Псковский драмтеатр готовит премьеру «Пиковой дамы» в формате 4D

«Вы так к 4 февраля дошутитесь!» - предупредила актёров и режиссёра «Пиковой дамы» завлит Псковского театра драмы Любовь Никитина, когда на вчерашней пресс-конференции по поводу предстоящей премьеры они до того распоясались, что начали объяснять, с чего это вдруг в спектакле их тела занесло на лестницы и даже в коридор, а также почему зайца легче научить курить, чем Дениса Кугая – выучить монолог Томского.

Псковский драмтеатр готовит премьеру «Пиковой дамы» в формате 4D

«Мы решили покопаться в чём-то человеческом»

Как выяснилось, Псковский театр драмы берётся за постановку «Пиковой дамы» впервые в своей истории. Вдобавок псковский «дрампуш» впервые после печально известного сенинского «Графа Нулина» рискнул поучаствовать в Пушкинском театральном фестивале, который в этом самом театре и гнездится.

Причём на фестивале кроме двух одинаковых псковских «Пиковых дам» будет ещё две: от «Коляда-Театра» и театра «Кукольный формат». Завсегдатаи Пушкинского театрального уже потирают ручки, готовые сравнивать.

Юрий Печенежский. Фото Андрея Кокшарова.

«Широко известный в узких кругах» московский режиссёр («Я неизвестный!» - запротестовал он) Юрий Печенежский сказал, что тут и сравнивать нечего: это разные миры.

Псковский спектакль будет о сломанной судьбе. Дескать, как во времена Пушкина, так и сегодня некоторые люди совершают неблагородные поступки и тем самым разрушают свою жизнь. Иные, по его словам, только тем и занимаются. Вот создатели спектакля и захотели понять, как это происходит вне времени и исторических обстоятельств, но в костюмах «той эпохи»: «Мы решили покопаться в чём-то человеческом».

Юрий Печенежский. Фото Андрея Кокшарова.

«Копаясь» в том самом, режиссёр никакого «синего тумана» напускать не стал. Спецэффектов не будет, предупредил он. Это постановка и не архаичная, и не авангардная. По уверению Юрия Печенежского, он больше всего переживает о том, чтобы зритель понял всё происходящее на сцене: «Мне кажется, мы очень простые».

Но это не потому, что псковский зритель не готов к сложным интерпретациям классики или недостаточно сообразителен. «Просто у меня в крови отторжение к непонятным вещам на сцене», - оправдывался Юрий Печенежский. Он, мол, сам из Москвы и повидал там ТАКОЕ…

«Многие современные режиссёры намеренно пытаются выразить себя через что-то непонятное. Это не мой путь».

Ясошласума, ясошласума

О чём ещё «Пиковая дама» Псковского драмтеатра? «О сумасшествии». Зрителю предстоит проследить вместе с создателями спектакля, как люди съезжают с катушек и почему.

Но не всё так однозначно. Сам режиссёр, а вместе с ним и Денис Золотарёв как исполнитель главной роли Германна так до сих пор и не разобрались, влюбился их герой по-настоящему или только имитировал это чувство из корыстных побуждений.

Денис Золотарёв. Фото Андрея Кокшарова.

«А что, если он сначала изображал влюблённость из расчёта, а потом поддался этому чувству? Мне самому интересно это понять», - признался Юрий Печенежский. И рассказал, что они с актёрами продолжают исследование этой проблемы на каждой предпремьерной репетиции.

Поэтому Денис Золотарёв (Германн) уверен, что каждый зритель псковской «Пиковой дамы» сможет увидеть свой спектакль. А если купит билеты на два показа, то увидит два разных спектакля. Тем более, если будет смотреть этот спектакль из разных мест зрительного зала.

При этом выяснилось, что в спектакле задействована не только Малая сцена Псковского драмтеатра, но также пространство перед сценой, зрительный зал и даже ведущий в этот зал коридор. «Такое впечатление, что актёрам было мало места», - сказала зрительница генерального прогона из числа сотрудников театра.

Оказывается, Юрий Печенежский начинал репетиции с того, что предложил актёрам освоить пространство будущего спектакля. Поэтому, например, Денис Золотарёв постарался прислушаться к своему телу и понять куда его организм тянет: на лестницу, в проходы между креслами зрительного зала или в вестибюль.

А всё для того, чтобы зритель тоже поскорее освоился в пространстве спектакля и почувствовал себя включённым в действие.

Камиль Иблеев. Фото Андрея Кокшарова.

Таким образом создаётся «4D-эффект» спектакля, уверяет актёр Камиль Иблеев.

Мы её душили-душили

Молодых артистов спросили, каково им было работать в ансамбле со старейшей актрисой Пушкинского драмтеатра Миррой Горской, которой в этом году исполнится 90 лет (из них 75 она провела на псковской сцене!).

Они испытали «трепет». И свой собственный, и Мирры Александровны, которая, несмотря на годы, всё так же волнуется на сцене.

По их словам, это большая удача, что у нас в Пскове есть Мирра Горская, ведь далеко не каждый театр может похвастаться наличием актрисы на роль Графини. А у нас на сцену выходит Мирра Александровна – и всё, мистика начинается.

Правда, парни признались, что во время первых читок пьесы между ними и Миррой Александровной возникали неловкие моменты. Например, режиссёр просит всех остановиться и повторить сложный отрывок ещё раз, а «графиня» не расслышала. Но потом они сами удивились, как эта «органика» заиграла.

Поэтому Денис Золотарёв, по его же признанию, с содроганием готовился к репетиции того момента, когда ему придётся размахивать перед Миррой Александровной пистолетом («и душить её, душить» – добавили сотрудники театра).

Фото Андрея Кокшарова.

«Я был в ужасе». Но всё обошлось. Мирра Александровна шокировала Дениса совсем в другом эпизоде. Когда в перерыве между репетициями попробовала с ним, «начинающим юнцом», посоветоваться, как ей лучше сыграть очередной отрывок.

Ещё один обречённый на счастье

У нового приглашённого режиссёра спросили, как быстро он поладил с псковской труппой. Ведь всем известно, что его предшественник, Борис Бирман, вначале так яростно конфликтовал с артистами псковского драмтеатра, что некоторые из них наотрез отказались участвовать в его постановке по Довлатову.

Юрий Печенежский. Фото Андрея Кокшарова.

«Я чувствую себя счастливым человеком, что мне повезло ставить спектакль в этом театре!» - сказал Юрий Печенежский.

А Денис Кугай объяснил, что дело не в приглашённом режиссёре, и даже не в псковской труппе, а в самом материале. Дескать, Пушкин – он же бесспорный классик, в отличие от Довлатова (ставим мысленные кавычки, мы-то с Денисом знаем, что и Довлатов тоже классик), поэтому у артистов и не наблюдается такого отторжения, как это было на репетициях спектакля «Человек, обречённый на счастье».

Денис Кугай. Фото Андрея Кокшарова.

Хотя с Пушкиным-то всё намного сложнее: «Попробуйте найти современную живость внутри этого бронзового материала».

«Эти артисты и Кугай»

- Как вам удалось справиться с монологом Томского? – подколола Кугая завлит театра.

Любовь Никитина. Фото Андрея Кокшарова.

- А мне ещё не удалось, - весело ответствовал Денис.

Ничего, ничего, успокаивал журналистов режиссёр: медведей в цирке, думаете, легче дрессировать, но каких-нибудь 1000 повторений – и вуаля.

Фото Андрея Кокшарова.

Сам Денис тоже верит, что «даже зайца можно научить курить», поэтому надеется к премьере выучить самый длинный в пьесе монолог и наконец-то дождаться от режиссёра фразы «эти артисты» вместо «эти артисты и Кугай».

"Эти артисты" и Денис Кугай (справа).

Денис также рассчитывает, что с того момента, как он освоится в этом монологе, ему можно будет переводить стрелки на режиссёра: «Я не знаю, что вам не понравилось в нашем спектакле, все вопросы к Печенежскому – он так видит!».

Но добавил: «Мне было комфортно работать с этим конкретно парнем».

Слово «комфортно» на пресс-конференции было произнесено трижды, хотя артисты и режиссёр спектакля каждый раз сами его пугались, на всякий случай объясняя, что это «в хорошем смысле». «Комфортно»: режиссёру – в псковском театре, зрителям, как ожидается, – в зале, а артистам – на репетициях.

Камиль Иблеев сказал, что на репетиционной площадке «царит классная творческая атмосфера» и что «только в такой атмосфере и можно создать что-то интересное». А его коллега Алексей Пучков напомнил, чему их учит худрук Псковского театра драмы. Согласно доктрине Александра Кладько, атмосфера репетиций потом обязательно переносится на сцену.

Алексей Пучков. Фото Андрея Кокшарова.

Кстати, зритель что-то такое уже заподозрил. На XXIV Пушкинском фестивале только у псковского драмтеатра запланировано два показа одного и того же спектакля – «Пиковой дамы»: 4 и 6 февраля. Все билеты на эти даты, представьте, уже распроданы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру