Как журналист у псковского митрополита Тихона стакан просил

На пресс-конференции, которую в пятницу организовал митрополит Псковский и Порховский Тихон, вдруг выяснилось, что псково-печерские памятники истории и архитектуры пора охранять от местных журналистов

На эту пресс-конференцию журналистов Пскова собирали на подворье Псково-Печерского монастыря возле памятника федерального значения церкви во имя иконы Божией Матери «Одигитрия».

Митрополит Псковский и Порховский хотел, чтобы представители СМИ лишний раз заглянули в этот храм и убедились, что тот нуждается в срочной дорогостоящей реставрации («Там крыши нет, там кирпичи рушатся с потолка!», «Мы его теряем»).

Церковь Одигитрии. Фото с nathalie-zh.livejournal.com.

«А записано, что этот памятник находится в удовлетворительном состоянии!» – возмущался потом Тихон.

Журналисты, надо отметить, в храм Одигитрии заходить поленились и вместо этого поскорее забрались в тёплый «Мерседес», чтобы ехать в Печоры на встречу с митрополитом, за что он полушутя грозился «сделать выговор отцу Анатолию».

…Как вскоре оказалось, за местной пишущей братией водятся и другие грешки.

Напрасно главный псковский духовный пастырь обращался к нам с призывом «сделать всё, чтобы сохранить» региональное культурное наследие и ностальгировал по Печорам своей юности.

На пресс-конференции, которую в пятницу организовал митрополит Псковский и Порховский Тихон, вдруг выяснилось, что псково-печерские памятники истории и архитектуры пора охранять от местных журналистов

В ответ Тихона попросили употребить его авторитет на борьбу с «так называемыми ревнителями старины» и помочь предпринимателям испортить чуть ли не самый узнаваемый печорский памятник.

Железобетонно

«У нас в губернии 100 памятников федерального значения и 170 – регионального», ни в одном другом регионе столько нет, уточнил на пресс-конференции митрополит Тихон, и очень возмущался, что Псковская область курила в форточку, пока епархии других регионов получали из федерального бюджета баснословные суммы на реставрацию гораздо менее значимых объектов культурного значения.

«Мы, к сожалению, оказались на обочине», констатировал владыка. И поэтому теперь он собирается «приложить все усилия», чтобы «убедить» правительство и, конкретно, министерство культуры вложить в Псковскую область недовложенное.

Тихон, например, обнаружил, что региональные власти за много лет не удосужились поставить на кадастровый учёт возведённую для укрепления берега под Снетогорским монастырём железобетонную конструкцию.

Снетогорский монастырь. Фото с sobory.ru

Из-за чего область, по его словам, до сих пор не могла получить финансирование из федеральной целевой программы на продолжение работ с этой бесхозной штуковиной.

Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Георгий Шевкунов). Фото "МК в Пскове".

Новый псковский владыка «подключил» к выявленной им проблеме вице-премьера Алексея Гордеева – и вуаля. Железобетонная конструкция поставлена на учёт в Росимуществе и теперь будет передана Псковской области, благодаря чему можно начинать просить на неё деньги из резервного правительственного фонда.

«Мы не сидим, сложа руки, ожидая этих бюрократических решений», – подчеркнул Тихон.

Это раньше в Псковской области «десятилетиями ничего не двигалось», а теперь стараниями нового митрополита всего за полгода исследован склон холма, на котором стоит монастырь, уточняются границы памятника природы, коим этот холм является.

«И средства найдутся».

Куда смотреть

Что касается Мирожского монастыря с его «уникальным объёмом дотатарской живописи», то владыка с такой же категоричностью решил положить конец регулярным подтоплениям этого памятника федерального значения.

Там «нужны серьёзные работы по берегоукреплению и строительству заградительных сооружений», считает он.

«Мы должны это сделать».

Всем известно, что в Псковской области совсем мало промышленных и сельскохозяйственных предприятий, которые могли бы существенно пополнить региональный бюджет, сказал псковский митрополит.

И это, по его словам, плохо влияет и на наши зарплаты, и на наши больницы.

У псковичей есть только один реальный ресурс – это памятники. А значит, надо постараться сделать так, чтобы туризм и паломничество приносили губернии более ощутимый доход, убеждён митрополит Псковский и Порховский.

Потому что, «если сейчас эта кризисная ситуация продлится», да мы ещё к тому же «разрушим своей бездеятельностью» доставшиеся нам объекты культурного наследия, «куда будут приезжать туристы и на что смотреть»?

Вот почему Псковская митрополия сейчас занимается тем, что разрабатывает «комплекс мер» по сохранению памятников и перво-наперво подготовила список из 27 объектов, которые нуждаются в первоочередном восстановлении.

В их числе и Троицкий собор, и Мелётовская церковь, и церковь Одигитрии… и «Богом зданные пещеры» Псково-Печерского монастыря.

Тогда держитесь

– Будет ли ограничен вход в эти пещеры? – поинтересовались журналисты.

 

Конечно, сказал митрополит, ведь из-за того, что в последние годы пещеры были открыты всегда, там начались серьёзные проблемы и, в частности, температура повысилась до плюс 14-15 градусов вместо рекомендованных плюс пяти. Поэтому монастырь, как в 80-е годы, теперь будет пускать в пещеры выборочно:

«По специальным заявкам. Ничего сложного в этом нет, особенно сейчас, когда практически у всех есть интернет».

Одновременно монастырь занимается проектированием систем водоотвода и гидроизоляции пещер, а также будет высаживать по холмам деревья, чтобы дополнительно укрепить склоны.

Всё это под неусыпным контролем специалистов с привлечением профессионалов, подчеркнул митрополит.

Обрадовавшись вопросу, что ещё делается в Псково-Печерском монастыре для реставрации этого памятника и по хозяйственной части, владыка пустился в подробности: «Тогда держитесь».

Фото "МК в Пскове".

Например, он рассказал, что в монастыре впервые ведутся работы по созданию современной канализации. Причём новая монастырская канализационная подстанция будет заодно обслуживать несколько прилегающих к обители печорских улиц.

 

Епархия, по словам Тихона, сейчас занялась «глобальным проектированием реконструкции» Псково-Печерского монастыря. На эти работы из федерального бюджета (Тихон особо подчеркнул, что не из регионального, а именно из федерального) уже получено 300 миллионов рублей.

Ведь в монастыре даже электропроводка, «извините, ещё эстонская – со времён Эстонской республики», там, во-первых, надо поменять алюминиевые пожароопасные провода на медные.

При этом после всех реконструкций «монастырь должен остаться внешне примерно в том же состоянии, которое мы сейчас имеем».

Митрополит пообещал, что никаких «негармонирующих» с его историческим обликом материалов или пристроек на виду не появится.

Это старьё давно пора сносить

Журналист газеты «Печорская правда» Сергей Маркелов слушал-слушал владыку и вдруг говорит: есть, дескать, в Пскове «одиозная группа людей», которая «как-то неправильно» называется «ревнителями старины».

Это Шлосберг и прочие.

«Любое нововведение во Пскове вызывает у них яростную отрицательную реакцию. Из-за этого пострадали и Печоры».

В центре Печор, доверительно рассказал митрополиту Тихону журналист Маркелов, «стоят разваливающиеся здания бывшей водокачки», выкупленные частником, который из-за тех самых «ревнителей» никак не может этот памятник перестроить.

Частник, дескать, предлагал проект реконструкции этой водокачки под кафе и смотровую площадку, но нехорошие «ревнители» не дали ему пристроить к ней «стеклянный стакан для лестниц».

«Эти люди заявили, что это памятник и что его нельзя никоим образом трогать».

Старинная водонапорная башня в центре Печор. Фото с pechori.ru

«Мне представляется, что вашими усилиями, вашим авторитетом стоило бы изменить вот это категорическое и не очень понятное решение относительно разваливающегося здания. Оно может быть очень интересным туристским объектом», – завершил свою витиеватую речь печорский журналист.

Которому почему-то невдомёк, что никакие «ревнители старины» ничего не решают и не вправе указывать частному владельцу, как ему обустраивать своё имущество.

Журналисту следовало бы знать, что памятниками в Псковской области распоряжается специальный госкомитет по охране объектов культурного наследия при региональной администрации.

Который, судя по всему, и запретил новому владельцу печорской «водокачки» пристраивать к ней какие бы то ни было «стаканы».

А если проект реконструкции печорской водонапорной башни даже и дошёл до обсуждения на заседании научно-методического совета при этом госкомитете, то и  там, чтоб Маркелов знал, нет ни одного Шлосберга.

«Интересные вы какие, печеряне, – сказала я уже после пресс-конференции своему печорскому коллеге. – Я думала, вы за сохранение своих памятников воюете ещё злее, чем все шлосберги вместе взятые…»

«Это старьё давно пора сносить! – парировал Сергей Маркелов. – В Таллине такие старые постройки целыми кварталами сносят!»

Фото: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1034395933333849&set=a.255226534584130&type=3&theater

– Как я вас понимаю… – Нет, вы меня не понимаете

«Абсолютно с вами согласен», – ответил ему митрополит Тихон. И стал объяснять, что с «либеральным отношением» к владельцам памятников надо завязывать.

Что во всём мире принято так: если ты приобретаешь объект культурного наследия – то будь добр соблюдать его исторический внешний вид и заботиться о его сохранении.

«У нас уж больно либеральное отношение к этому. Купил – и забыл».

 

«Поэтому я считаю... как сопредседатель комиссии по взаимодействия РПЦ с музейным сообществом и как член правления Президентского совета по культуре и искусству, что эту ответственность надо усиливать. Со всех. Начиная с церкви», – припечатал владыка.

«Я понимаю, что это тоже антипиар», добавил митрополит, но ещё раз сказал, что он лично собирается приложить все усилия, чтобы у всех памятников города Печоры появились паспорта и чтобы их владельцы «понемножку начали приводить в порядок свои домики» в строгом соответствии с этими паспортами.

Это не значит, что какая-нибудь бабушка будет обязана начать срочно реставрировать свою избушку, пояснил Тихон. Это значит, что придётся этой бабушке помочь.

Потому что надо стремиться к тому, чтобы не допускать в историческом поселении незаконной застройки и архитектурной безвкусицы, сказал он.

Печоры. Фото Ольги Миронович.

Мы, мол, обязаны заботиться о том, чтобы сохранять историческое лицо наших древних городов…

«Вы меня неправильно поняли», – не унимался Сергей Маркелов уже после пресс-конференции, когда журналисты вместе с Тихоном ехали в трапезную.

 

Но митрополит его ещё раз «не понял» и добавил, что любые архитектурные новшества необходимо прорабатывать комплексно, а не только строго по закону.

Надо-надо умываться

Владыка начал вспоминать, каким чистым, аккуратным и уютным был городок Печоры в начале 80-х годов прошлого века, когда будущий митрополит Псковский и Порховский был ещё только послушником Псково-Печерского монастыря.

Печоры. Фото Ольги Миронович.

Тихону хочется, чтобы Печоры снова стали такими же «замечательными». Поэтому для начала он спланировал уже в этом году «общими усилиями» «помыть его, почистить», «подправить в нём заборы и полисадники», «насадить кусты и газоны» – «вот это всё».

«Мы уже сейчас привлекли профессиональных архитекторов, которые вместе с представителями власти посмотрели старые архивы, как Печоры выглядели, и сделали проект благоустройства нашего городка», – рассказывал он на пресс-конференции.

Далее монастырь, по словам Тихона, намерен пригласить в Печоры профессиональных (это любимое слово владыки) маляров, штукатуров и озеленителей, чтобы уже к лету «городок» стал выглядеть поприличнее.

Печоры. Фото Ольги Миронович.

Для этого, конечно же, понадобятся «некоторые средства» и трудовые ресурсы. Тихон рассчитывает на незанятую молодёжь из Псковской области и, может, из других регионов.

Монастырь, сказал он, готов нанять 100, а то и 150 человек на эту временную работу по благоустройству центра города Печоры и платить им по 500 рублей в день плюс кормить бесплатными обедами.

Есть у нас ещё один проект

Во время пятничной пресс-конференции митрополит Тихон, я сбилась со счёта, сколько раз повторил: «Есть у нас ещё один проект».

Он и реставрационную школу в Псковской области собрался возрождать, и спортивные площадки при храмах строить, и всероссийские хоровые праздники в Пскове возобновлять, и ночные службы в храмах, как до революции.

 

И даже новый планетарий лучше прежнего грозится в Пскове построить – в историческом парке «Россия – моя история». Ведь этот парк, по его словам, может стать хорошим пособием к ЕГЭ.

А то и настоящим образовательным ресурсом.

(Ну только если при создании псковского парка будет проделана работа над ошибками, которые профессиональные историки нашли в других.

И только если авторы этого проекта найдут в себе смелость преподавать подрастающему поколению истинную историю Отечества. А не начнут так же стыдиться её, как на выставке «Сокровища музеев России»).

Оставайтесь с нами

Среди самых обнадёживающих обещаний владыки было и такое: он сказал, что все священники Псковской метрополии теперь будут проходить обязательные курсы повышения квалификации.

После этого журналисты, конечно же, забеспокоились, а надолго ли у нас такой замечательный митрополит задержится, и стали спрашивать, каковы его далеко идущие планы.

Он сказал, что про него много болтают и пишут, кто его и куда собирается двигать.

«Всё ерунда!».

 

По его словам, патриарх доверил ему Псковскую епархию, чтобы Тихон её благоустроил, и поэтому новый митрополит Псковский и Порховский молится, чтобы остаться у нас как можно дольше, а то и «вообще до конца».

Ольга Миронович.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру