екатеринбурга, поэтому выбор Вилкова в дальнейшем был понятен и не казался каким-то странным.

Общественник вместе с волонтерами устраивал облавы на торговцев наркотиками, проверял телефоны с предложением купить товар и размещал в социальных сетях фото наркоманов. Правоохранительные органы последней возможности, например, были лишены. «Псков – город без наркотиков» порой вел себя достаточно агрессивно. Тон поведения задавал сам руководитель организации, что в дальнейшем привело к трагическим обстоятельствам.

Провинциальный город периодически предоставлял общественнику информационное время на площадках местных СМИ. Вилков такой возможностью пользовался сполна. При этом он не ограничился имиджем борца с наркоторговлей, а участвовал во многих акциях. Например, боролся с контрафактным алкоголем в Псковской области и даже доставлял гуманитарную помощь на Украину для жителей Славянска. Вилков старательно создавал имидж патриота, который ему, в конечном счете, пригодился.

Однако именно как борец с наркотиками Вилков потерпел одну из главных своих неудач, которая могла (и по мнению многих, должна была) обернуться для него уголовным сроком. 19 декабря 2014 года он вместе с тремя оперуполномоченными Псковского УМВД (Алексей Федотов, Роман Коншин и Ирина Царева) отправился на задержание предполагаемого продавца наркотиков Оксаны Каземировской. К сожалению, арест прошел не по плану. Каземировскую повалили на землю и надели на нее наручники. При этом задержанная успела проглотить пакет с наркотиками. По дороге в отделение женщине стало плохо. Вилков и оперативники заехали в аптеку за нашатырем (!), но было поздно – Каземировская вскоре скончалась у них на руках.

Следствие установило, что испугавшись последствий, Вилков вместе с Федотовым и Коншиным вывезли тело погибшей в лес по Палкинскому шоссе. Зачем это надо было делать, до конца непонятно. Позже на суде оперуполномоченные признавались, что в тот момент растерялись и не отдавали отчета своим действиям. Хотя это не помешало им продумать ситуацию, при которой полицейских могут вычислить по биллингу. Именно поэтому прежде чем вывести тело Каземировской в лес, все трое оставили свои телефоны у Царевой. Та, в свою очередь, осталась в городе.

Интересно, что вывести эту информацию на поверхность пытались представители другого силового ведомства, совершая неофициальные вбросы информации в СМИ, политикам и вышестоящим органам власти. Вполне возможно, что фигурой, которой пытались навредить, был не Вилков, а тогдашний глава псковской полиции Сергей Сорокин: его негласно обвиняли в том, что именно он отдал приказ избавиться от трупа, но эта информация нигде подтверждения не получила.

Однако карьерное продвижение Сорокина резко приостановилось, документы о занятии Сорокиным поста замначальника управления МВД России по Псковской области были отозваны.

«Она утонула»

Сам Вилков на состояние аффекта не ссылался. По его словам, ему стало просто жалко сотрудников МВД. Свой поступок в суде он называл исключительно аморальным. По мнению Вилкова, когда катаешься с трупом по городу и прячешь его затем в лесу, - это называется аморально. Лишить родственников погибшей права на нормально погребение члена семьи – это тоже, получается, аморально. Сюда же надо записать пособничество в преступлении и дискредитацию правоохранительных органов. Да, это все тоже просто аморально, считает Вилков. Довольно удобная позиция, когда тебе грозит реальный уголовный срок.

Желание общественника выступить этаким эскапистом, уйти от реальных проблем, на удивление сработало. Ответственности Вилков избежал, как и остальные участники судебного процесса. Полицейским обвинение инкриминировало превышение должностных полномочий (часть 1 статьи 286 УК РФ), а общественнику – пособничество (часть 5 статьи 33 УК РФ). 8 ноября 2016 года все обвиняемые получили только условный срок, при этом тут же попали под амнистию от 2015 года по случаю 70-летия победы в Великой Отечественной войне. Единственное наказание, которое они понесли, – запрет занимать должности, связанные с исполнением функций представителей власти. Для Вилкова он составляет 2,5 года.

Уже на следующий день после суда общественник отправился прямиком на радио, где охотно комментировал гуманное решение суда. Даже в такой ситуации Вилков остался верен себе и постарался выжать из неё максимум эфирного времени, что со стороны выглядело несколько странным.

В ходе эфира он обещал псковичам, что будет впредь еще жёстче бороться с наркоторговцами, по-прежнему называл себя невиновным и как-то легко рассуждал, что к нему выдвигать обвинении неуместно в принципе, ведь он не должностное лицо, в отличие от оперуполномоченных.

Одну из своих самых главных неудач Вилков пытался замаскировать любым доступным способом. Сначала пытался спрятать в лесу, потом – сделать вид, что к нему она не имеет никакого отношения.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: «Из жалости к полиции»: псковский политик спрятал труп и остался на свободе

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру