Псковский учитель: Самое страшное и сложное в дистанционке - объемы работы

Дистанционное обучение в Псковской области вызвало массу откликов со стороны родителей. Мол, сложно, педагоги много задают, ничего не объясняют, требуют объять необъятное… А как дистанционка выглядит с другой стороны – учительской? Об этом «МК в Пскове» рассказала преподаватель русского языка и литературы одной из школ города. 

Псковский учитель: Самое страшное и сложное в дистанционке - объемы работы
Дистанционное обучение стало испытанием не только для родителей и учеников, но и для учителей

Когда начался карантин, одна моя знакомая, преподаватель вуза на юге страны, написала у себя на страничке: «Давайте воспринимать происходящее как возможность приобрести навыки, которые нам точно пригодятся в дальнейшей работе». Мне нравится, когда появляется возможность делать что-то новое. И слова знакомой мне тогда очень понравились. Я подумала, что они могли бы стать неплохим девизом на период самоизоляции.

Однако жизнь, как водится, вносит свои коррективы в наши планы.

Самое страшное и сложное, с чем я столкнулась во время дистанционного обучения, это объёмы работы и рассредоточенность её по разным ресурсам.

Сначала о рассредоточенности. Судите сами. Я учитель русского языка и литературы в старших классах. Мы работаем с платформой Дневник.ру. Помимо этого, у меня есть группа в социальной сети, где я выкладываю дополнительные материалы и информирую о виде работы, уточняю детали, обозначаю сроки сдачи. Я всегда открыта для личного общения (ох, да!) В самом начале дистанционного обучения я решила:  пусть мои ученики присылают работы туда, куда им удобно. Таким образом, выполненные работы ребята слали и в Дневник (кому было так удобнее), и в личные сообщения Вконтакте. Сначала это казалось безумием (два источника, бесконечный поток работ нужно отслеживать и там, и там), но когда бедный сайт дневника стал виснуть, файлы отказывались прикрепляться, а личные сообщения исчезли вовсе, социальная сеть оказалась отличным помощником и стала основной платформой для работы. Кроме того, там я почти круглосуточно могу найти своих учеников, оперативно с ними связаться и сразу же отреагировать на просьбы и ответить на вопросы. Правда, времени на такое взаимодействие затрачивается в разы больше. Но что делать!..

Почему я не использую другие платформы и почему не пользуюсь видеосвязью?

Во-первых, дома у меня есть определённые проблемы с видеосвязью, а работать в режиме конференции с телефона как-то не вполне удобно. И, во-вторых, честно говоря, видеоконференции мне не очень и нужны. Конечно, было бы неплохо обсудить «Войну и мир» в диалоге, маркировать важные детали в тексте, обратить внимание учащихся на необходимые для понимания того или иного персонажа характеристики. Но, в принципе, можно так формулировать вопросы, что они будут наталкивать учащихся на поиск верных ответов. К тому же к заданию я периодически пишу пространный комментарий, который помогает ученикам выполнить работу максимально хорошо, а в Сети есть много интересных аудио- и видеоматериалов, которые я могу рекомендовать своим ученикам. Если кому-то интересно (а такие люди всегда есть), можно обратиться и к этим источникам информации.

Работа с электронной почтой, работа на других платформах представляется мне не очень удобной, поскольку вызывает путаницу. Сами ребята писали мне, что работать только с двумя источниками информации им гораздо удобнее, получается оперативнее, меньше путаницы. В своей группе в соцсети я провела опрос «Удобно ли вам работать именно так?» Большинство проголосовали за варианты ответов «Да, сойдёт, но не хватает живого общения, как на уроке» (47%) и  «Да, сойдёт» (44%).

Теперь об объёме работы.

Объём, бесспорно, увеличился. Конечно, можно предлагать учащимся устные задания. Но, сами понимаете, уровень сознательности некоторых обучающихся вряд ли предполагает, что работа будет выполнена. «Если устно - значит, ничего не задано», - кто из нас не слышал такие слова? Поэтому преобладают письменные задания. Я разрешаю учащимся писать от руки и фотографировать выполненную работу (иногда качество фотографий и какой-нибудь любимый почерк «в нитку» ставят меня в затруднительное положение!), а также принимаю работу в печатном виде (и такие работы я теперь люблю даже больше!). Сроки на выполнение работы тоже стараюсь давать “человеческие" - в среднем, неделю на выполнение. Кто-то очень оперативно работает и даже заранее выполняет работу («А что ещё делать дома? Хоть учиться можно!»), а кто-то находится на даче, где сигнал интернета слабый, поэтому работу не может сдать в срок. Проверять я стараюсь оперативно, но понятие “оперативно" тоже несколько видоизменилось. Конечно, приходится затрачивать больше времени, поскольку к каждой работе я пишу маленький комментарий, отмечая, например, что удалось и за что снижена оценка. Иногда у учащихся возникают вопросы, и мы разбираемся с ними, общаясь в личных сообщениях. Особенно важно это для 11 классов, которым нужно будет сдавать ЕГЭ по русскому языку.

Ещё одна сложность дистанционного обучения - возможность «безболезненно» списывать. Отследить это в том режиме, в котором работаю я, невозможно. Я, конечно, понимаю, что если ученик сдаёт мне тест ЕГЭ, в котором нет ни одной ошибки, а на протяжении года он такие тесты выполнял с 5-6 ошибками, то явно тест выполнен «с божьей помощью». Увы я не могу давать учащимся только два варианта тестов. Мы же знаем, как сильна взаимовыручка, как добры и снисходительны бывают более добросовестные и ответственные ученики к наглым и ленивым. А составить 27 тестов самостоятельно я не имею физической возможности. Я вижу, кто самостоятельно работает, и стараюсь как-то поощрить такой труд. Но я вижу также, чьи работы вряд ли выполнены самостоятельно, хоть и не могу, что называется, поймать обманщика «за руку». Если при работе с сочинением я могу указать ресурс, с которого списан текст (да, представьте, в 11 классе люди списывают сочинения, хотя на экзамене им придётся писать самим!), то с тестами такие манипуляции бесполезны. К тому же желание получить «четвёрочку» или «пятёрочку» иногда бывает сильнее здравого смысла, а люди, добросовестно и честно выполняющие работу, в результате страдают, получая оценки ниже, чем те, кто работал, подглядывая в разные источники информации.

Кажется, я могла бы ещё долго размышлять о дистанционном обучении. Добросовестные учителя целыми днями проверяют работы. Добросовестные ученики целыми днями выполняют работы. Недобросовестные ученики находят «уважительные причины» и не выполняют работы (некоторые, правда, честно признаются в своей недобросовестности и стараются исправиться). Я знаю, есть семьи, в которых и ребёнку-ученику нужен компьютер, чтобы выполнять задания, и родителю-учителю, которые днями и ночами сидит и проверяет работы, тоже нужен компьютер. Вот как быть в такой ситуации? А некоторым ученикам морально тяжело в нынешних условиях работать оперативно (как, впрочем, и учителям). Думаю, всем нам необходимо мужество и терпение. Мы не сможем объять необъятное, поэтому объёмы работа, наверное, должны быть не очень большими, время на выполнение - достаточным, а критерии оценивания - с учётом ситуации.

В целом, мне кажется, дистанционное обучение могло бы быть весьма продуктивным, но мы не совсем к нему готовы. Мы сами. И морально, и физически, и даже материально. Думаю, что элементы дистанционки можно было бы включить в учебный процесс, это было бы и интересно, и продуктивно. Однако делать учебный процесс полностью дистанционным вряд ли возможно.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру