Как псковичи по арбузы ходили да в Камызякский суд угодили

Посланцы «солнечного Скобаристана» отыскали на Земле такое место, где в социальных сетях ещё не настолько жарко, как на нашей малой родине, а главу Пскова можно ставить в пример местным чиновникам

Если кто не знал, в России существует Гильдия межэтнической журналистики как профессиональное сообщество людей, которые работают в СМИ и умеют грамотно обращаться чуть ли не с самой взрывоопасной темой на свете.

Гильдия размножается «почкованием» - на ежегодном Всероссийском конкурсе «СМИротворец». Однако это не единственный освоенный ею способ пополнения своих рядов.

 

В частности, несколько дней назад Гильдия межэтнической журналистики ездила «метать икру» в астраханские «полои», где в конце июля, сразу после итогового семинара в МГУ, попрактиковались в ремесле юные воспитанники гильдейцев – лучшие выпускники 23 российских школ межэтнической журналистики, включая псковскую.

Посланцы «солнечного Скобаристана» отыскали на Земле такое место, где в социальных сетях ещё не настолько жарко, как на нашей малой родине, а главу Пскова можно ставить в пример местным чиновникам

Псковичи во время этого пресс-тура задали самый «красивый вопрос» губернатору Астраханской области, похвастались перед аборигенами своим «мэром», придумали правильное название для группы Территориальной избирательной комиссии Харабалинского района Астраханской области «ВКонтакте», посетили ферму, где доят осетриц, и, конечно, нарвали себе прямо на бахче знаменитых астраханских арбузов, чтоб лишний раз продемонстрировать: то, что на вид и молодо, и зелено, может оказаться вполне зрелым.

Это просто ранний сорт (арбузов и гильдейцев).

Выпускники школ межэтнической журналистики и их кураторы на журфаке МГУ.

Во всяком случае, лучшие выпускники школ межэтнической журналистики показали себя в этой поездке хоть и зелёными, но вполне зрелыми личностями, чем несказанно порадовали своих «взрослых» кураторов.

Трудности перевода

Псковскую школу межэтнической журналистики на итоговом семинаре в МГУ и в астраханском этнопресс-туре представляли сразу двое лучших выпускников: Анна Маслякова и Иван Журавков.

Этот тот самый Иван, который на майской всероссийской онлайн-видеоконференции заставил общественные палаты 23 регионов России вместе с председателем комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений Иосифом Дискиным держать минуту молчания по стереотипам.

Иван Журавков на журфаке МГУ. Фото Ольги Миронович.

На этот раз кураторов школ больше восхитила Анна. По итогам астраханского пресс-тура ей достался один из трёх главных призов - созданная Федеральной национально-культурной еврейской автономией уникальная настольная игра, предмет зависти остальных межэтнических школьников, потому что она не продаётся, а распространяется ограниченным тиражом среди друзей автономии, к которым принадлежит и Гильдия.

Анну поощрили таким образом за лучший аккаунт в «Инстаграме», где она всю поездку публиковала интереснейшие фотографии с не менее глубокомысленными комментариями.  

 

Ивану досталась «всего лишь» «золотая» (на самом деле шоколадная) медаль – за то, что у него, как всегда, нашлись вопросы на любые ответы.

Судя по Аниному «Инстаграму», её больше всего впечатлили мудрые высказывания президента Гильдии межэтнической журналистики Маргариты Лянге.

"Инстаграм" Анны Масляковой.

Зато Иван лично пообщался и с деканом факультета журналистики Еленой Вартановой, и с академиком, руководителем Института этнологии и антропологии РАН Валерием Тишковым.

Иван Журавков (справа) на итоговом семинаре школ межэтнической журналистики в МГУ.

В частности, с деканом журфака МГУ Ваня обсудил проблему «излишней персонификации» современной российской власти, а знаменитого учёного, который является одним из авторов закона о российской нации, побудил заодно порассуждать о том, что такое «лидер нации».

Пскович кроме того спросил у академика, насколько прочен мир на Северном Кавказе, если его удаётся сохранять только благодаря личным дружеским отношениям главы республики с главой государства. И сам же потом сознался, что у него даже «ладошки запотели», когда он подбирал слова для своего неудобного вопроса.

Ну а на встрече гильдейцев с астраханским губернатором Иван озадачил Александра Жилкина «красивым вопросом» о языке, на котором власть коммуницирует с молодёжью.

Псковский Ваня задаёт вопрос астраханскому губернатору. Фото Ольги Миронович.

«Как вы считаете, власть должна общаться на языке молодёжи или же молодёжь должна говорить на языке власти – для того, чтобы они лучше понимали друг друга? - спросил выпускник псковской Школы межэтнической журналистики у главы чуть ли не самого многонационального российского региона. - Нужны ли им для этого репетиторы или они могут обойтись самообразованием?».

По мнению Ивана Журавкова, этот «вопрос сверхактуален», так как «власти продолжают тотально терять доверие к себе и судорожно пытаются найти иголку в стоге сена в виде коммуникации с молодёжью».

Губернатор Астраханской области Александр Жилкин на встрече с гильдейцами. Фото Ольги Миронович.

Александр Александрович, как уже было сказано выше, восхитился «красотой» Ваниного вопроса, хоть и ответил на него на своём чиновничьем суржике – то есть, отделался общими фразами.

Молодёжь, как это чаще всего и бывает, не поняла, что хотел до неё донести представитель власти, но по крайней мере обрадовалась его открытости и искреннему желанию общаться.

Ваня умный. Будь как Ваня

В Харабалинском районе Астраханской области для гостей из 23 школ межэтнической журналистики организовали специальный семинар, поспешив воспользоваться редкой возможностью спросить у самых продвинутых представителей молодёжи совета, как чиновникам лучше налаживать с нею взаимодействие в Сети.

Представитель Территориальной избирательной комиссии Харабалинского района рассказала, что у комиссии есть группа «ВКонтакте», но там всего 115 подписчиков - да и те в основном такие же чиновники. Молодёжи, дескать, читать новости ТИК неинтересно, она ни в какую не желает «овладевать навыками участия в выборах» и вообще… не умеет и не хочет Родину любить. Что делать?

После истории с «псковским вечным узбеком», которую «Московский комсомолец в Пскове» отловил в «Фейсбуке», а потом с помощью того же «Фейсбука», президента Гильдии межэтнической журналистики и теории пяти рукопожатий довёл до самого Евгения Ревенко, «лечить» харабалинский ТИК виртуально доверили именно представителям псковской делегации.

Куратор псковской Школы межэтнической журналистики Ольга Миронович и выпускник этой школы Иван Журавков на факультете журналистики МГУ. Фото Ольги Миронович.

Иван Журавков не заставил себя долго просить и популярно объяснил умудрённым опытом астраханским тётенькам, что они неправильно ставят цели. Что незачем «воспитывать» у молодых избирателей «любовь к берёзкам», а надо завоёвывать их внимание, как иноземные захватчики завоёвывали неприступные средневековые крепости.

По мнению Вани, это не так-то просто сделать, пока «главный человек в стране» «панически боится интернета и не видит смысла в том, чтобы завести аккаунт в соцсети». Вот почему, мол, «внимание миллионов пользователей YouTube сегодня захватил совсем другой человек, которого власть боится как огня».

Как исправить ситуацию? Например, пригласить на практику в ТИК студентов из Астраханского государственного университета – будущих журналистов или пиарщиков – чтобы они помогли чиновникам наладить качественную работу в соцсетях и придумали, как увлечь своих сверстников избирательной кампанией.

«А вот учить молодёжь Родину любить категорически не стоит. Я уж как-нибудь сам».

Иван Журавков на "Астраханской вечёрке", где молодые люди играют в русские народные "целовальные" игры.

Другие выпускники школ межэтнической журналистики после таких слов тоже оживились и даже посоветовали сотрудникам харабалинской ТИК завести «ВКонтакте» фейковый аккаунт (пускай это будет какая-нибудь «Маша Тикова»), чтобы с его помощью подбрасывать в другие паблики новости про избирком.

Псковичи на это даже придумали новое название для группы харабалинской Территориальной избирательной комиссии «ВКонтакте» – «Подслушано в ТИК».

...Но потом посерьёзнели и порекомендовали астраханским чиновникам никаких «засланных казачков» в соцсетях ни в коем случае не использовать, а брать пример с главы Пскова, который лично присутствует в Фейсбуке и нередко ввязывается там в самые ожесточённые «холивары», а также ведёт свой блог в «Инстаграме» и почти каждое утро после прогулки по городу с палками для скандинавской ходьбы рассказывает своим подписчикам, какие он обнаружил на вверенной ему территории безобразия и как он собирается их исправлять.

Из "Инстаграма" главы Пскова.

Конечно, такая открытость не даётся Ивану Николаевичу Цецерскому легко, рассказывали псковичи астраханцам, ведь комментаторы его не щадят.

Зато некоторые его подчинённые уже настолько преуспели в налаживании коммуникации с пользователями соцсетей, что горожане даже занялись краудфандингом, чтобы собрать деньги на тортик для сотрудницы контрольного отдела Псковской гордумы Анны Удовенко, которая от имени и по поручению главы города ведёт в Фейсбуке группу «Контроль. Псков» и в самых запущенных случаях лично выходит «в поля», вооружившись мачете, чтобы расчистить центральные улицы от вездесущего борщевика.

От Алекперова, но по пять

…Астраханцам борщевик не страшен. У них вместо борщевика камыш. Тоже опасное растение, потому что в засушливое время «представители местных этносов», как выразился на встрече с гильдейцами губернатор Астраханской области, любят поджигать этот самый камыш, провоцируя чрезвычайные ситуации.

Да что камыш. В апреле, как вы знаете, в Астрахани чуть не разгорелся куда более опасный пожар, когда ИГИЛовцы из запрещённой в России организации убили на окраине города двух инспекторов ДПС.

Четверых подозреваемых в этом преступлении полицейские потом застрелили, а двоих – задержали. Среди них оказались люди пяти национальностей, уточнил губернатор Жилкин, но никто из астраханцев, с кем мы разговаривали, и думать не хочет об этнической принадлежности этих мерзавцев.

Для жителей одного из самых многонациональных регионов России (русских в Астраханской области всего 68 %) это просто преступники – и точка.

Ещё межэтническое. Представителям Псковской области как чуть ли не самого этнически однородного региона страны (почти 95 % жителей - русские) было интересно подискутировать с астраханскими татарами про «татаро-монгольское иго».

Юрточный городок возле Сарай-Бату. Фото Ольги Миронович.

Тем более, что в рамках пресс-тура нас свозили в столицу Золотой Орды – город Сарай-Бату, частично реконструированный в 2010 году историками для художественного фильма «Орда».

 

Как выяснилось, астраханские татары в своё «иго» не очень-то верят и сами не прочь потроллить псковичей Ледовым побоищем, намекая на его такую же историческую «достоверность».

А вот, например, «Камызякский суд» оказался никакой не выдумкой КВНщиков, а объективной реальностью, данной нам в ощущениях от нашей поездки по Камызякскому району Астраханской области. Директор местного дома культуры даже и горд был порассказать, как его в телевизоре пиарят.

В Камызяке. Фото Ольги Миронович.

А что касается ига… Не, не слышали.

Столица Золотой Орды города Сарай-Бату. Фото Ольги Миронович.

Вместо ответа про иго астраханцы нам рассказали, как приезжие журналисты однажды интересовались у них успехами местной деревообрабатывающей промышленности при том, что деревьев в астраханской степи ненамного больше, чем татаро-монголов.

Автор этой статьи в Сарай-Бату. Фото Ольги Миронович.

У них даже есть специально придуманное название для одиноко стоящего в степи дерева. Нет, не «анчар», а «кобёл» (инфа 100 % - лично от  астраханского губернатора).  

Посланцы Гильдии межэтнической журналистики сами чуть не опозорились, когда встретили на астраханской бахче почерневшего на пятидесятиградусной жаре человека с мозолистыми руками и нефтяной фамилией Алекперов, и простодушно спросили его: «Вы гастарбайтер?».

«Я хозяин!» - чуть обиженно ответил он.  

 

И конечно, нам, северянам, было завидно смотреть на ценники астраханского рынка выходного дня, где те же самые арбузы по 10 рублей за ягодку почти никто не покупает, потому что «дорого» («Подождём, когда они в августе станут по пять»).

На Камызякском рынке выходного дня.

Нам бы сейчас в Псковскую область этого Алекперова, да? Пускай бы торговал своими арбузами по двойной или даже тройной астраханской цене, как в старые добрые времена советского «интернационала».

В общем, псковичи для себя поняли, что не очень-то выгодно жить в моноэтническом регионе. Или, наоборот, он у нас потому и моноэтнический, что самый бедный?

Ольга Миронович, руководитель псковского отделения Гильдии межэтнической журналистики РФ, куратор Школы межэтнической журналистики в Пскове.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру