Новый год с кострами и на кладбище: как псковичи отмечали главный зимний праздник два века назад

Новый год с кострами и на кладбище: как псковичи отмечали главный зимний праздник два века назад
Как встречали Новый год наши прапрадеды? Фото автора Jonathan Borba: Pexels

Каких-то 9 дней осталось до одного из главных зимних праздников – Нового года. В домах многих жителей Псковской области уже красуется нарядная ёлка, в холодильниках своего часа дожидаются баночки с консервированным горошком и икрой, а в шкафах прячутся упакованные подарки.

Сейчас сложно представить, но всего 200 лет назад празднование Нового года было лишено многих своих традиционных атрибутов.

Чем наши предки, жители деревень и сел Псковской области, угощали родных за праздничным столом? Как развлекались? И зачем в Новый год ходили на кладбище? Об этом «МК в Пскове» рассказали сотрудники краеведческого отдела Псковской областной научной библиотеки.

Ни снега, ни Деда Мороза

Новый год славяне-язычники отмечали в марте. До поры это казалось нашим предкам логичным – природа оживает, просыпаются животные, прилетают птицы. Стало быть, действительно, начало года. Такая традиция сохранилась и с принятием христианства. Только в 1492 году, когда православный Константинополь превратился в турецкий Стамбул, на Руси решили перейти к византийскому канону. Теперь новый год начинался с 1 сентября. 

Но перед началом XVIII века император Пётр I, епропеизируя свою страну, повелел - встречать Новый год 1 января. 

200 лет назад про Деда Мороза многие и не знали

Казалось бы, вот он, наш добрый русский праздник… Но нет. Аж до XIX века русские люди не знали в привычном сегодня облике ни доброго волшебника Дедушку Мороза, ни его внучку Снегурочку. 

Известность к этим героям пришла только в начале ХХ века. Во многом благодаря продавцам, начавшим использовать «рекламный образ» Деда Мороза как русский новогодний символ.

Итак, как же праздновали Новый год 200 лет назад? Да всё так же, с размахом.

Ритуальная еда и булочки-овечки

По словам сотрудников краеведческого отдела Псковской областной научной библиотеки, Новый год, как и Рождество, крестьяне Псковщины считали большим праздником. В канун радостного дня за столом собиралась вся семья. Празднование в кругу родни могло длиться до трёх дней.

На столе в Новый год обязательно бывало мясо.

«Хозяйки делали стол: варили мясной суп, жаркое, холодец, пекли пироги, лепешки с картофелем, творогом, грибами. На Рождество, но чаще на Новый Год, резали поросенка, ставшего у русских символом плодородия, и готовили блюда из свинины», - перечисляют традиционные угощения псковские краеведы.

В канун Нового года за столом и сейчас собирается вся семья

Не обходилось «новогоднее меню» наших предков и без так называемых ритуальных блюд. На столе были блины и кутья [ред. каша из цельных зёрен пшеницы или ячменя с мёдом или сахаром], считавшаяся проявлением культа предков и сулившая тем, кто её съест, счастье и благополучие, и, наконец, маленькие булочки в форме овечек и коровок. Это угощение обязательно раздавалось всем членам семьи.

Вместо фейерверка – костры

Речи о каком-нибудь масштабном новогоднем фейерверке ни в одной из многочисленных псковских деревень, конечно, не шло. Впрочем наши прапрадеды и без этих атрибутов праздника умели развлекаться. После  застолья члены каждой семьи выходили на улицу.

«На Новый год и Рождество зажигали костры, во избежание пожара собирались в стороне от деревни, приносили дрова и у костра пели, танцевали. В деревне Чернево Гдовского района рассказывают, что костер делали только из березовых дров, складывали «клеточкой» - получался высокий, такой, чтобы из соседних деревень было видно», - делятся в библиотеке.

Наши предки не запускали салют - вместо этого жгли костры

У таких костров играли, танцевали и пели. Но и этим забавы не ограничивались. В любой момент к шумной компании могли нагрянуть ряженые местные шутники. Они намеренно подкрадывались к собравшимся тихо, стараясь напугать.

«Особенно было страшно, если такая зловещая маска подходила на ходулях. Тогда все разбегались, костер затаптывали и уходили продолжать праздник в заранее откупленную избу. Там веселье продолжалось «до первых петухов», - пересказывают псковские краеведы.

Новый год на кладбище

Оказывается, традиция колядовать на Псковщине бытовала не только в канун Рождества, но и в преддверии Нового года.

«В памяти жителей Великолукского, Куньинского и Невельского районов сохранились традиции «трех Коляд» - Рождественской, Новогодней и Крещенской. Все действия, совершаемые в эти дни, были направлены на обеспечение будущего урожая», - говорят сотрудники библиотеки.

Более того, именно новогодняя Коляда среди крестьян называлась «богатой», «толстой» [ред. причина в том, что угощения, которыми одаривали колядовщиков, в это время не были постными, получить можно было и кусок свинины с хозяйского стола].

«По окончании обхода колядовщики собирались в одной избе и устраивали складчину, съедали все собранное, - объясняют краеведы. - В Плюсском районе колядовщикам подавали муку, из которой на складчине пекли блины».

Большая часть старинных новогодних традиций забылась

Была у псковичей и ещё одна новогодняя традиция, которая современного человека поражает. В Новый год наши предки ходили на кладбище. Там они навещали умерших родственников, отдавали им дань уважения в преддверии начинающегося года и… ставили елочку на могилу.

Вот такое почитание своего прошлого.

Многие из этих традиций в XX веке утратились. На смену им пришли новые. Костры на краю деревни и поход на кладбище заменил, например, предновогодний просмотр старых добрых советских комедий и запуск фейерверков. Кутью и блины на праздничном столе подвинули селёдка под шубой и оливье.

Вполне возможно, пройдёт ещё 200 лет и, современные традиции наши потомки будут воспринимать как нечто экзотическое. Ну а пока… зажжём гирлянду на ёлке, почистим мандарин и насладимся тем, что имеем.