Художники разобрались, почему древние псковичи сравнивали плоское с высоким

Наследники псковского купца Сафьянщикова взялись, как и их средневековые предки, соединять несоединимое, а заодно нечаянно вскрыли всю сущность «коммунистического подполья»

В псковской галерее современного искусства «Дом на Набережной», более известном, как дом купца Сафьянщикова, открылась выставка регионального общественного движения «ПсковАРТ» «Разные о разном».

На вернисаже «разные» постарались как следует отмежеваться не только друг от дружки, но даже от Микеланджело с Рафаэлем, а также доходчиво объяснили, чем их живопись отличается от «картинок» всяких там Суриковых с Малевичами.

Наследники псковского купца Сафьянщикова взялись, как и их средневековые предки, соединять несоединимое, а заодно нечаянно вскрыли всю сущность «коммунистического подполья»
Вид из дома купца Сафьянщикова на Псковский кремль и одну из башен.

Как сказано в аннотации к новой экспозиции, она «продолжает обычай так называемых «сборных выставок» членов и друзей «ПсковАРТа»:

«Разные», как по мировоззрению, так и творческим устремлениям художники представляют принципиально разное искусство, «узнаваемый, ставший «фирменным знаком» изобразительный нонконформизм участников движения (таких, как старожилы «ПсковАРТа» Анатолий Жбанов и Эдуард Шарипов) широко соседствует с пейзажной живописью Анатолия Портнягина и оригинальными литографиями Дмитрия Яблочкина, в которых канон и поиски нового являют искомый синтез».

Картинки с выставки. Фото Ольги Миронович.

На самом деле оказалось, что «разные» соседствуют в галерее на Советской набережной не «широко», а узко, так как помещения там не такие уж просторные и к тому же мало приспособленные для выставок.

Вид из дома купца Сафьянщикова на Варламовскую башню. Фото Ольги Миронович.

Поэтому некоторые из пришедших на вернисаж друзей «ПсковАРТа» на вопрос, почему они не захотели поучаствовать в этой сборной солянке, стали объяснять, что в доме купца Сафьянщикова уж больно сыро: холсты, мол, быстро провисают.

На выставке. Фото Ольги Миронович.

Выставка «Разные о разном» интересна тем, что даже «фирменные» псковартовские «нонконформисты» показали там себя очень по-разному.

Тот же «старожил» Анатолий Жбанов, например, написал для неё нежнейший реалистический пейзаж с солнечным лучиком...

Такого Жбанова вы ещё не видели. «Весенний закат».

...а не только выставил, как обычно, во всяких укромных местах шокирующие картины в его авторском стиле «путаного разума».

«В лапах дьявола» Анатолия Жбанова.

При этом Жбанов разбранил на открытии выставки своего тёзку Портнягина (заочно) – за то, что тот написал сто новых пейзажей «на один лад» вместо того, чтобы постараться открыть в живописи что-то новое.

«Я этого не понимаю! - возмутился Анатолий Жбанов. - Лично я перелопатил столько этой живописи, что пришёл к мысли, что надо искать какие-то новые ходы. Мне уже ближе те молодые художники, которые крутят-вертят и так, и эдак в арт-центре «Пушкинская, 10». Что сказать? Молодцы! А написать ещё один пейзажик и думать «вот я какой молодец», когда ты ничего нового не нашёл…»

Живопись Анатолия Портнягина.

- Он для себя нашёл! – начали защищать Портнягина коллеги.

– Для людей, потому что люди могут ему за это заплатить! – добавил один фотограф.

- Искусство не для людей, запомните! Искусство вне людей! – разбушевался Анатолий Жбанов, из-за чего художнику Эдуарду Шарипову пришлось напоминать коллегам заповедь «если тебя ударили по правой щеке – подставь левую» и искусно переводить разговор в русло тонких материй.

По словам Шарипова, изобразительное искусство вот уже 600 лет «топчется на месте», так что даже молодые художники из арт-центра «Пушкинская, 10» в Санкт-Петербурге - и те заняты всего лишь «иллюзиями, беготнёй», дизайном, который на самом деле «пустота»…

Эдуард Шарипов и Ирина Жбанова на открытии выставки. Фото Ольги Миронович.

Тут в разговор встряла художница Ирина Жбанова и рассказала, как псковартовцы поучаствовали недавно в фестивале неформальной живописи на «Пушкинской, 10».

С её слов, кроме псковичей, никто на ту выставку живописи-то и не привёз. Вообще. Повсюду были только перформансы, телевизоры и «дикие танцы».

Псковичи в лице Анатолия Жбанова тоже устроили тогда на «Пушкинской, 10» один перформанс, но в основном все посетители, утверждает Ирина, толпились возле псковских картин.

Как бы больше там особо нечего было посмотреть. «Современные молодые художники не считают, что они должны что-то рисовать, они считают, что они должны только показывать», - пришла к выводу Ирина.

А это потому что «искусство и живопись – совершенно разные материи!», взялся объяснять Эдуард Шарипов. Мол, искусство как «искушение» и «искусственность» родилось в шестом веке до нашей эры вместе с театром и представляет из себя «мнимую глубину». Эрмитаж, дескать, просто извлёк на белый свет этих древнегреческих идолов и поставил их на пьедестал, да ещё вдобавок Микеланджело с Леонардо да Винчи устраивали в своё время вокруг всего этого заметную движуху – «тёток голых гоняли». А всё равно у них получился «фестиваль мнимости».

Графика Сергея Михайлова.

Настоящая живопись по Шарипову – это «палеолит, Китай и русский XIV век». Всё остальное «перформанс». Даже XX век живописи с его экспериментами, «к сожалению, весь пронизан литературой»:

«Люди настолько оказались этим зомбированы, что у них получалась не живопись, а иллюстрации - картинки!».

«А живопись – это живое начало. Да, наш мир пронизан Словом, но изображение не работает в Слово. Слово лишь оправа для Мысли, но не сама Мысль. Не слова и законы управляют миром, а знаки!».

«Цветной разговор» Эдуарда Шарипова.

Живописец, учит художник Шарипов, занимается не только творчеством как самовыражением, но и мышлением. Он должен помимо своих мыслей и чувствований ещё и отражать на плоскости мысли.

«И вот тут у него начинаются проблемы и проблемы очень серьёзные. Поэтому за последние 600 лет все картины написаны по одним и тем же лекалам – в конструкции пробитой плоскости». Современной живописи всё «никак не вырваться за XV век», а потому и нет якобы никакой существенной разницы между Малевичем, Кандинским, Леонардо да Винчи и Суриковым.

«Наша задача – пробить эту одинаковость!» - провозгласил Шарипов. – Чтобы разность высекала другую разность!»

Тем более, что у нас на псковской земле всё к этому располагает, считает он. Не зря ж москвичи и питерцы так рвутся в Псков, чтобы постичь «соединённое в одном пространстве несоединимое».

В качестве наглядного примера Шарипов привёл две башни Псковского кремля в устье реки Псковы: Высокую и Плоскую. Уж на что разные.

Высокая и Плоская башни в устье реки Псковы. Фото Татьяны Никитиной.

А ведь и правда: даже названия у них такие, что поневоле задумаешься, до чего же наши предки причудливо мыслили, что так непосредственно сравнивали мягкое с тёплым.

«Ну спасибо тебе, Амирыч! - обрадовались не настолько искушённые в искусстве первые посетители выставки «Разные о разном». – Ну молодец!». И рассказали, как студенты колледжа искусств все поголовно в Эдуарда Шарипова повлюблялись, как только он пришёл к ним преподавать композицию и начал философствовать.

…И не разлюбили даже после того, как он сказал им весной на экзамене «страшное»: что будет ставить оценки, смотря насколько его ученики хорошо запомнили, что он им говорил 1 сентября.

Вот и на этот раз «Амирыч» явно понадеялся, что все пришедшие постараются хорошенько запомнить его слова, потому что он пообещал дообъяснить нам, как «пробить одинаковость» современного искусства, на следующей выставке «ПсковАРТа».

Кстати, это будет поистине эпохальная выставка, ведь «ПсковАРТовцы» решили посвятить её столетию Великого Октябрьского переворота.

За несколько минут до открытия выставки «Разные о разном» они как раз немножко позаседали на эту тему за длинным столом, накрытым, правда, не красным, а белым сукном, но зато с томиком истории Коммунистической партии Советского союза под рукой.

Экспонат следующей выставки «ПсковАРТа». Фото Ольги Миронович.

А после вместе с посетителями заглянули одним глазком в подполье дома Сафьянщикова, которому уже в конце сентября предстоит превратиться в «коммунистическое подполье».

Фото Ольги Миронович.

Там, чтоб вы знали, у них пылится старый телевизор – хоть сейчас посвящённый веку «совка» перформанс устраивай.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру