Профессор из Санкт-Петербурга призвал Путина стать Рерихом для псковских фресок

Профессор Санкт-Петербургской академии художеств обвинил в разрушении псковских фресок московских реставраторов.

Александр Крылов.

Александр Крылов, профессор живописи, руководитель мастерской церковно-исторической живописи Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина обвинил в разрушении фресок церкви Успения Богородицы в деревне Мелётово Карамышевской волости Псковского района художника-реставратора Центра Грабаря Адольфа Овчинникова.

Выступая в Пскове на открытии выставки «Живопись Мелётова в созвездии памятников древнерусской фрески», Александр Крылов объяснил, почему фрески русской «сикстинской капеллы», как ещё называют мелётовский храм, находятся сейчас в таком плачевном состоянии.

Выполненная Александром Крыловым копия мелётовской фрески.

Он рассказал, что сам несколько лет копировал эти фрески вместе со своими студентами и наблюдал, что с этими фресками происходит и как к ним относится наша культурная элита.

Профессор Александр Крылов о том, кто виноват в разрушении мелётовских фресок

Смотрите видео по теме

«К сожалению, я видел хищничество, я видел халтуру, я видел подлость, - утверждает Александр Крылов. – В том, что эти фрески находятся сейчас в таком бедственном состоянии, в том что они гниют, в значительной степени обвиняю реставратора Овчинникова Адольфа Николаевича, которого я  сам пригласил по неведению, мне рекомендовала его пригласить Вера Дмитриевна Лихачёва, дочь Дмитрия Сергеевича знаменитого, но я не знал тогда, я моложе был в два раза. Я пригласил Адольфа Николаевича. Я бы сказал ему сейчас это в лицо при всех и должен был бы это сделать, но его здесь нет, можете ему передать по интернету моё приветствие. Вместо того, чтобы служить святыне, он добывал деньги, делал копии недоброкачественные. Они находятся в Псковском музее, их невозможно показать не только потому, что они плохо исполнены, они неправильно оформлены: они скручены в рулоны краской вовнутрь. Если их развернуть, они рассыпятся. То еть, халтура во всём, а деньги получены. К сожалению. Но дело не только в этом. Адольф Николаевич для того, чтобы копировать, смачивал поверхность водой. И та плесень, которая была в алтарной части…в течение двух-трёх лет распространилась на весь храм. Я видел в конце 80-х, мы приехали со съёмочной группой телевидения, и я увидел с ужасом, что весь храм с 84 по 88 годы, весь  отравлен грибком».

По словам Александра Крылова, он тогда как «простой преподаватель» Академии художеств мало что мог противопоставить реставратору высшей категории из Москвы, у которого за плечами были высокие начальники и министерства. Александр Константинович призвал пришедших на выставку осознать, насколько судьба святыни может зависеть даже не от государства, а от одного единственного человека: «Это на совести Адольфа Николаевича. Он известный реставратор и как реставратор очень хороший, не мне его судить, а вот как копиист он крайне недобросовестный».

По мнению Александра Крылова, сегодняшние опасения относительно аварийного состояния мелётовского храма несколько преувеличены. Он напомнил, что конструктивные трещины там были зафиксированы ещё в 60-х годах прошлого века, когда мелётовские фрески только-только были открыты специалистами.

В любом случае профессор института имени Репина считает, что необходимо заниматься и инженерным укреплением мелётовского храма, и укреплением его стенописи.  

Профессор рассказал корреспонденту «Московского комсомольца в Пскове», что в начале прошлого века в таком же бедственном состоянии оказались фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре. По его словам, тогда их спас Николай Константинович Рерих, который обратился за помощью напрямую к императрице Александре Фёдоровне: «Она единственная, кто помог, потому что ни Академия художеств, ни князья тогда палец о палец не ударили».

На вопрос, кто же должен стать «Рерихом» в ситуации с мелётовскими фресками, Александр Крылов не задумываясь ответил: «Путин!»

Напомним, 18 января в зале Псковского отделения Союза художников России на улице Ленина открылась выставка «Живопись Мелётова в созвездии памятников древнерусской фрески». Она посвящена уникальной церкви Успения Богородицы в деревне Мелётово Карамышевской волости Псковского района, которая славится на весь мир своими фресками и которую искусствоведы уже успели окрестить русской «сикстинской капеллой».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру