Экологи порекомендовали псковским властям ввести в образовательные программы природный компонент

13 февраля 2018 в 09:08, просмотров: 320

Стала известна резолюция участников круглого стола «Возможности особо охраняемых природных территорий (ООПТ) для улучшения качества экологического образования и просвещения», который состоялся в Пскове 18 декабря 2017 года в рамках реализации проекта «Твоя земля», поддержанного Фондом Президентских грантов.

Как сообщает пресс-служба проекта, участники стола отметили в целом невысокий уровень школьного экологического образования в Псковской области. По их мнению, это обусловлено отсутствием в образовательном стандарте предмета «Экология», а также разработанных экологических программ по экологии практически во всех общеобразовательных учреждениях региона.

Участники круглого стола рекомендовали Министерству образования и науки РФ ввести ввести предмет «Экология» в Федеральный государственный образовательный стандарт, а также содействовать включению экологической составляющей во все предметы естественного научного цикла (тексты, кейсы, творческие занятия, исследования и проекты).

Администрации Псковской области рекомендовано: разрабатывать экологические образовательные программы, активнее взаимодействовать со школами с целью проведения просветительских мероприятий для школьников, открывать и развивать визит-центры, музеи ООПТ, организовывать клубы друзей ООПТ, развивать и популяризировать экскурсионную деятельность, мастер-классы, квесты на природных территориях, ввести в регулярную практику «день открытых дверей» ООПТ, развивать современные способы продвижения природных территорий (интернет, социальные сети, мобильные приложения, виртуальные экскурсии), развивать межсекторное сотрудничество в сфере экологии и охраны окружающей среды (органы власти, НКО, природоохранные, научные, образовательные организации), привлекать школьников и учителей в качестве волонтеров.

Общеобразовательным учреждениями, учреждениям дополнительного образования и высшим учебным заведениям Псковской области участники круглого стола рекомендовали: разрабатывать школьные экологические программы и учебно-методические материалы по экологии, вовлекать школьников в исследовательскую и практическую работу с использованием местных природных территорий, активнее взаимодействовать с администрациями ООПТ, экологическими НКО, ВУЗами и учреждениями дополнительного образования, организовывать выездные занятия по экологии на природных территориях, повышать потенциал и компетенции в сфере эко-образования через участие в проектах ООПТ, грантовых проектах российских фондов, участвовать в мероприятиях по повышению квалификации учителей, проводимыми администрациями ООПТ, экологическими НКО, учреждениями дополнительного образования, в популярной форме знакомить школьников с наиболее значимыми экологическими проектами, реализуемыми в РФ и странах ближнего зарубежья.

Муниципалитетам и органам исполнительной власти Псковской области для улучшения экологического образования школьников экологи порекомендовали: создавать благоприятные условия и поддерживать эко-образовательные инициативы школ через инициирование и реализацию областных программ в сфере экологического образования, предлагать школам реализацию совместных природоохранных акций, экологических десантов, активнее взаимодействовать с администрациями ООПТ, экологическими НКО, учреждениями дополнительного образования, организовать курсы по основам экологии для муниципальных служащих, создать единый информационный портал по ООПТ региона, повышать мотивацию школьных учителей для разработки школьных экологических программ и проведения экологических занятий, в том числе с использованием местного природного компонента, содействовать школам в посещении ООПТ через выделение бюджетных средств на конкурсной основе, разработать критерии и включить в шкалу оценки работы учителя вклад в экологическое образование и воспитание учащихся, мотивировать учителей активнее использовать ресурс местных и региональных ООПТ в образовательном процессе за счет включения соответствующего индикатора/критерия в шкалу оценки работы учителя, в том числе для возможности повышения категории.

Общие рекомендации: включить местный природный компонент в образовательные программы по экологии (дошкольное, школьное и дополнительное образование) в Псковской области, активнее использовать исследовательскую работу школьников (полевые уроки, летние лагеря в заповедниках, экспедиции, экологические практики) в образовательном процессе, подготовить доступный методический материал для качественной эко-образовательной работы с использованием местного природного компонента, разработать и предложить механизм получения школьными учителями консультаций по вопросам экологии у специалистов, инициировать открытие на территории Псковской области музеев природы, активнее использовать СМИ для популяризации и продвижения возможностей местных природных территорий как инструмента для эко-образования.





Партнеры