Приткнуть Китовраса, вернуть Сороса: как псковичи учились конвертировать ганзейские деньзнаки

Псковичи выяснили, как это латышам удалось настолько преуспеть в улитководстве, тихвинцам – в выращивании креативного класса, а новгородцам – в монетизации посвящённых Ганзейским дням знаков

В минувший четверг в Пскове началась Международная конференция, участники которой наконец-то разобрались, куда лучше пристроить изгнанного флотоводцами с набережной реки Великой Китовраса и кто заменит псковичам опального иностранного агента Сороса.

Речь идёт о конференции со сложным названием «Популяризация культурного и исторического наследия: содержание, формы и методы работы», которая проводится управлением культуры города Пскова при поддержке областной администрации и Консульства Латвийской Республики уже третий раз подряд и нынче получилась как никогда насыщенной событиями.

Псковичи выяснили, как это латышам удалось настолько преуспеть в улитководстве, тихвинцам – в выращивании креативного класса, а новгородцам – в монетизации посвящённых Ганзейским дням знаков

В Пскове в рамках этой конференции работали пять секций, каждая из которых включала больше десяти докладов. В Латвии в пятницу открылась шестая.

Участники конференции, например, обсудили влияние мифов на формирование памятников Пушкинского заповедника, выяснили, как фотокроссы, журналистские конкурсы и «Центр развития и карьеры» Колледжа ПсковГУ помогают популяризировать историческое и культурное наследие, а кроме того, узнали, как надо правильно внедрять региональный компонент в преподавание псковским пятиклассникам истории Древнего мира.

Латыши, в свою очередь, рассказали псковичам, как им удалось успешно отреставрировать собственную «изборскую крепость» - Прейльский замок, который и так-то еле уцелел после Первой и Второй мировых войн, а в 1979 году ещё вдобавок был уничтожен пожаром.

Если хотите знать, в 2014 году депутаты Думы Прейльского края поставили вопрос восстановления замка на голосование. Неизвестно, какого цвета паста была в их шариковых ручках и какие буквы они ставили в бюллетенях, но со «стабильностью» им всё-таки удалось покончить: 8 из 15 прейльских народных избранников вынудили муниципалитет одолжить в государственной кассе почти миллион евро на реставрацию главного прейльского памятника истории и культуры. И они не прогадали.

 

В итоге жителям Прейли хватило и 500 с небольшим хвостиком тысяч евро, потому что они выиграли грант, потому что местный подрядчик реставрировал замок «как для себя» и потому что горожане активно ему помогали, устраивая субботники, да ещё к тому же потратили на это благое дело более 7 тысяч евро личных сбережений.

Зато туристы начали ездить в Прейльский замок целыми автобусами ещё на стадии его реставрации. А теперь это одна из самых больших достопримечательностей Латвии и центр креативных индустрий. Ведь благодаря увеличившемуся туристическому потоку жители Прейли теперь зарабатывают, например, виноделием и выращиванием улиток, а также устраивают у себя грандиозные международные выставки авторских кукол. (У них в городе, видите ли, давно создан музей кукол, о необходимости которого не менее виртуозные псковские кукольники говорят уже больше десяти лет, но всё никак не могут убедить городские власти, что это выгодно).

У нас товар, у них купец

Расскажу сперва о псковской части конференции и конкретно о работе секции «Формы и способы популяризации объектов культурного наследия на примере исторических городов и отдельных объектов».

Пример Тихвина. Председатель комитета по культуре, спорту и молодёжной политики администрации Тихвинского района Ленинградской области Елена Котова объяснила участникам конференции, как её крошечный городок (всего 65 тысяч жителей) добился столь впечатляющих ганзейских успехов (по сравнению с псковскими).

Русские Ганзейские дни в Тихвине. Фото Тихвинского районного дома культуры.

Тихвинцы, надо заметить, не просто обожают Ганзу, а уже научились её доить даже без федеральных субсидий. Более того, они внесли в Международное Ганзейское движение неоценимый вклад хотя бы тем, что придумали для современных ганзейцев новый сверхактуальный лозунг – «Торговля лучше войны».

А всё потому, что тихвинские чиновники хорошо изучили современные мировые тенденции и поняли, как надо правильно развивать городское сообщество, чтобы не отстать от цивилизационного процесса.

«Креативный класс становится наиболее ценным товаром экономики», - заявила на конференции тихвинский «министр культуры» Елена Котова, между прочим, без пяти минут кандидат философских наук, и перечислила пункты своей программы действий на ближайшие полтора года по «выстраиванию» местной культурной среды.

Новгородская делегация на Русских Ганзейских днях в Тихвине. Фото с сайта okultureno.ru.

Это только в крупных городах креативные индустрии формируются сами собой, а в таких маленьких, как Тихвин, их надо всячески пестовать, утверждает она. Чем тихвинские чиновники и занимаются, умело применяя ганзейские технологии.

Заведующий кафедрой всеобщей истории и регионоведения ПсковГУ, поборник Livinghistory Максим Колпаков, кстати, тоже считает, что историко-культурное наследие можно и нужно популяризировать не только с помощью памятников.

По его словам вместо «клоунов», которые чуть ли не в каждой крепости предлагают туристам пострелять из лука, надо поддерживать клубы исторической реконструкции. Причём не только военные, иначе складывается впечатление, будто наши предки только тем и занимались, что воевали.

Может, тогда, на ярмарке «Псков мастеровой» в 2019 году наконец-то появятся не только купленные на AliExpress пластиковые булавы да китайские спиннеры с видами города, как это у нас обычно бывает.

По словам руководителя официального представительства Союза русских Ганзейских городов Владимира Орлова, важно не только беречь традиции, но и создавать новые. Лучше всего, когда эти традиции возникают снизу, и власть их поддерживает, а не наоборот, потому что у чиновников с креативностью вообще-то не очень, убеждён Владимир Николаевич.

Золотой запас

В качестве примера Владимир Орлов привёл проект «Золотое кольцо», который, мол, только потому и состоялся, что был придуман не чиновником, а журналистом.

Сам Владимир Орлов придумал туристический проект под названием «Ганзейские дороги». Вернее, он утверждает, что ему и придумывать ничего не пришлось, потому что это важнейшие торговые пути средневековой Европы, а один из отрезков этого маршута почти в точности повторяет линию «Северного потока».

Жаль, государство решило вкладываться только в «Северный поток», иначе какой можно было бы снять рекламный ролик, сокрушается руководитель официального представительства Союза русских Ганзейских городов.

Только представьте себе: вот морскую гладь рассекают ладьи русских купцов, гружёные мехами и бочками с воском, без которого в европейских церквях не обходилась ни одна треба… А вот вслед за ними движутся трубоукладчики, чтобы обеспечить европейцев российским газом… Лепота.

Фото Ольги Миронович.

Совсем другое дело – проект «Серебряное ожерелье». Он, по мнению новгородского эксперта, «мертворождённый», что уже по одному вымученному названию видно.

«Не бывает серебряных ожерелий! – сердится Владимир Николаевич. – Ни одна женщина такое на себя не наденет. Бывает жемчужное ожерелье или ожерелье из драгоценных камней… Но уж никак не «серебряное».

Владимир Орлов, как вы уже знаете, был столь же беспощаден к проектам псковского Ганзейского знака, выставка которых официально открылась в первый день нашей Международной конференции.

Владимир Орлов. Фото Ольги Миронович.

А заодно рассказал, какой приятной неожиданность для новгородцев стало желание туристов бросать в тамошний специально построенный к Ганзейским дням фонтан монетки. И сколько этих монеток, в том числе в твёрдой валюте, новгородцы ежегодно выгребают из своего фонтана, пополняя городской бюджет.

Поэтому он пожелал псковичам создавать только такие - прибыльные - новые памятники истории и культуры, особенно к предстоящим псковским Ганзейским дням. Пускай, мол, это будут не просто посвящённые этим Дням знаки, а настоящие деньзнаки.

Один из проектов псковского Ганзейского знака.

Про псковские неганзейские знаки участникам конференции рассказал архитектор Владимир Шуляковский.

Владимир Шуляковский. Фото Ольги Миронович.

Например, про то, как на площади Гeроев-десантников была в своё время установлена небольшая стела – просто для того, чтобы как-то обозначить место, которое до этого воспринималось горожанами, только как транспортная развязка.

Памятный знак на площади Героев-десантников.

Между прочим, стела эта была изготовлена на деньги фирмы, которая получила за это на той же площади участок для новостройки. По словам Владимира Николаевича, никто ведь тогда и представить себе не мог, какие печальные последствия это повлечёт (возведённая позади памятного знака девятиэтажка, как известно, безнадёжно испортила вид на Покровскую башню и однажды шокировала самого министра культуры). Проектировщики памятного знака ещё больше удивились, когда военные начали возлагать к этому указателю венки.

Но самое интересное, что буквально через несколько дней после установки стелы-указателя в управление архитектуры городской администрации, где Шуляковский тогда работал, пришёл некий гражданин и начал придираться, что металлическую эмблему дeсантников на памятном знаке не позолотили.

Ну не позолотили, так что ж, ответили архитекторы. «А тогда можно, я её сам позолочу?» - вдруг вызвался неизвестный посетитель. Ему сказали «можно», потому что приняли за очередного городского сумасшедшего, ходят тут всякие. Глядь – он чуть ли не назавтра установил возле стелы стремянку и таки-да, позолотил новую псковскую малую архитектурную форму, как и собирался.

Сотрудники городского управления архитектуры даже его имени спросить не успели…

Ещё про знаки. Помните скандал с кованым «Китоврасом», который стоял себе на городской набережной возле крепостной стены, пока некие активные граждане не посчитали, что ему там не место. Ведь неподалёку памятник псковским флотоводцам и, «Китоврас», дескать диссонирует. (О том, что сам памятник флотоводцам диссонирует с крепостной стеной эти неравнодушные товарищи как-то не задумываются).

Китоврас. Фото kovpskov.ru.

Китоврас с набережной тут же исчез. И теперь все спорят, куда б его приткнуть. Владимир Шуляковский предлагает поместить «Китовраса» в одну из ниш крепостной стены возле Ольгинского моста. Может, так и следует поступить?

Пациент, скорее, мёртв

А четырёх студентов ПсковГУ (Григория Лютого, Алексея Голубева, Евгения Вармашкина и Романа Петина) всё никак не отпускает августовская экспедиция «Места. Сообщества. Герои», которая была организована Фондом «Общественное мнение» и Высшей школой экономики совместно с Псковским университетом ради создания у нового поколения Псковской области новых вдохновляющих идей.

Парням досталось исследовать родной город Псков, и они так завязли, что теперь стряпают собственный краеведческий сайт - LiveTemple.

Григорий Лютый. Фото Ольги Миронович.

А всё потому, что они не нашли в интернете ни одного внятного ресурса, который бы доходчиво и интересно рассказывал, например, о храмах Пскова. Я уж не говорю про псковский ганзейский сайт, которого до сих пор не существует вовсе.

Тему Ганзы, как для себя выяснили студенты, лучше всех распахивает интернет-сообщество «Пост-исторический город П.». Правда, посредством персонажа, имя которому «Ганзёныш», что само по себе показатель, насколько псковские власти преуспели в популяризации ганзейского бренда.

Фото Ольги Миронович.

Что же касается интернет-ресурсов, которые с суровой серьёзностью продвигают историческое и культурное наследие Пскова, то какие-то из них оказались просто плохо сделанными (кнопки не работают, архитектура сайта не продумана). Другие редко обновляются или вообще полудохлые, как, например, сайт «О Пскове».

Заместитель председателя Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия Надежда Волова тут же созналась, что была одним из разработчиков этого сайта, созданного на деньги впоследствии заклеймённого позором Сороса, который, по её словам, ничего плохого не делал, а только хотел побыстрее интегрировать псковскую старину в общемировую сокровищницу древностей.

Сайт opskove.ru.

Сороса прогнали - сайт в коме. Вот и вся история. Такая же «живая», как те, которыми разработчики нового сайта хотят заполнить посвящённые псковским храмам странички.

Например, они узнали, что их преподавательница когда-то читала с амвона храма Александра Невского лекцию про Льва Толстого для рабочих и военнослужащих, и решили накопать что-нибудь такое же интересное про каждую псковскую церковь.

Участники конференции из числа тех, кто повзрослее, конечно, распереживались, что новый сайт превратится «В гостях у сказки», поскольку ни у одного из юных разработчиков нет даже неполного исторического образования.   

А мне, например, интересно, надолго ли этих ребят хватит без соросовских-то денег.

Но самый неожиданный доклад на секции про формы и способы сделала Надежда Волова. Она вдруг рассказала «с обывательской точки зрения» и главным образом по мотивам своих зарубежных поездок, как новая архитектура способствует сбережению исторического и культурного наследия, а иногда и сама таким наследием становится.

Из этого доклада я, в частности, что «хрущобы» Берлина никто и не думает подвергать реновации. Они теперь под охраной ЮНЕСКО как «выдающийся пример новых городских стандартов» массовой и притом малоэтажной застройки.

Дом 1957 года в Берлине. Фото yandex.ru.

А всё потому что берлинские власти в своё время обеспечили горожан не просто дешёвым, но и высокохудожественным жильём, а не городили где попало убогие бетонные коробки, оправдываясь «тяжёлыми временами».

Бороться и искать, найти и уничтожить

…До Берлина псковская Международная конференция в этот раз не доехала. Доехала только до Риги, делая по пути туда и обратно остановки в маленьких латвийских городах, которые тоже знают толк в популяризации своего историко-культурного наследия.

В следующий раз расскажу, как псковичи хлебнули серебра, вспомнили вместе с лютеранским священником один из эпизодов фильма «Раба любви» и полюбовались на деревянную церковь, подаренную псковским губернатором Андреем Турчаком православным жителям города Балви.

Церковь в Балви. Фото Ольги Миронович.

Вы узнаете, как оживший призрак латвийской поэтессы Аспазии буквально шокировал некоторых неискушённых гостей из Пскова (разумеется, тех из них, кто ещё не видел новый фильм по роману Стивена Кинга «Оно»).

Спойлер. Всё закончилось латышскими анекдотами про эстонцев и немножечко про русских, точнее, наши латвийские коллеги (явно из дипломатических соображений) ограничились анекдотами про «новых» русских.

И конечно, на прощание латыши вручили каждому из псковичей по объекту своего историко-культурного наследия, коим оказался санкционный латвийский сыр наитвердейших сортов.

И это единственный из рассмотренных на конференции объектов исторического и культурного наследия, который псковские участники этого международного симпозиума постарались как можно быстрее уничтожить.

(Продолжение - тут).

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Приткнуть Китовраса, вернуть Сороса

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру