Своих не сдаем: псковская епархия всячески защищает осужденного священника

Псковская епархия убеждает прихожан, что осужденного за хранение оружия и крупной партии наркотиков священника оболгали.

10 января 2017 в 15:47, просмотров: 1447

14 декабря 2016 года Псковский городской суд вынес обвинительный приговор по части 1 статьи 220 УК РФ и части 2 статьи 228 УК РФ настоятелю храма святых Жен-мироносиц в Пскове протоиерею Сергию Иванову. 27 декабря приговор вступил в силу. Митрополит Евсевий на проповеди назвал информацию об уголовном деле священника клеветой и предположил, что работники СМИ будут «вычеркнуты из книги жизни».

Своих не сдаем: псковская епархия всячески защищает осужденного священника
Фото: Тимур Галимов

Бог не выдаст?

«Московский комсомолец в Пскове» опубликовал информацию о судимости настоятеля 20 декабря 2016 года. 36-летний протоиерей Сергий Иванов, возглавляющий храм святых Жен-Мироносиц с 2008 года, за хранение оружия и крупной партии наркотиков получил три года условно и штраф в 15 тысяч рублей. Глава общественной организации «Псков – город без наркотиков» Константин Вилков рассказал, что «батюшка» был задержан сотрудниками ФСБ с пистолетом Марголина (в комплекте с глушителем) и крупной партией гашиша.

Первые три дня епархиальное руководство не отвечало на звонки журналистов и не комментировало инцидент. Позже настоятель Свято-Троицкого собора протоиерей Иоанн Муханов, который, по информации нашего издания является крестным отцом -14-летнего сына осужденного священника, сообщил, что о приговоре в епархии узнали из публикации в «МК в Пскове», а владыка Евсевий обдумывает ситуацию и в ближайшие сутки примет решение.

Источник, близкий к епархии, рассказал «Московскому комсомольцу в Пскове», что Иоанн Муханов мог быть причастен к сокрытию информации, так как был близким другом семьи Ивановых. Современный Уголовно-процессуальный кодекс РФ не дает однозначных рекомендаций об уведомлении о возбуждении уголовного дела по месту работы. При этом юристы отмечают, что характеристика, данная руководством подозреваемого, может использоваться как во время следственных действий, так и в судебном делопроизводстве до вынесения приговора. В канцелярии Псковского городского суда «Московскому комсомольцу в Пскове» сообщили, что Иванов Сергей Иванович в материалах дела фигурировал как безработный. Источники из церковных кругов утверждают, что де-факто такое возможно: Трудовой кодекс в отдельных епархиях на священнослужителей не распространяется, договоры с ними тоже не заключаются. Основанием для такого «приема на работу» является указ правящего архиерея.

Храм святых Жен-мироносиц зарегистрирован как юридическое лицо (местная религиозная организация), в 2002 году она была поставлена на учет в Федеральную налоговую службу, в 2006 году – в региональное управление Пенсионного фонда РФ. В официальных данных электронной системы «ЕГРЮЛ» протоиерей Сергий Иванов числится настоятелем религиозной организации, он имеет право действовать от имени юрлица без доверенности.

Известный богослов протодиакон Андрей Кураев также настаивает на том, что священник должен был иметь трудовую книжку, в которой указано его место работы, а информацию о безработном статусе священника называет ложью. «Враньё, что не отмечается. В трудовой книжке должна быть специальная запись — странно, что его называют безработным. У меня у самого трудовая книжка есть. Вряд ли суд и следствие настолько наивны и не понимают, что работодателем является если не сам приход, то епархия. И именно туда они должны были сообщить. И отдельный вопрос, почему они этого не сделали», - категорично прокомментировал ситуацию богослов.

Как бы то ни было, но на архиерейском совете, который проходил 26 декабря (спустя 5 дней с момента, когда епархия, якобы впервые узнала о приговоре настоятелю) митрополит Евсевий сокрушался о дефиците кадров в епархии, но вопрос о нарушившем закон священнослужителе предпочитал не обсуждать. 29 декабря владыка подводил итоги года с известным своей религиозностью губернатором Андреем Турчаком, но и после этого кадровый вопрос с осужденным протоиереем Ивановым решен не был. Все это время отец Сергий продолжал вести службы и «окормлять паству».

Среди клириков храма тем временем 27 декабря был объявлен сбор подписей под характеристикой настоятелю. Всех неравнодушных приглашали в храм и популярно объясняли, что наркотики и оружие батюшке подбросили. «Идет жесточайшее давление на настоятеля храма св. Жен Мироносиц! Прекрасного человека, замечательного священника и достойного настоятеля оболгали и облили грязью! Пожалуйста, нужна поддержка! <…> Не оставайтесь в стороне!», - писала в социальных сетях регент храма и методист кафедры теологии Псковского государственного университета Кристина Мельникова.

По информации «Московского комсомольца в Пскове», после акции по сбору пакет с подписями взял … сам осужденный протоиерей Сергий Иванов и собственноручно отвез в епархиальное управление. После этого епархия наконец решилась ответить на звонки журналистов: секретарь епархиального управления Дмитрий Куминов сообщил нашему изданию, что митрополит не запретил служить осужденному настоятелю. «Все будет решать епархиальный суд, который из-за праздников состоится только в январе», - добавил церковный чиновник. В самом деле, грешно портить верующим праздник.

В патриархии накануне Нового года предпочли откреститься от проблем скандальной псковской митрополии. Заместитель главы Священного Синода Владимира Легойды назвал произошедшее «темой именно епархиального руководства» и сообщил, что объявление приговора протоиерею Сергию Иванову для патриархии не является информационным поводом.

Прихожан заверяли в невиновности батюшки, но ни один представитель епархии не попытался обжаловать приговор суда: он вступил в силу 27 декабря. Еще более странной выглядела позиция прокуратуры, которая, по информации «МК в Пскове», изначально настаивала на реальном сроке для священника, но после не стала подавать апелляцию. Константин Вилков убежден, что условный срок за такие тяжелые статьи священник получил за сотрудничество со следствием: это могла быть как контрольная закупка новой партии наркотиков, так и подробная информация о поставщиках. Насколько созвучно такое «покаяние-провокация» канонам православия, где «введение в соблазн» трактуется широко и является тяжким грехом, остается лишь догадываться.

Происки сатаны

После Нового года митрополит Евсевий всерьез взялся за чистку епархиальных кадров и начал с главного: 3 января уволил сельского священника за отказ молиться за патриарха Кирилла. Отправленный за штат игумен Роман Загребнев был настоятелем храма Святителя Николая в посёлке Заянье Плюсского района.

Официальными причинами запрета в служении и снятия священнических и монашеских одежд с игумена Романа митрополит назвал «распространение своих книг еретического содержания», «смущение народа ложными измышлениями», «клевета на церковное священноначалие» и «уход в раскол». Епархия также обвинила игумена в том, что он во время службы отказывается молиться за патриарха Кирилла и самого митрополита Евсевия. По официальной версии, игумен Роман убеждён, что патриарх Кирилл впал в ересь.

По информации источников «Псковской губернии» из церковных кругов, конфликты игумена и митрополита Евсевия начались в конце 2011 года и могли быть частично связаны с отказом священника выполнять неофициальные финансовые обязательства перед епархией.

4 января в день памяти Анастасии Узорешительницы, которая согласно поверью, помогает пострадавшим за веру выйти из тюрьмы и других заключений, владыка пошел ва-банк. На проповеди в посвященном этой святой храме он назвал клеветой информацию об уголовном деле протоиерея Сергия Иванова. «В последние дни и мне приходится испытывать то, как враг сатана действует через людей. О нашем почтенном отце настоятеле храма Жен-мироносиц, священнике Сергие Иванове, написана сейчас грязная статья, якобы у него были пистолет и наркотики. Не верьте этому! Не может совмещать священническое сердце и то, и другое, и говорить об истинном Боге и о святой праведной жизни, совершать Таинства», - просветил митрополит и посокрушался, что, обвиняя протоиерея Сергия Иванова, журналисты задевают и его самого, припоминая ему историю с Павлом Адельгеймом. «Идет волна клеветы, и, конечно, это тоже страдания, прежде всего, и моему сердцу, потому что как бы я не старался отдать свои душу, сердце и всю жизнь Церкви, Богу и вам, дорогие, все равно клевета идет, сатанинская, грязная, выдуманная. <…> Тот, кто клевещет на Церковь, на священноначалие - сам будет вычеркнут из книги жизни, пообещал митрополит Евсевий.

Обвиняя журналистов в клевете и откровенно угрожая им, глава епархии фактически призывал прихожан не верить решению суда, доказательствам следствия и т.п. При этом о вступившем в силу приговоре не было сказано ни слова: зачем «вводить в смущение» паству. Правовую оценку обещаниям владыки «вычеркнуть клевещущих из книги жизни» еще предстоит дать.

Впрочем, гвоздь проповеди был даже не в угрозах журналистам. Обличая «клеветников» с амвона митрополит Евсевий уже знал, что временно отстранит от служения осужденного протоиерея. Буквально днем ранее на епархиальном собрании он объявил, что временно запрещает в служении протоиерея Сергия Иванова. По распоряжению епархии, священник не сможет служить в храме следующие три года, однако в случае достойного поведения настоятеля храма святых Жён-мироносиц срок запрета могут сократить до двух лет.

Что сподвигло его высокопреосвященство (так согласно церковной иерархии простые смертные должны обращаться к митрополиту) спустя три недели после вынесения приговора все-таки де-юре отстранить осужденного по двум статьям УК от «стояния у престола» и общения с паствой? Вероятно, «клеветнические грязные статьи» все-таки поспособствовали. Впрочем, осужденный батюшка охотно позирует на фотографиях клириков храма святых Жен-мироносиц с рождественской службы, те в ответ называют его любимым настоятелем.



    Партнеры