А Маша – она ж художник в широком смысле этого слова и вот это всё в одном лице. Когда-то она трудилась в самом что ни на есть театре кукол - «Рождественская звезда» в Санкт-Петербурге. Потом ненадолго побыла главным художником Псковского театра драмы - и обратно к куклам.
Но театр же не отпускает. Псковская артистка Нина Семёнова, например, до сих пор благодарна Марии Воробьёвой за то, что та и её тоже научила не просто держать нитку с иголкой, а создавать своими руками что-то красивое. Потому что Маша всегда и всюду щедро делится своими умениями с окружающими.
Поэтому на 11-й день своего юбилея Мария Воробьёва торжественно открыла в галерее «Цех» Псковского театра драмы персональную выставку «КуклоМания» – кукол и эскизов театральных костюмов.
А это значит, что День кукольника продолжается. Одного отдельно взятого, зато КАКОГО.
Вулкан по имени Мария
Представляя виновницу торжества, искусствовед Ольга Кошелькова поздравила собравшихся псковичей с тем, что благодаря Маше мы живём, будто в Неаполе. Потому что у нас в городе «есть такой вулкан по имени Мария Воробьёва».
А главный специалист отдела декоративно-прикладного творчества (а попросту – Дома ремёсел) Псковского областного центра народного творчества Наталья Бочина добавила: Мария - настолько большой художник, что в её творчестве можно найти всё - и модерн, и Возрождение, и Италию, и Грузию.
Тут вам и куклы по мотивам Пиросмани, и куклы по мотивам Модильяни.
Кстати, несколько «марокканских ангелов» Марии Воробьёвой однажды приобрёл сам Тонино Гуэрра (знаменитый итальянский киносценарист, соавтор фильмов Феллини), когда приезжал в Санкт-Петербург и делал шопинг в одной из тамошних галерей прикладного искусства.
Тряпичный Домовой
С мастер-класса по изготовлению таких же ангелов началась и Машина дружба с подопечными псковского Центра лечебной педагогики…
А свою самую первую куклу Мария сшила, угадайте, какую и для кого? Это был тряпичный Домовой для хранителя Пушкинского заповедника Семёна Степановича Гейченко, который одним из первых разглядел её дарование, когда она была ещё маленькой девочкой, и настоятельно посоветовал Машиным родителям, с которыми он дружил, отдать её в художественную школу.
Между прочим, я училась в Псковской художественной школе вместе с Машей. И мы все уже тогда знали, что она станет большим художником.
Так и вышло. Она окончила декоративное отделение Ленинградского художественного училища имени В. А. Серова и пришла работать в театр. Пока всерьёз не увлеклась авторскими куклами.
Музея не будет?
Причём Мария не только сама профессионально делает куклы, она успела выучить с два десятка псковских мастериц-кукольниц, за чьими произведениями теперь тоже охотятся всякие знаменитости.
По настоянию Маши псковские кукольницы создали под крылышком у областного Дома ремёсел «Псковский кукольный дом» с мастер-классами и небольшой экспозицией в расчёте на будущий псковский «Музей игрушки».
Жаль только, что псковские городские власти так до сих пор и не оценили этот порыв и, несмотря на все свои обещания, не постарались обеспечить псковских кукольниц помещением для их музея. А то б ещё неизвестно, чей музей игрушки был бы круче: псковский или тартуский.
Ведь в Пскове усилиями вот таких же, как Маша, энтузиастов, уже тоже собрана внушительная коллекция игрушек нашего детства. А показать её во всей красе негде.
Кстати, на одной из первых выставок этой коллекции, которую «Псковский кукольный дом» организовал в Доме ремёсел, маленьким посетителям позволили не только поглазеть на винтажные игрушки, но и поиграть с ними.
И случилось то, чего и следовало ожидать: дети отложили в сторону свои гаджеты и чуть не передрались друг с дружкой из-за ржавых грузовиков и побитых молью плюшевых мишек. А потом замучили взрослых нытьём: «Мама, купи-и-и!»
Казалось бы, вот тебе и передача традиций. Скрепы. Но нет. «Музей игрушек» Пскову почему-то не осилить. Хотя у нас для этого есть главное – вот такие люди, как Мария Воробьёва.
И даже её одной бы хватило на всё про всё.
Кукольное дело
Поэтому в юбилейный для мировой кукольной индустрии год, год Марии Воробьёвой, псковичей несмотря ни на что ждёт много интересного.
Например, Псковский областной центр народного творчества затевает вместе с ней грандиозный фестиваль «Кукольное дело».
Центр лечебной педагогики, у которого нынче своя знаменательная дата – 25-летие со дня основания, тоже теперь будет готовить для кукол отдельную площадку.
Потому что Маша придумала организовать у них на международном празднике благотворительную выставку-продажу и прямо на открытии своей в галерее «Цех» призвала всех псковских мастеров прикладного искусства, не только кукольников, поучаствовать в этой доброй затее.
Плюс они с мастером современного русского костюма Алёной Ивановой собрались открывать в Пскове школу дизайна…
А начиналась вся эта бурная вулканическая деятельность, знаете, с чего? С того, что маленькой девочке Маше мало было дефицитных ГДРовских кукол, которые мама доставало для неё по блату. И она лепила себе из оконной замазки (скульптурного пластилина в те времена было не купить ни за какие деньги) барышень на свой вкус.
А самое любимое воспоминание детства у главной псковской кукольницы такое. Она просыпается ночью от того, что у мамы на столе горит ночник и строчит швейная машинка...
«Я закрываю глаза, а когда открываю их опять, за окном уже светло, и все мои куклы сидят рядом с моей кроваткой в новых платьях! Вот это мама меня поздравила с днём рождения – так поздравила! Я до сих пор помню, какая это была радость!»
Поздравляя Машу с пятидесятым днём рождения, Наталья Бочина пожелала ей «выходить на большие сцены».
Правильно: вышла, восхитила своим искусством какого-нибудь очередного Тони Гуэрру, и обратно к нам за псковские кулисы – в тёплые объятия самых преданных поклонников.
Которые на открытии Машиной выставки в галерее «Цех» музицировали, читали стихи или просто пританцовывали на радостях возле своих любимых кукол, как, например, хозяйка куклы Маргариты с картины Пиросмани (той самой, которой он подарил «миллион алых роз»), фотохудожница Светлана Гаврилова.
(Мне б такую куклу – я бы тоже заплясала).
Ольга Миронович.