В псковском отделении Центробанка рассказали про Единую биометрическую систему

К концу 2020 года, чтобы открыть счёт в банке или перевести деньги, будет достаточно и того, что всегда с вами: голоса и лица

16.05.2019 в 15:16, просмотров: 815

Сейчас для этого нужно пойти в банк: кредитные организации не могут открыть вам счёт дистанционно по закону. Проблема в том, что идентифицировать вас «не глядя» пока никак нельзя. А позвонить, назвать ваше имя-отчество и даже паспортные данные может кто угодно. В скором будущем (а если захотите – и прямо сегодня), чтобы вас узнали, достаточно будет просто заговорить.

В псковском отделении Центробанка рассказали про Единую биометрическую систему
Фото: pixabay

Покупка с помощью вен

Биометрические данные россиян собирает Центральный банк России, а платформу разработал Ростелеком. Единая биометрическая система (ЕБС) синхронизирована с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА), которая входит в систему портала Госуслуги. В ЕСИА, если вы зарегистрированы на портале Госуслуг, хранится ваше имя, номер паспорта, СНИЛС и так далее, а в ЕБС – голос и изображение лица.

Почему именно голос и лицо? В общем-то, для простоты. Камера и микрофон есть на каждом смартфоне, ноутбуке или планшете, так что для регистрации достаточно скачать приложение ЕБС посмотреть в камеру и проговорить ряд чисел, что займёт 5-7 минут, а вот отпечаток пальца или сетчатки глаза добыть в домашних условиях трудно.

Впрочем, руководитель проекта в Ростелекоме Иван Беров пообещал, что уже осенью компания протестирует идентификацию человека по рисунку вен на ладони. Кажется, в скором будущем, чтобы оплатить покупки в магазине, вместо банковской карточки к считывающему устройству достаточно будет приложить ладошку.

Фото: pixabay

Фотка не поможет

Послушав всё это, недоверчивый читатель задастся простым вопросом: то есть теперь достаточно будет записать мой голос на диктофон, скачать фоточку из ВКонтакте и взять на моё имя кредит?

Руководитель проекта обещает, что провернуть такую схему мошенникам не получится. Потому что система попросит вас прочитать ряд чисел (всякий раз разный), почесать нос или приложить руку к мочке уха. В общем, всё то, что фотография не сделает. Также система умеет отличать голос, смоделированный на компьютере, от реального.

А теперь предположим, что нехорошие люди поймали вас и под пистолетом заставляют открыть счёт в банке. Ситуация аномальная и ЕБС умеет эти ситуации различать, говорит Беров. Из-за нервов у вас будет дрожать рука, голос, бегать взгляд: всё это должно заставить систему насторожиться.

Фото: pixabay

Без кодовых слов

У журналистов возник вопрос: зачем всё это? Судя по ответам (а вопрос в разных вариациях задали несколько раз) – пока только для того, чтобы открыть счёт в каком-нибудь новом банке прямо из дома. Для этого телефон переправит вас из приложения Госуслуг в приложение любого банка.

Остальные услуги можно получить дистанционно и сейчас: из приложений банков. Интересно, что, например, Сбeрбaнк сейчас тоже собирает биометрические данные клиентов. И тоже голос и внешность. После этого оператор банка будет «опознавать» вас по голосу (то есть надобность в кодовом слове отпадает), а банковский терминал через какое-то время будет узнавать вас в лицо.

При этом Ростелеком не будет делиться своей информацией с банком – и наоборот. Такая скрытность нужна, чтобы защитить данные.

А что религиозные убеждения?

Ну и, наконец, ещё одной проблемой, которая наверняка возникнет у банков, станут люди, которые не станут сдавать биометрию по «религиозным соображениям» (тут некоторые даже паспорт не получают новый, что уж говорить о биометрии). Иван Беров предположил, что здесь поможет лишь систематическое просвещение граждан о плюсах ЕБС.

Нам же кажется, маловероятно, что люди, отказавшиеся от получения ИНН, даже когда Синод РПЦ официально заявил, что можно, решаться сдать кому-то отпечаток вен ладони. При этом в системе Госуслуг зарегистрировано 80 млн человек. Так что в теории ЕБС может заполучить десятки миллионов пользователей.

Тем более что банки обязали получить биометрические данные своих клиентов до 31 декабря 2020 года.