Одна из серых банковских схем оставила псковичку без денег

Бывшие жены псковского чиновника из аппарата губернатора рассорились из-за денег

«Это полный беспредел!», – с такими словами обратилась в редакцию «МК в Пскове» псковичка Татьяна Шарикова, которая судится с женой своего бывшего мужа из-за крупной суммы денег. На первый взгляд, женщина не похожа на жертву беспредела – выглядит хорошо, держится уверенно. Но история, которую она рассказала, действительно впечатляет.

Бывшие жены псковского чиновника из аппарата губернатора рассорились из-за денег

Уж сколько раз твердили миру – если есть в стране проблемы с правосудием, то они есть для всех. Никто не застрахован от несправедливости, оформленной по всей букве закона. Вот и Татьяна Шарикова, предпринимательница и невестка бывшего начальника областного МВД, неожиданно для себя оказалась беспомощной жертвой. Мы сознательно не скрываем имена героев и их взаимоотношения с органами власти, поскольку данные можно найти в открытом доступе, к тому же дело не только носит общественно-значимый характер, но и дает представление об одной из сомнительных банковских схем.

Несвоевременная сигнализация

В 2008 году, когда началась эта история, Татьяна возглавляла псковский филиал фирмы, которая занималась растаможкой грузовых машин. Она была в разводе – с мужем, Сергеем Шариковым, который сегодня возглавляет отдел по взаимодействию с правоохранительными органами в управлении специальных программ администрации Псковской области, они расстались мирно.

«Со свекром и свекровью мы всегда сохраняли хорошие отношения», – рассказывает Татьяна. Бабушка и дедушка продолжали активно участвовать в жизни внучки, невестка их очень уважала. И не только она – свекор Илья Андреевич Шариков долгие годы возглавлял УВД Пскова и Псковской области.

Однажды, когда Татьяна была в отъезде, в ее квартире сработала сигнализация. Доверенным лицом хозяйки, имеющим право войти в квартиру вместе с охраной, значилась свекровь, Надежда Филипповна. В квартире на тот момент лежала крупная сумма денег – выручка с последних проданных грузовиков. От греха подальше свекровь отнесла деньги в банк и с согласия Татьяны открыла депозит на свое имя.

«Я вернулась из-за границы, она этот вклад со своего имени перевела на моё. Но это было в банке [крупном банке], и отнесла она эти деньги своей второй невестке. Вот тогда мы с ней в деловом отношении и столкнулись», – рассказывает Татьяна.

Так она познакомилась с новой женой своего бывшего мужа.

Лучшие подруги

«Никаких претензий по разделу мужа у нас не было никогда, это не было камнем преткновения», – рассказывает Татьяна. Женщины быстро подружились.

«Мы стали не разлей вода, ближайшие подруги! Она не вылезала из моего дома, тут же приходили Шариковы-старшие – общие праздники, общие мероприятия. Это видели мои соседи, которые очень сильно удивлялись: как это две жены одного человека могут так спеться? Была полная идиллия, счастье и любовь», – вспоминает Татьяна Шарикова.

Идиллия строилась на взаимовыгодной основе.

Вторая жена бывшего мужа работала менеджером в отделении крупного российского банка по работе с VIP-клиентами. В банковском деле Ольга Шарикова пошла по стопам матери, которая долгое время работала бухгалтером в Сбербанке. Имея дело с VIP-клиентами крупного банка, она знала, кто нуждается в кредитах и у кого какие активы. И как на этом заработать.

«Когда закончился банковский депозит, и я пришла за деньгами, Ольга предложила мне такой вариант. Она говорит: ты знаешь, вот эти проценты – маленькие, ерунда полная. Ты не хочешь дать в долг Серегиному сослуживцу? – он абсолютно нормальный мужик, я знаю все его активы, у меня доверенности на все его счета. Я испугалась – такая сумма огромная, и дать в долг человеку, о котором я только что узнала? Она говорит: ты не беспокойся, он тебе залог оставит хороший», – рассказывает Татьяна.

Схема была простая: менеджер предлагает состоятельному клиенту оформить ссуду не в банке, а у частного лица. Свою выгоду получают все (кроме банка). Клиенту не нужно собирать кучу документов, владелец капитала зарабатывает на процентах больше, чем по обычному вкладу, менеджер тоже получает свою долю. Сделка закреплялась распиской и залогом.

Первым заемщиком Татьяны стал крупный псковский бизнесмен Сергей Л. (фамилия известна редакции). В 2009 году они встретились у Ольги в офисе банка, Л. занял под расписку 50 тысяч евро, а в качестве обеспечения оставил в залог свою производственную базу. И расписку, и залог бизнесмен оставил на имя Татьяны. Каждый месяц он приносил Ольге наличные деньги в качестве уплаты процентов, а время от времени переписывал расписку на новый срок.

Как потом объяснял бизнесмен правоохранительным органам, никакого недоверия к Ольге Шариковой у него «никогда не возникало», потому что он знал ее «как супругу Шарикова С.И., моего бывшего коллеги по службе в налоговой полиции».

Никакого недоверия не возникало и у Татьяны. Несколько лет схема работала превосходно. Ольга приносила выплаченные проценты подруге, они их делили между собой: «Семейный такой бизнес». Со временем появлялись новые схемы: «Она видела деньги, которые у меня остались, и стала придумывать варианты, куда бы их пристроить». Каким образом это работало, Татьяна не вникала. Детали заинтересовали ее лишь тогда, когда поток дохода иссяк.

Новые заемщики

Татьяна Шарикова вспоминает, что в конце 2012 года подруга пришла к ней домой и рассказала, что их основной кредитор, Л., наконец-то достроил свой объект: «Он, говорит, хочет переоформить базу, ты отдай ему документы, которые он тебе несколько лет назад давал, и его расписку. Расписку, говорит, он перепишет, ему деньги нужны, он хочет продолжить заем. Он перепишет, и я тебе ее принесу. И вы понимаете, не моргнув глазом, я, как загипнотизированная, отдала все оригиналы – я не сняла копии, не сфотографировала, ничего!»

Новую расписку от Л. она так и не увидела – подруга сказала, что оставила ее у себя в банке, так надежнее. Но когда выплаты по долгу прекратились, Татьяна сама связалась с должником. А тот сообщил, что давным-давно вернул долг Ольге.

Из объяснений бизнесмена в полиции (копия есть в редакции) следует, что где-то на третьем году займа Ольга Шарикова попросила вернуть всю сумму долга. Он принес ей 50 тысяч евро, а взамен получил расписку и документы.

Татьяна ничуть не подозревает бизнесмена в недобросовестности: «Л. отдал ей эти деньги, потому что прекрасно знал, что мы представители одной семьи, что у нас прекрасные отношения, что до этого она два года носила мне эти деньги. Опять же, она принесла ему оригиналы документов».

В 2013 году Татьяна выловила подругу и взяла с нее расписку на все деньги, которые в разное время и в разных валютах доверила ей в пользование. По валютному курсу на момент составления расписки получалось 7,15 миллионов рублей.

Она рассчитывала вернуть долг по-семейному – просила «повлиять на Ольгу» и бывшего мужа, и свекра со свекровью. Единственное, что ей удалось, так это выяснить судьбу своих накоплений. Оказалось, был еще один заемщик – некий предприниматель Валерий О. Тот первое время исправно платил проценты, но потом в бизнесе начались проблемы. Когда долг возрос до 5 млн рублей, предприниматель передал Ольге Шариковой право собственности на земельный участок размером 2,3 га в районе деревни Солоново по Гдовскому шоссе. О существовании Татьяны Шариковой Валерий О. и не подозревал.

Эти земли сельхозназначения, конечно, пяти миллионов не стоили. Но якобы была перспектива перевести их в земли промышленного назначения и тогда продать участок, например, под строительство автозаправки. А это уже близко к искомой сумме долга.

Родственники предложили Татьяне набраться терпения: «Текст каждого в этой пьесе был таков: ждите! "Мы занимаемся этим вопросом". И вот это – спите, жители Багдада, в Багдаде все спокойно – на протяжении двух лет. И тут я понимаю, что сейчас третий год пойдет, и вся эта моя история останется анекдотом…»

Тогда Татьяна Шарикова пошла судиться с Ольгой Шариковой.

Новые кредиторы

Гражданский иск Татьяна Шарикова выиграла. Псковский городской суд в июне 2015 года присудил взыскать в ее пользу основной долг, плюс проценты за пользование ссудой, плюс проценты за незаконное пользование чужими деньгами, итого: 103 972 евро, 18 348 долларов США и 3 547 280 рублей. Ну и плюс судебные издержки.

Но одно дело – получить решение суда, и совсем другое – увидеть деньги.

Исполнительное производство, возбужденное в ноябре 2015 года, вернуло Татьяне Шариковой всего 93 тыс. рублей, которые приставы удерживали из зарплаты должницы. Но та уволилась из банка, и встал вопрос об обращении взыскания на имущество.

И вот тут начинаются танцы с бубном, которые, по мнению нашей героини, квалифицируются по ст.10 ГК РФ (Злоупотребление правом).

Для начала Ольга Шарикова развелась с мужем. Через суд бывшие супруги разделили имущество, и Сергей Шариков стал законным обладателем половины совместно нажитой дачи и половины доли супруги в правах на земельный участок.

Затем Ольга продала свою квартиру родной матери. Вырученные за продажу 1,9 млн рублей судебные приставы не увидели: вся сумму ушла на выплату долга трем подругам, у которых Ольга якобы занимала ранее. Суд запросто поверил в эту версию. Другой суд столь же легко согласился, что земля в Солоново куплена в счет потребительского кредита, а показания Валерия О. насчет уплаты долга не принял к сведению.

Теперь у бывшего мужа есть доля в собственности, и если приставы выставят землю на продажу, он получит преимущественное право выкупа. А как собственник (да при должности в аппарате губернатора), пожалуй, сможет изменить категорию участка и продать его за несколько миллионов рублей – которые первая бывшая жена уже никогда не увидит.

«В рамках закона перспективы туманны»

«Закона реально нет! – возмущается Татьяна. – То, что происходит в наших судах, для меня стало новостью».

Увидев, что гражданско-правовые отношения ведут лишь к «легализации этого мошенничества официальным правосудным образом», она отправилась в милицию. Дело завели по статье 159 УК (Мошенничество).

«Мошенничество заключается в том, что человек испытывает полное доверие. Мужа мы не делим, дети у нас – сестры, мы все такие подруги. Все это – родственный круг. Для меня это тоже была страховка, потому что на той стороне Шариковы стоят, которым я доверяла больше чем себе! Я души в них не чаяла», – говорит Татьяна Шарикова. Еще один признак мошенничества она видит в том, что Ольга даже не пыталась вернуть долги: «Как честный человек она могла бы прийти и сказать: Тань, вот такая ситуация, О. не смог отдать деньги, рассчитался участком. И мне бы ничего не оставалось, как взять этот участок. Если бы они хотели рассчитаться со мной, земля была бы переписана на меня».

Уголовное дело несколько раз закрывали и заново открывали, и сегодня Татьяна Шарикова не особо верит в справедливый исход. Она считает, что суды и полиция изначально на стороне её бывшего мужа, работника администрации, и бывшего свекра, который до сих пор пользуется уважением в правоохранительных органах.

«К сожалению, перспективы в рамках закона очень туманны, – говорит она. – Пока он будет сидеть на этой должности, пока здесь не будет известно о том, что они творят и что происходит, я ничего не добьюсь. Общественный резонанс имеет значение».

Редакция попыталась связаться со второй героиней этой истории. К сожалению, телефонный номер Ольги Шариковой был все время занят, а на СМС с предложением дать комментарий она не ответила. «МК в Пскове», безусловно, готов предоставить слово второй стороне конфликта.

А пока остановимся на таком грустном выводе: когда речь о больших деньгах, репутации и семейные чувства уходят на задний план.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №7 от 8 февраля 2017

Заголовок в газете: Из жизни Шариковых

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру