Псковские общественники призвали спасти лучшее инженерное сооружение города

«ВКонтакте» началось голосование за судьбу Советского (историческое название – Троицкий) моста.

10.06.2018 в 08:30, просмотров: 2912

Общественный совет при Госкомитете Псковской области по охране объектов культурного наследия объявил у себя на странице «ВКонтакте» голосование по Троицкому (Советскому) мосту в Пскове в связи с письмом председателя Псковского отделения ВООПИиК Андрея Лебедева.

Псковские общественники призвали спасти лучшее инженерное сооружение города

Как сказано в пояснении к голосованию, от председателя Псковского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в адрес Совета пришло письмо следующего содержания:

«Здравствуйте, товарищи!

Надеюсь на Вашу поддержку. Советский мост - лучшее инженерное сооружение Пскова советского времени. Пострен красиво, добротно, удачно вписан в ткань города и р.Псковы. Мост явно прочен до сих пор. Но соврем. проектировщики хотят его сломать потому, что он, якобы не несёт возросшей транспортной нагрузки.

Фото из группы Общественного совета "ВКонтакте".

На самом деле нагрузку он несёт гораздо лучше мостов через Великую, которые при движении транспорта сильно вибрируют. Советский же мост не шелохнётся.

Комитет готов согласовать уничтожение моста при условии воссоздания в прежних формах, в бетоне или железе, признавая только его градостроит. ценность. Мы же считаем, что мост обладает ценностью как памятник инженерного искусства и материальной культуры 1950-х гг. Об этом - прилагаемое заявление.

Фото из группы Общественного совета "ВКонтакте".

С уважением, Андрей.»

В прилагаемом заявлении от 4 июля «О включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» написано:

Фото из группы Общественного совета "ВКонтакте".

«Мост поставлен на традиционном, не менявшемся со средневековья, месте.

Ценный градостроительный объект, гармоничный элемент панорам Кремля и реки Псковы.

Фото из группы Общественного совета "ВКонтакте".

Ценное архитектурное сооружение, решённое в классических традициях, интересное своим сложным объёмно-пространственным решением, пластике, сочетанием разновеликих, но сомасштабных элементов, габариты которых зависят от воспринимаемых нагрузок. Особую воздушность мосту придают вынесенные на изящных кронштейнах тротуары, а также тонкие диафрагмы между основными арками с восьмиугольными проёмами.  Тротуары со стороны реки ограждены массивными чугунными решётками в широких бетонных тумбах. 

Фото из группы Общественного совета "ВКонтакте".

Чугунная решётка того же тщательно проработанного рисунка с поясом греческого меандра была установлена вокруг Анастасиевского сквера, но в 1960-е гг. утрачена в ходе хрущевской кампании против городских оград.

Сложное, спроектированное специально для данного места инженерное сооружение, выполненное в монолитном железобетоне. Унаследовав от двух прежних мостов однопролётность над руслом Псковы,  Советский мост имеет дополнительные береговые пролёты, обеспечивающие проход по набережным, а также четыре лестницы для связи  верхнего уровня с набережными.  Уникально конструктивное решение пролётного строения:  боковые пролёты, которые, несмотря на видимость опирания на две пяты, являются консолями основной арки.  

Таким образом, несущими являются только два русловых устоя.  Для облегчения работы основной арки  береговые консоли дополнительно утяжелены балластным массивом бетона. 

Фото из группы Общественного совета "ВКонтакте".

Очевидно, что при проектировании изначален был добротный архитектурный замысел трёхпролётного моста, который при инженерной разработке получил осуществлённый конструктивный вариант.  Поверхности конструкций пролётного строения моста сохранили следы досчатой опалубки, что вместе с завидной чистотой работы придаёт ему особую рукотворность.

Советский мост - материальное свидетельство мастерства отечественных инженеров, архитекторов, рабочих, сумевших в сложные послевоенные годы на подъёме восстановительного энтузиазма создать добротное, капитальное и интересное в архитектурно-художественном плане сооружение».

В заявлении также сказано:

«Мост обладает большой прочностью: в отличие от псковских мостов через Великую – моста Советской Армии и им. 50-летия Октября, имеющих весьма заметную зыбкость при движении по ним транспорта, Советский мост никаких подобных колебаний не испытывает. Кроме того, дорожное покрытие моста, не имея деформационных швов в местах соединения с прилегающей дорогой, не имеет в этих местах и трещин.  Это явно свидетельствует о значительном запасе прочности конструкций моста.

Устройство боковых краёв моста позволяет при возможной реконструкции расширить проезжую часть за счёт сужения широких тротуаров, что не повлияет на основную конструкцию моста».

«В связи с этим» члены Общественного совета написали, что им «хотелось бы узнать мнение псковичей, есть ли необходимость сохранять данный мост или всё же лучшим вариантом будет замена его на новый?».

За несколько часов в виртуальном голосовании приняли участие 56 человек, из них только трое считают, что мост надо «снести и построить новый».

Остальные – за то, чтобы «признать старый мост объектом культурного наследия и отремонтировать».




Партнеры