Как в Лувре или никак: фрески Мелётова рискуют стать виртуальными

Общественный совет при Госкомитете Псковской области по охране памятников придумал, кого надо «подёргать», чтобы спасти мелётовские фрески, и спланировал их музеефикацию (пока только виртуальную)

На очередном заседании Общественного совета при Государственном комитете Псковской области по охране объектов культурного наследия его члены, как это им и предписано, советовали.

Например, чиновникам - вооружиться палками на манер новоизбранного главы Пскова Ивана Цецерского и патрулировать дворы в поисках неучтённых или разрушающихся памятников.

А студентам Псковского университета, которые задумали создать новый краеведческий сайт, - постараться привлечь в регион китайских туристов.

Общественный совет при Госкомитете Псковской области по охране памятников придумал, кого надо «подёргать», чтобы спасти мелётовские фрески, и спланировал их музеефикацию (пока только виртуальную)

Сами себя общественники обязали «подёргать» депутатов Государственной Думы (приготовиться Елене Драпеко) и покончить с неприкасаемостью главного псковского строителя Яна Лузина и настоятеля храма Александра Невского Олега Тэора.

(Хотя отдельные члены совета отреагировали на эту инициативу, как на бомбу с часовым механизмом: «Ребята, отползаем!»)

Кроме того, в собственный план на ближайшие два года члены Общественного совета записали создание виртуального Музея псковской фрески (если ничего не выйдет с офлайн-музеем).

По крайней мере, это будет проще сделать, чем спасти от разрушения церковь Успения в Мелётове, которая в последние дни стала буквально разваливаться на куски.

Тренируйтесь на китайцах

Про «невтыкабельные» псковские туристический сайты «с нечеловеческим дизайном» членам совета рассказали те же самые студенты, что и на Международной российско-латвийской конференции по популяризации культурного и исторического наследия», которая проходила в том же зале неделей ранее.

(Кстати, совет очень обиделся, что его не пригласили на эту конференцию, и решил пожаловаться на городское управление культуры в администрацию Пскова.)

Фото Ольги Миронович.

Что касается ребят, которые получили неожиданную возможность ещё раз прорекламировать «ганзёныша» фейсбучной группы «Пост-исторический город П.», то члены Совета их внимательно выслушали, заставили поочерёдно представиться и «перефотографировали», чтобы в дальнейшем привлекать к своей деятельности.

А напоследок ещё вдобавок ошарашили предложением сосредоточиться на китайцах. Раз уж студенты затеяли делать новый туристический сайт. Мол, китайцы псковскими туристическими услугами пока – увы! – не охвачены, вот бы кто этим занялся.

Денег нет, но вы держитесь

В дальнейшем выяснилось, что родившаяся в недрах совета идея создания в Пскове виртуального Музея фрески тоже зиждится на вере в неких энтузиастов, которые вдруг объявятся и всё сделают.

«Но это же смешно - рассчитывать на студентов», - усомнился кто-то уже после того, как студенты попрощались и ушли.

«Да, как в Лувре у нас не получится», - подбадривал коллег председатель совета Николай Лаврентьев.

«А если как в Лувре не получится, то лучше вообще никак!»

Краевед Александр Дубинин заодно показал коллегам ответ губернатора (теперь уже бывшего) Андрея Турчака на запрос Николая Лаврентьева о возможности размещения Музея фрески в Солодёжне или доме Печенко.

Дом Печенко. Фото "Сообщества защиты памятников Пскова".

Некто за подписью отставного главы региона отвечает, что домом Печенко и Солодёжней сейчас вообще-то распоряжается федеральное «Агентство по управлению и использованию памятников культуры» и предлагает присмотреться к другим помещениям, упоминая «Двор Постникова» и дом «Мешок», где совместным со Всемирным банком проектом уже и так запланировано создание экспозиций фресковой живописи.

Впрочем, автор письма подчёркивает, что «основным двигателем этой идеи должен стать» Псковский музей-заповедник, а также замечает, что «в бюджете области в настоящее время финансовые возможности на устройство музея отсутствуют».

Проблема в «крыше»

На запросы Совета о перспективах восстановления конкретных псковских памятников на заседании вживую отвечал зампредседателя Госкомитета по охране объектов культурного наследия Псковской области Антон Заруцкий.

Антон Заруцкий (справа). Фото Ольги Миронович.

При этом выяснилось, например, что после вызова на рабочую группу настоятель храма Александра Невского Олег Тэор всё-таки «наскреб» миллион рублей и начал противоаварийные работы в доме № 9 на улице Мирной, который пришёл в самое плачевное состояние за то время, пока находился у батюшки в безвозмездном пользовании.

Дом № 9 на Мирной. Фото "Сообщества защиты памятников Пскова".

Священник, доложил Антон Заруцкий, обещает к зиме соорудить над этим объектом культурного наследия временную противоаварийную кровлю. А если не соорудит, то будет подвергнут административному наказанию.

Это, впрочем, мало утешило членов Совета.

«Сколько он там ещё будет скрести? - возмущались они. - Почему ему не помогает епархия?»

«Приходы не получают от Псковской епархии ни субсидий, ни субвенций», - терпеливо объяснил Антон Анатольевич.

«Всё равно давайте его как-то это…» - не унимались общественники, грозя применить к Олегу Тэору более суровые, видимо, моральные меры воздействия.

А когда Юрий Алексеев стал пугать их тем, что у батюшки уже есть «крыша» («ребята, отползаем»), тем более решили почаще у Олега Тэора спрашивать, когда он соорудит такую же надёжную над вверенным ему объектом культурного наследия. 

Порвали «Парус»

Членов Совета к тому же донельзя возмутило, что Госкомитет чуть не прошляпил снос «поповского» дома на Кузнецкой, 41.

Как теперь выяснилось, бывший хозяин дома скончался, новый собственник живёт в Петербурге и знать не знал, что завладел объектом культурного наследия, а поэтому принялся его курочить.

Если бы общественники не забили тревогу – дом был бы разобран подчистую.

- Вы не могли бы следить за объектами культурного наследия повнимательней? – упрекнули члены Общественного совета Антона Заруцкого.

- Объясните, как? У меня в отделе всего три человека, - начал оправдываться он.

- Как Иван Цецерский ходит с палками по дворам и отслеживает! – отрезали общественники, явно в обольщении от недавно начавшегося увлечения главы Пскова скандинавской ходьбой.

Кроме того, они захотели узнать у Антона Заруцкого, почему «Парус» Яна Лузина на Ольгинской набережной «по всем документам проходит как «реконструкция», хотя на вид это обычная новостройка.

Вид на будущий дом-"парус" из зала, где заседал Общественный совет. Фото Ольги Миронович.

«Не знаю, этот проект с нами не был согласован», - ответил сотрудник Госкомитета по охране объектов культурного наследия.

В итоге общественники сказали сами себе, что «Лузин не священная корова», и решили сделать по поводу его дома-«Паруса» ещё один официальный запрос в администрацию города.

А кроме того, рассказали сотрудникам комитета, что несмотря на похолодание кто-то спешно возводит возле Покровской башни «летнее кафе». Антон Заруцкий очень удивился и обещал выяснить, откуда оно там взялось.

Пишите письма

Главным вопросом повестки дня, конечно же, стала судьба Мелётовской церкви. Дело в том, что по какой-то неизвестной причине на днях с сайта исчезло объявление о конкурсе на проектную документацию для проведения в этом храме первоочередных противоаварийных работ. И это в тот самый момент, когда церковь Успения стала стремительно разрушаться, грозя не пережить очередную зиму.

Утром того же дня, когда состоялось очередное заседание общественного совета, в Мелётове как раз работала комиссия Псковского музея-заповедника. По словам хранителя мелётовской церкви Ирины Мельниковой, музейщики составляли акт и плакали, глядя на вывалившиеся из стены куски кладки.

Мелётовская церковь сегодня. Фото "Сообщества защиты памятников Пскова".

Ирина сказала, что церковь сейчас разрушается не по дням, а по часам. Если конкурс на проектные ремонты по реставрации архитектурной составляющей храма совсем отменили, не исключено, что в следующем году псковскую «сикстинскую капеллу» будет уже не спасти.

Первый зампредседателя Госкомитета по охране объектов культурного наследия Наталья Сергеева сказала, что комитет сам не знает, почему информация о конкурсе исчезла с сайта, и заверила общественников, что запрос в министерство о причинах произошедшего был отправлен немедленно.

Но как бы не пришлось ждать на него ответа положенные законом 30 дней.

Члены Совета решили, что надо заново поднимать вокруг Мелётовской церкви хайп: «дёргать» по очереди депутатов Государственной Думы, причём не только псковских, а всех неравнодушных, например, Елену Драпеко, писать письма назначенному в Псковской области временно исполняющим обязанности губернатора Михаилу Ведерникову

Мелётовская церковь сегодня. Фото "Сообщества защиты памятников Пскова".

«У области миллиардные долги, - охладила пыл общественников Наталья Сергеева. – Рассчитывать на помощь губернатора нет основания никакого. С большей вероятностью можно рассчитывать на резервный фонд президента…»

А откуда же тогда деньги на ганзейскую реконструкцию псковских улиц и стадиона «Машиностроитель», спросили её.

«Программа по Ганзе утверждена без финансирования», - отрезала зампредседателя Госкомитета по охране объектов культурного наследия.

Значит, надо писать: в Минкульт, президенту, на ОРТ, Ведерникову, - снова засуетились члены совета.

«И куда мы только ни писали…»

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Как в Лувре или никак

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру