Морили голодом и забирали кровь: о чём писали угнанные в рабство псковские дети

Псков был захвачен нацистами на 18-й день Великой Отечественной войны. Как показывают архивные материалы, с жителями оккупированных территорий обращались жестоко. Например, детей войска нацистской Германии использовали как живые щиты во время операций, ими торговали, их использовали как биологический материал… Без колебаний их разлучали с семьями и угоняли в рабство вместе с чужими женщинами и стариками. Письма от тех, кто попал в неволю, псковичи получали нечасто. Но те ужасы, которые описывали в редких весточках домой каторжане, потрясают и в наше время.

Морили голодом и забирали кровь: о чём писали угнанные в рабство псковские дети
Проводы мужа в партизанский отряд. 1942 г. Фотофонд Государственного архива Псковской области

В первые дни войны псковичи не получали практически никаких подробностей о случившемся. Некоторые даже рассчитывали, что советская армия разобьёт врага ещё у западной границы. Этого не случилось. С 9 июля 1941 Псков стал оккупированной территорией. И сам город, и находящиеся рядом с ним районы, стали для немецкой армии своеобразным хозяйственным и военным центром. Жителям Пскова в плане оккупантов отводилась незавидная роль.

Сожженный немцами дом. Фотофонд Государственного архива Псковской области

Искали с собаками

Как рассказали «МК в Пскове» в краеведческом отделе Псковской областной универсальной научной библиотеки, к 1942 году всё население города было пропущено через особые комиссии. На них женщин, детей и стариков тщательно осматривали, а затем выдавали им на руки документ, в котором стояла отметка о годности к работе. После этого одних угоняли на каторжные работы и в рабство  сразу же, других оставляли «до особого распоряжения».

Отправляя псковичей на каторгу, гласят архивные материалы, оккупанты не задумывались об интересах личности – без колебаний разлучали членов семей, перевозили как скот и в большинстве случаев отказывали в праве почтовой переписки.

Перевозка партизанского госпиталя 6-й Ленинградской партизанской бригады на новое место в Осьминский район. Декабрь 1943 г. Фотофонд Государственного архива Псковской области

К концу 1943 года ситуация на Псковщине усугубилась. Оккупанты могли приказать жителям целой деревни в течение 10 минут подготовиться к отъезду из города. С собой можно было взять лишь то, что успеешь. Всё остальное фашисты присваивали себе или сжигали. Чтобы не попасть в рабство, псковичи скрывались в лесах, прятались в ямах и подвалах, забирались даже в склепы кладбищ. На мирных жителей была открыта охота – фашисты искали их при помощи натренированных собак. Тех, кого удалось обнаружить, жестоко избивали или убивали на месте, рассчитывая таким способом «преподать урок» всем остальным.

Взорванный мост через реку Великую. Фотофонд Государственного архива Псковской области

Как следует из воспоминаний псковичей, если войска нацистской Германии подозревали, что в деревне укрылся хотя бы один человек, подлежащий отправке на каторгу, все постройки и все жители в ней сжигались без разбирательства.

Фотофонд Государственного архива Псковской области

В псковских лесах партизаны пытались помочь людям, которых фашисты готовились увезти в рабство. Целыми деревнями жители уходили в леса. Создавались новые партизанские отряды, которые громили волостные управы, рыли окопы, разрушали мосты.

Живой щит и биологический материал

Борьба с захватчиками на Псковщине не останавливалась ни на день. Но труднее всего в годы войны приходилось детям – по вине немецкой армии они теряли родителей и лишались крова. Для сирот на псковской земле организовывались приюты. Но и в них девочкам и мальчикам не могли гарантировать безопасности.

В тылу врага. В родной деревне с любимой девушкой… Без даты. Фотофонд Государственного архива Псковской области

В краеведческом отделе областной научной библиотеки «МК в Пскове» рассказали, что случаи, когда из детей делали «живой щит» на войне не были редкостью – перед началом очередной операции оккупанты собирали детей с захваченных территорий, везли на линию фронта и использовали как живое прикрытие.

Наряду с этим псковских детей вместе с родственниками, а иногда и отдельно от них отправляли в лагеря. Там юных узников ждал изнурительный труд и голод. Однако и это было не самым страшным… Из архивных документов следует, что некоторых детей использовали как биологический материал – у них забирали огромное количество крови и спинномозговой жидкости.

Разрушенный Псков. Фотофонд Государственного архива Псковской области

Впрочем, детей не всегда отправляли на каторгу вместе с матерями. В некоторых случаях оккупанты отбирали лишь взрослых, трудоспособных людей. Именно так случилось в годы Великой Отечественной войны в деревне Большое Загорье Псковского района. Стариков и детей, оказавшихся «лишними», немецкие солдаты посадили на баржу, вывели её в воды Псковского озера, где затопили вместе с людьми.

«Надо мной смеются, а я плачу»

Письма угнанные на каторгу и проданные в рабство псковичи домой отправляли редко. Зачастую немцы отказывали юным узникам в праве переписки. Но те весточки, которые всё-таки добирались до Родины, читать без слёз было невозможно.

Лагерь в лесу. 1943 г. Фотофонд Государственного архива Псковской области
Расстрел 10 заложников за одного убитого немца в период немецкой оккупации г. Пскова. Август 1941 г. Фотофонд Государственного архива Псковской области

Ставили на горячую сковородку

В послевоенные годы бывшие малолетние узники возвращались на Родину. Исследователи утверждают, что из десятерых угнанных в рабство или на каторгу детей выживал, как правило, лишь один. Мальчики и девочки, за годы войны пресытившиеся болью и страхом, истязаниями и грубостью, оголодавшие, раненые в душу, были вынуждены учиться жить заново.

Пребывание в неволе, говорят исследователи, сказалось на судьбе и поведении многих из малолетних узников. Побывавшие в рабстве рассказывали, что фашисты в качестве наказания ставили провинившихся на горящие сковородки, жестоко избивали, расстреливали в затылок. После этого многие из детей, сумевших выжить, очень неуютно чувствовали себя в толпе, а кроме того остро реагировали когда кто-то, как им казалось, «подкрадывался сзади». У многих из них были проблемы в школе, многим тяжело приходилось в быту и межличностных отношениях…

Парад Победы в г. Пскове. Май 1945 г. Фотофонд Государственного архива Псковской области
Парад Победы в г. Пскове. Май 1945 г. Фотофонд Государственного архива Псковской области

После окончания войны на Псковщине составлялись поимённые списки тех, кто был угнан в рабство, а затем вернулся из репатриации. Советская власть подсчитала, что их Пскова и окрестностей за время оккупации с 9 июля 1941 года до 22 июля 1944 года, было вывезено на каторгу около 150 тысяч человек. Масштабы деяний оккупантов были столь огромны, что во время освобождения Пскова, красноармейцы нашли живыми в городе всего 115 человек.

Партизан 5-ой партизанской бригады Леня Федоров. Фотофонд Государственного архива Псковской области

Отступая, фашисты превратили в руины вокзал и гостиницу, театр и церкви, предприятия и кирху. Жилые дома стали похожи на груды развалин, а те, что уцелели, были начинены минами. Восстановление Пскова потребовало много сил и средств. Потери, которые понесли Псков и Великие Луки, измерялись в 46 миллиардов рублей!

Послевоенное восстановление Пскова. Фото: ТАСС

Многие трудности помогал преодолеть эмоциональный подъем. Горожане работали под лозунгом: «Сделаем наш родной Псков лучше, чем он был до войны». То, что мы видим сегодня, спустя 77 лет после Великой Победы, доказывает: у них получилось.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру