Не шапки по кругу: как в Пскове заработать на краудфандинге

Как фотограф Дмитрий Марков собрал в интернете полмиллиона рублей, и почему то же самое не вышло у «Псковской губернии»

28-29 ноября в Пскове впервые пройдёт бесплатная Школа краудфандинга от экспертов крупнейшей платформы коллективного финансирования в России Planeta.ru. 10 команд подготовят свои проекты к запуску. «МК в Пскове» попросил ведущего PR-менеджера «Планеты» Наталью Игнатенко рассказать, на что уже собирали деньги псковичи с помощью краудфандинга.

Как фотограф Дмитрий Марков собрал в интернете полмиллиона рублей, и почему то же самое не вышло у «Псковской губернии»
Фото: "Планета.ру"

Крауд-чота-там

«Крауд что?» - переспросят многие. «Крауд-чота-там, - смеётся куратор Школы краудфандинга Planeta.ru Егор Ельчин. – Выговорить не так просто, поэтому как только краудфандинг не называют. Многие обвиняют нас в использовании иностранных терминов и, в очень общих чертах поняв суть краудфандинга, говорят: «Есть же прекрасное русское слово «складчина». Почему вы не используете его?». Да потому что оно не полно отражает смысл краудфандинга. Это не просто сбор в интернете».

Термин действительно иностранный: от английского crowd – толпа, funding – финансирование. В своём современном виде краудфандинг возник именно за рубежом, несмотря на то, что идея коллективного финансирования существовала испокон веков.

Главное отличие краудфандинга от благотворительности (складчины, шапки по кругу, с миру по нитке) в том, что за поддержку крауд-проектов люди могут получить вознаграждения. В России краудфандинг возник как реакция на пиратство в музыкальной сфере. Planeta.ru изначально была сервисом предзаказа: фанаты вкладывались в музыкальные проекты кумиров, а потом первыми получали пластинки (ещё и с автографами). Но вскоре стало ясно, что с помощью краудфандинга можно реализовать не только творческие, но и важные социальные, а также бизнес-проекты.

Егор Ельчин. Фото: "Планета.ру"

Два миллиона на добро

Лидируют по собранной сумме на Planeta.ru среди псковских проектов социальные крауд-кампании. В 2014 году больше миллиона рублей было собрано на спасение псковской региональной общественной благотворительной организации «Росток», оказавшейся на грани закрытия. К акции «Спасём «Росток» вместе» подключились представители крупнейших благотворительных фондов, помогающих людям с ментальными особенностями: «Обнажённые сердца», «Выход», «Антон тут рядом», «Перспективы», «Каритас».

В мае 2017 года через «Планету» привлекли 820 тысяч рублей на ремонт реабилитационного центра «Пошитни» в одноимённой деревне Пушкиногорского района. Благотворительный фонд «Диакония» реализовывал этот проект вместе с членом своего попечительского совета известным репером Бастой (Василием Вакуленко). Баста передал от себя вознаграждения в проект: фотографии, диски, брелоки и подвески с автографом – и помогал в продвижении проекта. «Это отличный пример кросс-продаж, смешивания аудитории: поклонники репера начали участвовать в социальном проекте. Краудфандинг часто помогает найти новых партнёров, волонтёров и просто единомышленников», - комментируют представители Planeta.ru.

Неправильно считать, что краудфандинг – это лёгкие деньги. Главный миф о краудфандинге: стоит запустить проект, и деньги потекут рекой. Хотя и в этом правиле не без исключений. Больше 160 тысяч рублей собрали сотрудники псковского отделения Детского фонда на Planeta.ru на помощь своим подопечным. Первый проект Детского фонда был посвящён закупке посуды и микроволновой печи в одно из подшефных детских учреждений. Сотрудники фонда активно продвигали сбор в соцсетях, писали в региональные СМИ, договаривались о сюжетах на телевидении. Общими силами удалось собрать необходимые 50 тысяч рублей. Детский фонд отчитался о реализации проекта и запустил новый – на школьные портфели для детей из малообеспеченных семей региона. Сработала хорошая репутация: меценат, поддерживающий разные проекты на Planeta.ru, вложил в кампанию 84 тысячи рублей.

Пособие по краудфандингу. Фото: "Планета.ру"

Идите в баню!

Краудфандинг – это отличный PR-инструмент, позволяющий автору привлечь внимание самых разных людей к своей деятельности. В 2015 году бывший худрук псковского театра Василий Сенин пригласил режиссёра московского Театра.doc Варвару Фаэр написать и поставить документальную пьесу о псковичах. Многие читатели, наверное, вспомнят скандальный спектакль «Банщик», который после доноса на Фаэр министру культуры запретили к постановке в Пскове. Режиссёр написала, что зритель сам должен решать, что смотреть, и запустила на «Планете» сбор на завершение работы над спектаклем. О проекте написали множество общественно-политических федеральных СМИ. Фаэр планировала привлечь с помощью краудфандинга 500 тысяч, но смогла собрать только больше половины. По правилам Planeta.ru, такие проекты тоже считаются успешными.

«Большинство краудфандинговых платформ мира работают по принципу «всё или ничего»: деньги переводятся авторам проектов, только если они собирают полную сумму, - комментирует генеральный директор и сооснователь Planeta.ru Фёдор Мурачковский. – У нас более лояльные условия: мы готовы перевести автору деньги, если он привлёк не менее 50% от заявленной финансовой цели при условии, что этих денег хватит для выполнения обязательств перед спонсорами: реализации идеи и выдаче всех вознаграждений. Во-первых, русский человек склонен экономить, если это необходимо. А во-вторых, за время самой крауд-кампании могут найтись люди, которые захотят поучаствовать в проекте ресурсно. Их участие тоже может уменьшить заявленную финансовую цель».

Основатели "Планеты". Фото: "Планета.ру"

Взлетит-не взлетит?

Ещё одна функция краудфандинга – проверка идеи на прочность. Известный фотограф Дмитрий Марков, проживающий в Пскове, недавно успешно завершил сбор средств на свою фотокнигу #Черновик. Дмитрий – участник рекламной кампании Apple, обладатель гранта от Instagram. Его аккаунт в Instagram объединяет больше 190 тысяч подписчиков, а социальные фотографии ежедневно собирают тысячи лайков. Но Дмитрий справедливо заявлял, что одно дело поставить лайк, а другое – проголосовать рублём.

«Признаюсь, я переживал перед началом кампании и боялся, что не удастся набрать нужную сумму. Однако в реальности проект превзошел все ожидания: в первые сутки удалось собрать половину средств, а спустя три дня — 100% для печати заявленного тиража. В итоге было собрано почти полмиллиона рублей, что позволит нам с издательством увеличить тираж вдвое», - отметил Дмитрий.

По наблюдениям Маркова, половина суммы была собрана после его постов в социальных сетях, на рост счётчика повлияли публикации на профильных ресурсах, включение проекта в дайджест крауд-платформы и рекомендации друзей.

А вот газета «Псковская губерния» в этом году не смогла собрать средства на открытие подразделения при редакции, которое занялось бы мультимедийной журналистикой. У газеты множество партнёров и друзей, которые могли бы поддержать крауд-проект своими постами, но ребята просто не успели к ним обратиться.

Крауд-образование

На своих ошибках учился один из самых активных псковских авторов крауд-проектов – учитель физики школы №13 и руководитель досугового центра «Юный техник» Владимир Колпаков. Три года назад он написал в паблике «Жесть по-псковски» пост, что хочет обучать детей астрономии, и за два с половиной дня собрал там 6 700 рублей, которых хватило на покупку телескопа. Воодушевлённый, он решил постигать со школьниками ещё и азы робототехники и создал проект на «Планете» с финансовой целью в 170 тысяч рублей. «К сожалению, тогда у меня ещё не было таких связей в соцсетях, и продвижением проекта я особо не занимался», - подчёркивает Владимир. Он вспоминает, что удалось собрать всего чуть больше девяти тысяч. По правилам сервиса, деньги вернулись к пользователям.

Фото: "Планета.ру"

Зато об идее Владимира узнал предприниматель Алексей Гиацинтов, который выступил спонсором городского центра робототехники, программирования и 3D-моделирования. В 2015 году Алексей и Владимир исполнили мечту: арендовали помещение, закупили оборудование и открыли такой Центр. За два года существования в Центре было открыто девять обучающих направлений. Воспитанники Центра занимают призовые места на всероссийских соревнованиях, обходя более взрослых соперников, которые занимаются робототехникой уже около десяти лет. В прошлом году в Центре было около 200 учеников. И огромные очереди из желающих записаться на занятия. Чтобы ликвидировать очереди и открыть двери для ещё большего числа будущих инженеров, Центру необходимо расширяться. Проработав свои ошибки, Владимир вновь запустил проект на «Планете» и в этот раз смог собрать 356 тысяч.

«За все время нашего существования администрация Пскова ничем не смогла нам помочь, - рассказал Владимир Колпаков. - Когда встал вопрос о расширении и открытии филиала центра, чиновники ответили: «Получите образовательную лицензию, проходите аккредитацию как образовательное учреждение, тогда мы подумаем, чем вам можно помочь». Но получать лицензию долго и дорого. Плюс надо кучу бумаг написать: образовательные программы по всем направлениям, куча отчётов, журналов и прочей нервотрёпки. Оно нам надо? Тем более, что у нас нет цели именно дать образование какое-то и официальную бумажку о нём. Наша цель - привлечь ребят, показать им, что это интересно и не сильно сложно. А образованием пусть занимаются школы и прочие институты». «Школа краудфандинга» и займётся крауд-образованием псковичей. 28 ноября в малом конференц-зале псковской инженерно-лингвистической гимназии пройдёт открытая лекция по краудфандингу. Все участники смогут задать интересующие вопросы куратору «Школы» Егору Ельчину. 10 команд, прошедших предварительный отбор, поучаствуют в бесплатном практическом интенсиве, на котором смогут подготовить проекты к запуску. Для участия в нём, необходимо зарегистироваться. Если вы хотите научиться краудфандингу, но не сможете принять участие в «Школе», проходите бесплатный онлайн-курс Planeta.ru «Крауд-проект за 60 минут».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру