Социологи Высшей школы экономики повели масштабное исследование, которое доказало значимость неструктурированных (самостоятельных) занятий для школьников. Эффект от посещения кружков, несомненно, сильнее, но для учебы полезна и самостоятельная внеклассная деятельность. Например, игра в шахматы по интернету, походы в музеи с родителями и прочее, отмечают специалисты.
Социологи исследовали 5 400 анкет, которые заполнили девятиклассники из Пскова, Санкт-Петербурга, Киришей и Всеволожска (Ленинградская область). Специалисты ВШЭ отмечают, что больше всего дополнительные занятия влияют на успеваемость в средних и малых городах, то есть в таких, как Псков или Кириши.
«В средних и малых городах доступ к дополнительным занятиям существенно ограничен, так что эффект от их посещения гораздо заметнее, чем в мегаполисе, — поясняют исследователи. — В то же время нельзя исключать и действие другого механизма. В относительно небольших городах участие во внеклассной деятельности доступно в первую очередь для детей из семей высокого статуса».