Он же памятник: псковичи поклонились человеку, который первым выбросил телевизор

Накануне дня рождения Юрия Спегальского псковские архитекторы, реставраторы и музейщики по традиции посетили его могилу на Мироносицком кладбище

На этот раз у них не получилось «пообщаться» там обстоятельно «на тему памятников», как призывала в социальных сетях бывший председатель Псковского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Ирина Голубева. Дело в том, что второй по счёту июньский день выдался на редкость холодным, синоптики к тому же обещали, что уже к обеду зарядит дождь, поэтому в назначенные 13:00 на могиле основоположника псковской школы реставрации собралось всего несколько человек, которые занялись главным образом тем, что подсадили к цветущим ландышам и незабудкам анютины глазки да проверили, не тронуты ли коррозией кованые кресты над усыпальницей Юрия Спегальского и его супруги Ольги Аршакуни.

Накануне дня рождения Юрия Спегальского псковские архитекторы, реставраторы и музейщики по традиции посетили его могилу на Мироносицком кладбище

К людям тотчас же прилетели голубь и голубка, но собравшиеся ничего сверхъестественного в этом не усмотрели, а только полюбовались, как красиво одна из птиц выгибает шейку, усевшись на крест.

Кроме того, они удостоверились в том, что жив куст жасмина, посаженный на могиле Спегальского его почитателями по наущению Ольги Аршакуни, которая незадолго до смерти успела рассказать, что он не любил никаких цветов, кроме полевых, да ещё обожал жасмин.

Пускай нам лучшим памятником будет…

Сотрудник Псковского музея-заповедника Анна Радченко напомнила в своей краткой речи, что 3 июня исполнится 108 лет со дня рождения Юрия Спегальского, порадовалась, что на его могиле всегда есть цветы, и добавила, что лучшим памятником этому человеку стал посвящённый ему музей на улице Пушкина в Пскове.

- Лучшим памятником Спегальскому являются отреставрированные им памятники архитектуры! – заспорили с Анной её же коллеги, а Ирина Голубева заметила, что уже и сама могила знаменитого реставратора за минувшие с его смерти почти полвека успела обрести статус памятника истории и культуры – по крайней мере, регионального значения.

Судя по всему, этот памятник скоро надо будет реставрировать. Между прочим, в прошлый раз, а конкретно, в 2009 году, могилу Спегальского привели в порядок за народные деньги – за 120 тысяч рублей. Как рассказала Ирина Голубева, 20 тысяч собрали его друзья и коллеги в Санкт-Петербурге, 19 тысяч – бизнесмены из Псковского землячества в Москве, остальное – сами псковичи.

Правда, из крупных псковских предприятий на призыв Псковского отделения ВООПИиК тогда откликнулась только «Реставрационная мастерская», которая помогла реставраторам техникой. Но зато в Пскове почти десятилетней давности нашлось и кому выковать новые кресты вместо старых бетонных, из которых уже торчала арматура, и кому собственноручно вылепить на могиле новые «голгофы». Например, архитектор Борис Пославский сделал для могилы Спегальского деревянную скамью в старинном стиле (которая, впрочем, уже тоже начала крошиться от дождя и ветра).

Кто и на какие средства в следующий раз будет реставрировать могилу одного из самых выдающихся псковичей, неизвестно. Ведь даже подъезд его музея-квартиры давно уже выглядит не лучшим образом. Собравшимся почтить память Юрия Павловича осталось только повозмущаться тем, что Псковский музей-заповедник никак не может совместно с домоуправлением отремонтировать хотя бы вход в этот подъезд, чтобы не распугивать редких туристов.

«Отверженный провидец»

А туристы творчеством Юрия Спегальского интересуются, даже иностранные, чему свидетельство – только что изданная в Австралии книга «Отверженный провидец. Юрий Павлович Спегальский и реконструкция Пскова», автором которой стал доктор философии Ларри В. Котрен.

Этот учёный-исследователь из США сначала написал про Спегальского диссертацию, а теперь и книгу, основываясь на архивных материалах и беседах с псковскими реставраторами (говорят, америко-австралийцу заодно очень полюбилась баня на Конной, а ещё говорят, что он почему-то чаще всего приезжал в Псков зимой).

Суперобложка новой книги о Спегальском.

На самом деле никто из псковичей не знает, что он там конкретно написал, но все очень надеются узнать. Ведь накануне 108 годовщины со дня рождения Юрия Спегальского Ларри написал в Псков письмо, спрашивая, сколько надо прислать экземпляров его новой книги, чтобы хватило и архивам, и музею.

И теперь псковичи чешут в затылке, где бы взять денег, чтобы перевести её с английского и издать на русском языке. Пока они не придумали ничего лучшего, как обратиться за помощью к миллиардеру Михаилу Прохорову, зная, что он владеет ещё и издательством.

Где взять денег на реставрацию памятников псковского зодчества, которые одновременно являются памятниками Юрию Спегальскому, его последователи ума не приложат.

«Удивительно, что в самом ужасном состоянии оказались памятники гражданской архитектуры, - говорит Ирина Голубева. – Которые в отличие от храмов или крепости, могли бы взять на себя множество разнообразных функций, а не одну специфическую. За исключением разве что Поганкиных да Приказной палат, у нас все остальные разрушаются. Романиха кровоточит. Палаты Гурьева (по новой атрибуции, Бахорева) трещат. Я уже не говорю о позоре дома Печенко, где Спегальский жил. Там сейчас, конечно, ведутся противоаварийные работы, но это настолько вынужденная мера, что и обсуждать не хочется.

Фотографии из презентации общественной-пресс-конференции по защите объектов культурного наследия.

Повторяю, удивительно, что самыми невостребованными оказались самые многообещающие здания. Я думаю, это потому, что политика неправильная. Вот, например, сейчас областные власти готовятся приступить к реставрации стен Окольного города. Это 9 километров крепостных сооружений – и всего 4 месяца на проектную документацию. Ясно, что объект недоисследован, да никто и не требует его глубокого исследования. Властям главное – успеть к Ганзейским дням.

Но к Ганзейским дням хватило бы и простого благоустройства стен Окольного города. Ну сделали бы их вычинку в отдельных местах – и оставили в покое, чтобы потом основательно, поэтапно заниматься восстановлением. При этом ту же Романиху поэтапно уже не восстановишь. Вот бы эти деньги лучше перенаправить туда! Но не тут-то было. Что за дела?!»

Как шкаф победил телевизор

«Деградируем», - подтвердили коллеги Ирины Борисовны.  

«Ну что мы за стадо!» - возмутился архитектор-реставратор Владимир Никитин. Он никак не может понять, почему бывший президент США Барак Обама в своё время смог собрать с простых граждан деньги на свою предвыборную кампанию, а граждане Пскова всё никак не договорятся скинуться хотя бы по рублю на реставрацию дома Печенко или хотя бы на ремонт подъезда музея-квартиры человека, который после Великой Отечественной войны сумел сохранить для них средневековый город. Из-за чего даже на перевод книги про одного из самых знатных псковичей теперь придётся просить денег у олигархов.

Музейщики предложили летом попробовать проводить посвящённые Спегальскому выставки на открытом воздухе на улице Пушкина. Может, хоть это заставит псковичей вспомнить, кому они обязаны.

Фрагмент росписи шкафа из музея-квартиры Ю. Спегальского (автопортрет с женой).

Кстати, 3 июня, в 14.00 в музее-квартире Юрия Спегальского на улице Пушкина будет сборная экскурсия для всех желающих. Цена билета – 100 рублей. Это шанс узнать много интересного про человека, который ещё в шестидесятые годы прошлого века убрал только что приобретённый телевизор с глаз подальше, как только понял, сколько этот новомодный предмет отнимает у него ценных часов и минут.

Расписной шкаф из музея-квартиры Ю. Спегальского.

Но не жалел сил и времени, чтобы собственноручно расписать одёжный шкаф, или, как он его сам называл, «скрыню для портищ», который и по сию пору радует посетителей музея затейливыми узорами да мудрыми наставлениями для «лепой» жены.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру