Ольга Милонаец: Иногда мы нервируем и раздражаем своей принципиальной позицией по нацпроектам

Детские садики, больницы, школы, дороги, экология, малый бизнес, инициативы в сфере культуры и науки... Национальные проекты сегодня - это то, что может изменить нашу жизнь к лучшему, то, во что вкладываются рекордные бюджетные средства. А значит, это то, что требует самого пристального контроля и администрирования.

Ольга Милонаец: Иногда мы нервируем и раздражаем своей принципиальной позицией по нацпроектам
Фото: Псковская лента Новостей

В начале марта губернатор Псковской области Михаил Ведерников обозначил ужесточение подхода в организации мониторинга за реализацией нацпроектов в регионе. В приоритете - постоянный контроль ситуации, своевременная оценка рисков и решение проблем, причем совместно с силовиками, профильными комитетами и ведомствами. «МК в Пскове» выяснил у руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области Ольги Милонаец, как возглавляемая ею структура будет задействована в общей работе и что, по ее мнению, сегодня больше всего мешает достижению желаемых результатов по линии нацпроектов.

- Ольга Викторовна, на каких этапах реализации нацпроектов губернатор ждет помощи от регионального управления ФАС?

- Наша служба не могла не подключиться к задаче, которая напрямую связана с реализацией Национального плана развития конкуренции и президентского Указа «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», принятыми два года назад. Поскольку речь идет о сферах, связанных с уровнем жизни населения, развитием экономики, с серьезными вложениями в капитализацию новых объектов и реконструкцию старых, руководителем федеральной антимонопольной службы была дана установка на усиленное внимание к данным проектам.

С одной стороны, нужно построить качественные объекты в срок. Все эти денежные средства для того и выделены в больших объемах, чтобы население не через 10 лет, а сегодня, завтра, послезавтра увидело: вот они - школы, сады, физкультурные оздоровительные комплексы, больницы, чистая вода, идеальные мусорные полигоны... С другой стороны, наша служба озабочена, чтобы в гонке за реализацией нацпроектов не возникло злоупотреблений со стороны недобросовестных подрядчиков, поставщиков, заказчиков. Говорят, что на войне все средства хороши, но мы против этого подхода. Я очень критично отношусь к словосочетанию «100-процентное кассовое освоение», которое так любят наши чиновники и декларируют на многих совещаниях, на которых я присутствую, как великое достижение. Как лозунг какой-то. Между тем, задача стоит не просто потратить деньги, а сдать новые качественные объекты, необходимые населению. А про проценты, пусть в закрытых кабинетах финансисты говорят.

При этом, часто бывает, поступает жалоба на закупки в рамках нацпроектов, органы власти выдвигают нам аргумент: если вы отмените что-то, либо поправите, у нас не будет кассового освоения средств, затянутся сроки. Мы отвечаем, что проект сырой, что в нем не предусмотрены важные составляющие, или вообще нет проекта, нет требования к подрядчикам. Нельзя такое пропускать, давайте поправим. На что мы слышим: «Начнем, поправим по ходу, только не отменяйте, иначе не будет кассового освоения в срок».

- Какие сферы нацпроектов наиболее проблемные, на ваш взгляд, в регионе?

- Меня возмущает, например, строительство наших модульных фельдшерско-акушерских пунктов – отличный кстати для населения проект, который реализуется в рамках здравоохранения два последних года. По информации прокуратуры, ни один МФАП в Псковской области не соответствует своему громкому названию. На самом деле, мы зафиксировали факты, когда это поставленные в грязь, в поле, без дорог собранные модульные конструкции, иногда даже без надлежащего фундамента, без света и воды. Мы спрашиваем у главврачей - где медоборудование, которым должен быть оснащен МФАП? Они рассказывают, что в кабинете, под замком, потому что вокруг пункта нет ни ограждения, ни сигнализации, подъезда. А в самом МФАПе нет тепла, а значит, оборудование может там испортиться. При этом все акты подписаны, все освоено, но это ведь ужасно!

Недавно приезжал в регион полпред Александр Гуцан, в числе прочих вопросов интересовался, сколько людей в районах воспользовались мобильным доступом к электронной очереди к врачам посредством интернет, пересылкой медицинских документов. Оказалось, пока нисколько, а о проекте отчитались. Да, есть показательные МФАПы, но их пока немного - а это 110 млн. Одна из целей нашей работы и заключается сегодня в том, чтобы под хорошим флагом нацпроектов не получилось, что жители на себе не почувствуют усилий государства по улучшению их жизни. Эти закупки у нас сейчас в работе.

- Как в настоящий момент складывается практика вашей работы? Сложно выстроить диалог с чиновниками?

- Пока, конечно, все сложно. Мы нервируем и раздражаем своей позицией. У заказчиков (органов власти) задача побыстрее законтрактоваться, ну вы помните про процент кассового освоения. Но на последнем совещании в марте мне понравился подход, озвученный губернатором. Если все действительно будет системно контролироваться, если заказчики прекратят врать и начнут представлять реальную картинку ситуации - на какой стадии стройка, есть ли проблемы, есть ли претензии от контролеров - все сложится.

До момента поступления жалоб к нам никто не приходит. Как только появляются обращения, все прибегают и говорят о том, что мы ставим палки в колеса в реализации нацпроектов. А почему вы не пришли месяц назад, два? Почему вы не попросили нас о помощи? Мы ведь никогда не отказываем!

Мне очень понравился подход руководителя комитета по культуре Псковской области Жанны Малышевой. Буквально после совещания с губернатором у нас состоялась рабочая встреча. Перед ними сейчас стоит задача обеспечить деревни и поселки региона модульными передвижными концертными площадками, чтобы в отдаленные районы, где нет Домов культуры, могли приезжать артисты. Разве это плохая идея? Нет, конечно! Но важно, чтобы эти концертные площадки не превратились в наши ФАПы, от которых сегодня больше головной боли для субъекта, нежели помощи и пользы.

С Жанной Николаевной мы обсудили, какие требования необходимо устанавливать к этим концертным площадкам, что есть смысл разделить в закупке: возможность купить автотранспорт с модульной сценой - одна история, а звуковое оборудование, возможно, следует купить на других процедурах, чтобы оно было более качественным. Мы же понимаем: если мы будем закупать сцену с транспортом, на торги придет тот, кто имеет этот транспорт, но никогда не занимался звуковым оборудованием. Значит, он возьмет кого-то на субподряд, а значит стоимость оборудования может быть завышена. Возможно, рисков будет меньше, если специализированное оборудование выставить отдельной закупкой - тогда на торги пойдут профи, и комитет без всяких посредников сможет купить максимально хорошее оборудование.

Мы переговорили с главой комитета, теперь я за эту закупку буду более-менее спокойна. Я знаю, что меня услышали: я видела в глазах председателя желание не кассового освоения, а купить реально хорошие модульные концертные площадки. Из всех это пока единственный комитет, который обратился к нам за предметной помощью. Также очень хороший диалог у нас сложился с руководителем вновь созданного Управления проектной деятельности Ольгой Татариновой. С ней мы нашли очень хорошее взаимопонимание, она готова обсуждать любые наши замечания, любые предложения, несколько глав районов обращались за консультациями. Но, к сожалению, это ситуация, пока нетипичная для наших региональных чиновников.

- Известно, что на сегодня одно из главных препятствий конкуренции - сговоры на рынке. Насколько актуальна эта проблема для реализации нацпроектов в Псковской области?

- Нам регулярно приходится с этим сталкиваться. С одной стороны, я заказчиков понимаю: им хочется получить надежного поставщика, подрядчика. Но в ходе рассмотрения жалоб мы видим другое –итогом сговоров становится победа ненадежных исполнителей. Еще один момент: нацпроекты не должны убить малый и средний бизнес. В гонке за великими гигантами нельзя забывать о развитии конкуренции. Иначе на выходе мы получим выжженное поле с пятью монополистами - с одной строительной компанией, с одной, поставляющей медоборудование, и так далее. Это очень важно учитывать.

Заказчикам думать надо о том, кто сможет принять участие в торгах и как сделать так, чтобы малый и средний бизнес подключился к исполнению хотя бы частички нацпроектов, чтобы им хватало на зарплаты и развитие.

Именно, проблему сговора, мы увидели в закупках ФАПов. Там по сути купили в одном лоте сваренные модульные конструкции вагонного типа, и в эту же закупку включили медицинское оборудование. По сути медоборудование поставил местный подрядчик, который не знаком с этой сферой, не имеет соответствующих лицензий и компетенций. Мы сейчас рассматриваем это дело, и у нас есть серьезные претензии к комитету по здравоохранению и к подрядчику ООО «Артстрой 21 век» из Великих Лук. В конце марта готовим вынесение решения, где будем говорить о том, что в данной сделке есть признаки сговора.

- Каковы полномочия ФАС в связи необходимостью усиления контроля за реализацией нацпроектов?

- Акценты в нашей деятельности расставлены руководителем нашей службы и председателем правительства: мы контролеры, нас никто от этого не освобождает. Но, кроме того, мы являемся одним из ответственных исполнителей Указа президента «О национальном плане развития конкуренции». Это значит, что мы должны всячески содействовать развитию конкуренции в регионе, следить за недискриминационным допуском всех участников к торгам, так как это в итоге влияет на жизнь людей в регионе. В числе прочего один из критериев оценки моего управления - уровень развития конкуренции в Псковской области. Когда к нам обращаются за помощью - мы готовы идти навстречу.

- Какие резонансные дела, касающиеся реализации нацпроектов находятся сейчас у вас в работе? Что вызывает наибольшее опасение?

- В рамках нацпроектов у нас много материалов. Есть несколько дел от правоохранителей и прокуратуры Псковской области по закупкам, приобретению объектов в рамках нацпроектов с нарушениями, но в связи с тем, что пока идет оценка, не могу это подробно комментировать.

Много замечаний по дорогам. Здесь отмечу активную позицию комитета по транспорту, но они активизируются, к сожалению, только с момента подачи жалобы. Ну хотя бы так...

Для меня такая ситуация очень удивительна. На совещании у губернатора была поставлена задача перед профильными комитетами законтрактоваться до 1 апреля. Но половина тех людей, кто ответственны за закупки, скажем так, очень слабы методологически. Я думаю, для них это будет сложной задачей. Субъекту поэтому надо сейчас в максимально короткий срок обдумать, как все систематизировать, проверить техзадания, проекты контрактов, чтобы это было максимально эффективно, чтобы не было серьезных нарушений.

Приведу пример: буквально вчера мы рассматривали закупку. В ней речь идет вроде бы о капитальном строительстве детского сада, но почему-то нет проектно-сметной документации. Спрашиваем у представителей: у вас какие виды работ имеются в виду - капстроительство или текущий ремонт? И сидят три человека напротив нас, люди, которые ведут эту работу, - и не могут ответить.

Губернатор ставит правильные задачи, до каждого руководителя комитета доносит важность проблемы, предупреждает, что будет жестко спрашивать результаты. Это правильно. Но я вижу простых исполнителей, которые приходят и совершенно не испытывают такой же обеспокоенности, заинтересованности и тревоги за конечный результат. А это приводит к затягиванию сроков реализации проекта.

- Можно говорить о некомпетентности чиновников?

- К сожалению, да! Причем в 80% случаев проблемы возникают от незнания. От незнания изменений закона, от использования старых шаблонов, от неправильного сбора коммерческой информации по ценам. В большинстве случаев это происходит из за того, что мало у кого есть освобожденные специалисты. Как правило, это воспитатели, врачи, завхозы и т.д. добровольно-принудительно исполняющие эти функции

Вместе с тем времени найти огромное количество суперкомпетентных тоже нет. Есть только возможность сформировать некий блок сильных специалистов, через которых будут проходить документация по нацпроектам. В любом случае что-то необходимо предпринимать.

- То есть в администрации области необходимо создать некую структуру, которая бы занималась именно торгами?

- Дело в том, что у нас вроде бы комитет по госзакупкам есть, но он не участвовал в совещании по нацпроектам. Когда начинаются проблемы с заказчиками, мы задаем им вопросы, а они просто говорят: нам дали документы - мы их разместили. На сегодня позиция такова. Хотя во многих регионах это очень серьезный департамент, через который мышь не проскочит и который постоянно работает совместно с ФАС. У нас же комитет, по моему ощущению, устранился от подготовки техзаданий и от контроля за проектами контрактов.

Здесь, я считаю, пробел. У нас в комитете работают серьезные специалисты. Почему их исключили из этой истории, пока непонятно. Точнее, почему они не включаются в эту историю. Их обязательно надо подключать. Это первая стадия, на которой происходит срыв.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру