Кибербуллинг, или травля в интернете, становится все более распространенной проблемой среди школьников. Псков не является исключением. Анонимность, доступность 24/7 и широкий охват аудитории делают киберпространство идеальной площадкой для агрессоров. Чтобы понять масштаб проблемы и найти эффективные решения, «МК в Пскове» обратился к учителям, родителям и психологам Псковской области.
Плачет ночью, потеряла интерес к учебе
Псковская школьница Ирина пришла в чат любителей популярной онлайн-игры. В аккаунте девочки ее настоящее фото, она страдает от лишнего веса. Тут же на нее стали нападать другие участники. Посыпались оскорбления. Девочка замкнулась, родители не понимали, что делать с внезапно скатившейся до троек хорошисткой.
Ира признавалась, что ее больше ничего не интересует, часто говорила о том, что считает себя некрасивой. Родители отвели ребенка к психологу, в ходе беседы с которым и выяснилось, что школьница уже полтора года терпит придирки, колкости и нелицеприятные замечания со стороны участников чата по интересам.
В данном случае, по мнению психолога, ситуация обострена тем, что найти оскорбляющих несовершеннолетнюю сложно, так как в чате могут быть люди из совершенно любого населенного пункта мира. А вот урон для психики ребенка, который наносят они своими комментариями, можно убрать только посредством комплексной терапии.
«Универсального совета, как бороться с кибербуллингом, нет, - отмечает детский психолог Ирина Николаева. - Но родителям советую быть более чуткими и внимательно следить за изменениями настроения своих детей, особенно, если резкий спад настроения приходится сразу же после выхода в Интернет».
«Меня все называют чмырем»
С такой фразой псковский пятиклассник Илья зашел домой. Родители стали расспрашивать, кто, собирались пойти в школу и вместе с соцпедагогом и психологом ставить на место обидчиков сына.
- Кто все?
- В интернете, - коротко отрезал школьник.
Родители проконсультировались с правоохранителями, и выяснилось, что найти «Демона 666», «Волосянку», «Децла» и «Хайпика» будет очень трудно. Правоохранители отметили, что, как правило, дети используют сервисы подмены айпи-адресов для выхода в чаты, в которых допускают оскорбления. А далее уже идет многоуровневая цепочка: поиск точки входа, биллингование данных с телефона, далее предъявление обвинений родителям школьников, так как сами острые на словцо интернет-тролли чаще всего являются несовершеннолетними, которые путем оскорблений других самоутверждаются в Сети.
Родители Ильи просто посоветовали ребенку покинуть чат, в котором на их ребенка сыпался поток нецензурной брани и негатива. Сам мальчик такое решение принять не мог, так как комментарии в его адрес его задевали, и он активно пытался отстаивать свою честь и достоинство.
«Поведение Ильи в данном случае - нормальная для его возраста реакция психики, когда ребенок отвечает обидчикам на их же языке, - поясняет Ирина Николаева. - Но в любом случае, даже при такой форме реакции, оскорбительные и язвительные комментарии оставляют след в душе каждого ребенка».
А есть и местные кибербуллеры
Учителя псковских школ в беседе с «МК в Пскове» отметили, что кибербуллинг часто остается незамеченным в стенах учебного заведения. «Мы видим последствия: подавленное настроение ученика, снижение успеваемости, замкнутость. Но часто не можем напрямую связать это с травлей в сети», - говорит Елена Петровна, учительница русского языка и литературы одной из псковских школ.
Многие учителя признают, что им не хватает знаний и инструментов для эффективной борьбы с кибербуллингом. «Нас учат распознавать признаки буллинга в классе, но как действовать, если травля происходит в социальных сетях или мессенджерах? Мы не всегда знаем, как правильно реагировать и к кому обращаться за помощью», - делится своими опасениями Анна Николаева, школьный психолог.
Мамам и папам что делать?
Родители псковских школьников выражают обеспокоенность по поводу безопасности своих детей в интернете. Многие признаются, что не всегда знают, чем занимаются их дети в сети. «Я стараюсь контролировать, сколько времени сын проводит в телефоне, но не могу постоянно следить за его переписками. Боюсь, что он может стать жертвой или, не дай бог, сам участвовать в травле», - рассказывает Мария, мама ученика 6 класса.
Родители часто чувствуют себя беспомощными в ситуации кибербуллинга. «Я узнала, что мою дочь травят в группе в социальной сети. Обратилась к классному руководителю, но она сказала, что это не их компетенция. Я не знаю, что делать», - делится своей историей Ольга, мама ученицы 11 класса.
Психолог Ирина Николаева подчеркивает, что кибербуллинг оказывает серьезное негативное влияние на психическое здоровье школьников. «Жертвы кибербуллинга часто испытывают чувство стыда, вины, страха и одиночества. У них может развиться депрессия, тревожность, суицидальные мысли», - говорит эксперт.
Псковским родителям стоит учесть, что кибербуллинг – это не просто «детские шалости», а серьезная проблема, требующая профессиональной помощи. «Важно вовремя обратиться к психологу, чтобы помочь ребенку справиться с травмой и предотвратить негативные последствия», - советует Ирина Николаева.
О том, что кибербуллинг пришел в псковские школы, свидетельствует количество жалоб в соцсетях, а также на форумах родителей, когда взрослые ищут психологов, готовых помочь их детям справиться с агрессией, которая пришла из Сети.