В Пскове решили разобраться: преступник ли Борис Ельцин

В Пскове стартовала дискуссия, на которой уже предлагают судить Горбачёва и не судить историю

17 января Псковский горсуд принял к рассмотрению заявление от гдовского предпринимателя и кандидата в партию «Родина» Юрия Шокурова о признании событий 1993 года в Москве госпереворотом. Он обратился в суд по примеру бывшего народного депутата Верховной рады Украины Владимира Олейника, по иску которого киевский Майдан в декабре 2016 года был признан госпереворотом Дорогомиловским судом Москвы. Иском в суд в Пскове не ограничились: решили собраться на круглый стол и обсудить проблему лицом к лицу, для чего «родинцы» постарались собрать все политические силы региона.

В Пскове стартовала дискуссия, на которой уже предлагают судить Горбачёва и не судить историю

Начнём с ЦРУ

Лидер регионального отделения партии «Родина» Константин Вилков круглый стол начал с укола в сторону «Единой России»: мол, все оппозиционные партии здесь, а партии власти, когда нужно принимать решения, нет. «Родинец» сказал это, скорее, по привычке: вряд ли Вилков рассчитывал, что здесь за час будет принято решение, которое затем запишут в учебники. Да и говоря об оппозиции, стоит заметить, что не было на круглом столе не только «Единой России», но и «Яблока», несмотря на то, что приглашения поступили всем. Их отсутствие, кажется, было принципиальной позицией.

Впрочем, добавь на круглый стол ещё хотя бы одного человека, он бы вышел за рамки обозначенного часового формата. Да и две главные точки зрения прозвучали уже в самом начале разговора. Первым слово взял коммунист Виктор Дуля. Даже среди собравшихся мужчин он выглядел старейшиной. Может, поэтому его единственного никто не перебивал, хотя многим, наверняка, хотелось. Дуля объяснил, что от понимания того, что случилось в России в 1993 году, многое зависит в сегодняшнем российском обществе. Позиция КПРФ при этом довольно простая: в 1993 году случился невостребованный временем государственный переворот, Ельцин – преступник, и скоро это докажут. Переворот был организован при несомненном участии Центрального разведывательного управления, веско расшифровал аббревиатуру Дуля. Переворот был нужен, чтобы повернуть страну, которая определяла всю мировую политику, в прошлое. Да что там страну, всю цивилизацию повернули в дремучее прошлое, рубанул с плеча коммунист.

Затем он оговорился, что с точки зрения фактов ЦРУ в перевороте не участвовало, но точно поддерживало, а это у нас, судя по всему, приравнивается к участию. Общей тональности его речи, эта оговорка, конечно, не изменила.

Перейдём к 1917-му

Координатор Либертарианской партии Николай Рассадин вольно или невольно изменил русло разговор: сразу после выступления Дули он поинтересовался, если уж все тут взялись судить историю, то почему не начать с 1917 года, вот уж где был переворот, так переворот: тоже вооружённый, тоже из Европы пришёл и уничтожил целые пласты российского общества. Рассадин объяснил, что он против возможного суда и в принципе против такой постановки вопроса: либо переворот, либо нет. Это расколет общество, а расколотое общество не может идти вперёд, объяснил он. Не нужно искать причины нынешних неудач в прошлом, его, конечно, надо помнить, оценивать, но не судить, подчеркнул либертанианец.

Конечно, у Рассадина есть мнение о давнем противостоянии президента Ельцина и Совета народных депутатов: это был политический коллапс, договориться между собой они не смогли, вот вам и причина, пояснил он. А Ельцин в той ситуации просто не побоялся применить силу.

Дождавшись, когда Рассадин закончит, в разговор вступил Вилков. Не хочет «Родина» судить историю, и правовую оценку событиям 1993 года давать не хочет, объяснил он собравшимся. Да и какая это история: участники событий ещё живы, семьи погибших тогда в Москве тоже живут, нужна гражданская оценка событий, социальная справедливость. Может, удастся добиться компенсаций этим семьям, может, ещё кому-нибудь из защитников Белого дома посмертно дадут Героя России, горячо говорил он.

Вилков, конечно, окончательно запутался в терминах: суд даёт именно правовую оценку, но никак не гражданскую, выплат семьям псковские судьи тоже не назначат. А то, что случилось 24 года назад, иначе как историей не назовёшь: ведь и ветераны Великой Отечественной живы, но события 1941-1945 годов – всё-таки история. Однако даже с путаницей в терминах его позиция была ясна.

И закончим «Викингом»

Впереди было ещё больше половины выступающих, однако почти все они говорили уже «по мотивам» выступлений Дули, Рассадина и Вилкова. Иван Васильев из «Справедливой России» предложил, к примеру, раз уж Ельцин умер, судить Михаила Горбачёва. Игорь Иванов из ЛДПР объяснил Рассадину, что судить 1917-й год не получится, потому что не осталось свидетелей: вот и по фильму «Викинг» сейчас споры идут, а ничего не докажешь, свидетелей тоже нет, неожиданно ушёл он в глубокую древность.

Не стал вступать в споры и порадовался за организаторов круглого стола только представитель ещё не организованной в Пскове «Открытой России» Алексей Малов. Хорошо, что здесь обсуждаются исторические моменты, это, конечно, первая попытка выстроить диалог, но уже неплохой задел на дискуссию, сказал он, возможно, основную мысль, которую до него никто не озвучил. Пскову, действительно, редко удаётся быть в чём-то первым, и то, что именно в нашем городе стартовал новый виток обсуждения болезненных исторических вопросов, однозначно неплохо.

Да, наверняка, и иск в суд, и организованный «Родиной» круглый стол – это ещё и PR-ход от не самой известной партии, ведь неважно, какое решение примет Псковский городской суд, о деятельности «родинцев» узнают тысячи псковичей. Однако игра стоит свеч: вряд ли ещё в каком-нибудь российском городе люди с довольно разными политическими взглядами собираются за одним столом и пытаются разобраться в сложных вопросах.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 25 января 2017

Заголовок в газете: Раскольники?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру