Он сажал, его сажали: вышла книга про лесовода Пушкинского заповедника

На книжном форуме в Пскове состоится презентация ещё одной «повести о настоящем человеке», который сажал в Михайловском, пока не посадили его

В рамках XV Международного книжного форума «Русский Запад» в Псковской областной библиотеке состоится презентация книги о хранителе Пушкинского заповедника. Но не о Гейченко, а о человеке, которого сам же Семён Степанович незаслуженно смешал с грязью.

На книжном форуме в Пскове состоится презентация ещё одной «повести о настоящем человеке», который сажал в Михайловском, пока не посадили его

Книга называется «Михайловские рощи Кузьмы Афанасьева» и представляет собой биографический очерк и сборник записок писателя Кузьмы Васильевича Афанасьева, который жил и работал в Михайловском с 1935 года до осени 1943-го.

Это он восстанавливал пушкинское наследие к 100-летию гибели поэта. Это ему выпало руководить музеем во время фашистской оккупации. И это лично он сберёг от переправки в Германию подлинные шары из пушкинского бильярда.

Подготовили книгу «Михайловские рощи Кузьмы Афанасьева» к печати сёстры Тимошенко - Дарья и Мария, москвички, которые много лет приезжают в Пушкинский заповедник «доброхотами», и давно увлекаются историей Михайловского.

Они не только разыскали в предвоенных советских и оккупационных газетах военного времени новеллы Афанасьева, но и восстановили биографию этого человека, который перенёс множество испытаний и умер в тюремной больнице.

Афанасьевские рощи

Кузьма Афанасьев оказался в Пушкинском заповеднике в начале 30-х годов прошлого века совершенно случайно. Сперва он работал там лесоводом, а в годы войны, уже при немцах, был назначен хранителем заповедника. Поэтому после его объявили пособником фашистов. А реабилитировали слишком поздно.

Иллюстрация из книги.

«У него нет могилы, его фото исчезло в толщах архивных документов Тюремного управления Министерства внутренних дел», - пишут сёстры Тимошенко.

Да и в самом Пушкинском заповеднике ничто не напоминает об этом человеке, кроме посаженных им десятков тысяч сосен и других деревьев.

Этим соснам сейчас по 80 лет. Посетители заповедника, наверное, думают, что их посадил дедушка Ганнибал или сын Пушкина Григорий, улыбаются авторы книги, а на самом деле мы обязаны этим великолепием человеку, который умер с позорным клеймом изменника Родины.

Иллюстрация из книги.

В лесу прифронтовом

Биография Кузьмы Афанасьева удивительна сама по себе. Потомок крепостных крестьян он учился в Сорбонне, увлекался марксизмом, служил в гвардейском полку императорской армии, после 1917 года прятался в московских лесах от «нового революционного мира», занимался экспортом дальневосточной древесины, чуть не эмигрировал в Харбин, но был арестован органами НКВД и приговорён к исправительным работам.

А ещё он был неплохим писателем.

Фрагмент книги.

К тому времени, как судьба забросила его в Пушкинский заповедник, Кузьме Васильевичу исполнилось 60 лет. Он «уже давно он нигде не публиковался, оставил попытки издать хоть что-нибудь из многочисленных пьес, рассказов, уже канули в лету его писательские амбиции, жажда признания, скрываемая судимость не позволяла даже мечтать о членстве в создаваемом Союзе советских писателей…».

Но предстоящая годовщина гибели Пушкина и изданное Центральным комитетом Союза ССР постановление за десять месяцев воссоздать дом поэта в Михайловском и «как следует подготовиться к торжествам» придали его жизни новый смысл.

Первая «Повесть о настоящем человеке»

Зимой 1936 года он написал в газету, возмущаясь тем, что до назначенного срока окончания реставрационных работ в заповеднике осталось всего 7 месяцев, а о «работах и не слышно»: «Даже сметы не составлены, не говоря уже о подвозке стройматериалов».

Уже через две недели редакция «Известий ЦИК СССР и ВЦИК» переслала письмо Кузьмы Афанасьева во все организации, отвечающие за подготовку Михайловского к празднованию столетия со дня смерти А. С. Пушкина, и процесс пошёл.

Интересно, что в том же году Кузьму Афанасьева сделал героем своего репортажа юный корреспондент калининской областной газеты Борис Полевой – будущий автор «Повести о настоящем человеке».

Начинающего журналиста направили в Михайловское в командировку и он написал «о больших работах в парке», явно впечатлившись бурной деятельностью Кузьмы Васильевича.

Иллюстрация из книги.

В августе 1938 года Кузьма Афанасьев уже спорит на страницах советского журнала «Красная новь» с самим Константином Паустовским, который чуть раньше написал очерк о михайловских рощах:

«Приходится огорчить уважаемого автора. В Михайловских рощах довольно трудно увидеть и услышать то, о чем он поведал читателю в своем рассказе. В действительности все проще, значительнее и правдивее, чем описал писатель».

Сёстры Тимошенко утверждают, что коллеги не очень-то любили Афанасьева за его дотошность и честность. К тому же он слишком яростно боролся с вредителями: жуками-короедами и некомпетентными специалистами, по чьей вине наспех отреставрированное Михайловское начало почти сразу же разрушаться.

Этот конфликт зашёл так далеко, что на третий день войны его со скандалом уволили из заповедника.

Однако ещё через несколько дней он оказался единственным из специалистов, кто не сбежал из Михайловского и кого не арестовали сотрудники НКВД. Поэтому он и начал восстанавливать заповедник заново – уже при поддержке вермахта.

Иллюстрация из книги.

При этом с августа 1941 года по октябрь 1943 года Пушкинский заповедник беспрестанно работал и принимал многочисленных посетителей! «Редкий месяц заповедник посещало менее тысячи человек».

Иллюстрация из книги.

И к нему не зарастёт народная тропа

«7 февраля 1946 года восемь лет хранивший Михайловские рощи русский писатель Кузьма Васильевич Афанасьев был этапирован в пересыльный пункт Ленинграда, но до лагерей не доехал. Долго болел и 18 августа 1947 года умер в тюремной

больнице Управления МВД Ленинградской области».

Позже журналисты со слов Семёна Степановича Гейченко изобразили Кузьму Афанасьева ничтожеством и пособником фашистов.

У авторов книги «Михайловские рощи Кузьмы Афанасьева» есть своя версия, почему знаменитый «хранитель» так нелестно отзывался о своём предшественнике.

Как бы то ни было, в 1992 году Кузьма Афанасьев был полностью реабилитирован, хотя псковские журналисты ещё раньше начали восстанавливать его доброе имя.

Иллюстрация из книги.

…В «Акте Государственной комиссии о злодеяниях в Пушкинском заповеднике» потом было написано, что заведующим музеем оккупационные власти назначили «несведущего в литературе человека — лесовода К. В. Афанасьева», - возмущаются в своей книжке сёстры Тимошенко и как опровержение публикуют его интереснейшие новеллы о жизни в Михайловском, а также рассказывают истинную историю лично спасённых им от переправки в Германию шаров из пушкинского бильярда.

Иллюстрация из книги.

По мнению авторов книги, было бы справедливо поставить в Михайловском памятник Кузьме Афанасьеву. По их словам, он «русский «сведущий» литератор, интеллигент, искренне и честно любивший Михайловские рощи, русский писатель, которому выпала судьба жить идеалами и обмануться в них. Русский писатель, который боролся с обстоятельствами, пытался спрятаться от Власти, которую он ждал, помогал ей, и проиграл. Хороший человек, которому судьба определила жить в сложные времена…»

Презентация книги и встреча с Дарьей Тимошенко состоится 18 апреля в 17.00 в Пскове по адресу улица Профсоюзная, дом 2.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру