Апрельские сотки: садоводы Псковской области выходят на митинг

Почему «щедрый» жест губернатора не успокоил садоводов

В 2016 году петербургская фирма провела в Псковской области переоценку кадастровой стоимости земель. Услуга обошлась региону в 7 миллионов рублей. В результате участки в Орлецах стали стоить дороже, чем земли в элитном районе отеля «Old Estate Hotel & SPA» на улице Верхне-Береговой, а земельный налог вырос в разы. После заявлений садоводов о массовой ликвидации губернатор Турчак понизил налоговую ставку, но дачники не вняли и выходят на митинг.

Почему «щедрый» жест губернатора не успокоил садоводов
Фото: Людмила Савицкая

Свои правила

«Специалисты из Санкт-Петербурга просто рассчитывали кадастровую стоимость псковских земель без учета садоводств, по новой федеральной методике, там этой группы просто нет», – постфактум объясняли чиновники разъяренным дачникам, которые после новых «кадастровых цифр» перестали стесняться в выражениях даже на официальном сайте Турчака. По версии региональных властей, участки садоводческих товариществ попали в раздел «земли под индивидуальное жилищное строительство», потому что дома и сараи под хознужды там размещать можно и нужно. Кроме того, большая часть садоводств из Псковского района юридически приписана к Пскову – вот и получилось: земли под строительство в черте города, разводили руками псковские специалисты, которые еще в ноябре 2016 года этот самый перерасчет петербургской фирмы принимали и докладывали губернатору, что одну копейку за одну сотку больше никто в Псковской области платить не будет.

Сотрудники ООО «Центр экспертизы и оценки собственности» к справедливости тоже отнеслись ревностно и почти приравняли земли в центре Пскова к участкам у кладбища в Орлецах. По новым нормативам, площади на улице Верхне–Береговой «по кадастру» стоят 383,7 руб./кв.м, на Орлецкой набережной (недалеко от главного кладбища) – 385,4 руб./кв.м.

«Рядом с моим участком есть несколько ритуальных магазинов, промзоны, городское кладбище, оживленная железная дорога. При этом нет ни одного медучреждения, ни одной общеобразовательной школы, дети по проезжей части идут в другие учебные заведения, потому что иначе никак. Но один квадратный метр моей земли стоит дороже, чем тот же самый в элитной туристической части города. Такая оценка вообще противоречит здравому смыслу!» – пытается достучаться до властной логики пскович Иван Никифоров.

Фото: Людмила Савицкая

Глава регионального комитета по имущественным отношениям Людмила Гребнева (именно ей поручено объяснять происходящее всем владельцам земли в области) в ответ кивает на государственный кадастр недвижимости, мол, там индивидуальные особенности участка не учли, соответственно и питерским специалистам не передали.

Народ таких житейских вещей не понимает и снова спрашивает, почему у отдельных «везунчиков» кадастровая стоимость за несколько месяцев успела поменяться аж два раза. «Весь 2016 год у меня в налоговом кабинете кадастровая стоимость участка была 14 тысяч рублей, - делится председатель СНТ «Медик-2» Юрий Никандров.  - В 20-х числах декабря захожу – 198 тысяч рублей. Потом 1 января что-то запереживал и снова решил зайти – 227 тысяч рублей! Как это могло произойти? Почему все выросло настолько, да еще и два раза. Сделал скриншоты, буду разбираться».

В среднем, в садоводческих товариществах самые обычные шесть соток по кадастру стоят теперь 250-300 тысяч рублей, в то время как их рыночная цена не превышает 50 тысяч рублей. Но люди не готовы брать эти участки даже бесплатно: нормальных дорог нет, с электричеством проблемы, а возможную прибыль с лихвой покрывают затраты на транспорт. Отдельная головная боль садоводств – земли общего пользования, за которые тоже нужно платить налог (в большинстве садоводств он составляет 0,3% от той самой кадастровой стоимости). В начале 2000-х дачники начали массово бросать свои участки, но те числятся за садоводством как за юрлицом, так как приватизированы не были. Товарищество существует только за счет взносов – соответственно, платить за «общие» (по факту брошенные) земли приходится другим ответственным членам.

Гибкие ставки

Садоводства заявляли о массовой ликвидации с конца января, дачники-частники также с начала года бомбардировали сайты губернатора и росреестра гневными письмами. Кадастровым феноменом Псковской области заинтересовались федеральные СМИ, и 22 марта губернатор собрал в Плюссе всех глав муниципалитетов, сообщив им, что они «едины в желании поддержать садоводов как незащищенный слой населения». Под поддержкой подразумевалось снижение ставки земельного налога на 0,1% с 2018 года. Ставку этого налога каждый из муниципалитетов определяет самостоятельно, поэтому цифры по области разнятся, но не превышают 0,3% от кадастровой стоимости участка. Для муниципалитетов земельный налог – это 80% бюджета, поэтому от снижения ставки они только проигрывают, притом, что к петербургской кадастровой переоценке отношения не имели.

Адресатов своего щедрого жеста губернатор обозначил достаточно абстрактно – садоводы. Коснется ли «реформа» простых дачников, у которых огород не закреплен за садоводством – неясно. Но и товарищества большой пользы в решении Турчака не видят. «Земельный налог они могут менять каждый год, главы муниципалитетов, конечно, послушаются. Но все дело-то в кадастровой стоимости, а не в налоге», - считает Никандров и обращает внимание на то, что Турчак специально подчеркнул: ставка понизится только в 2018 году в новом налоговом периоде. Соответственно, за прежний период 2017 года дачникам, вероятно, все же придется выложить те самые десятки тысяч рублей, которыми обернулась новая кадастровая стоимость.

Представители садоводов на плюсском совещании смогли донести до губернатора народное удивление тем, что псковские земли оценивала петербургская контора. Турчак намек понял и запустил абстрактное предположение-предложение о том, что на базе БТИ можно создать местное госпредприятие и поручить в будущем ему все земельные расчеты. «Чем это предприятие заниматься будет, если Питер за 7 миллионов просчитал все на годы вперед?» - не верит в это Никандров и приглашает всех пострадавших 1 апреля поучаствовать в митинге на Четырех углах, чтобы донести до властей простую мысль: заболоченный участок в Псковском районе 300 тысяч стоить не может и не должен!»

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №14 от 29 марта 2017

Заголовок в газете: Апрельские сотки

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру