Две ученицы Школы межэтнической журналистики в Пскове взяли интервью у израильтянки Надежды Бутковской, которая переехала в Россию с тремя детьми из Великобритании.
Про эту переселенку им рассказали в администрации Пушкиногорского района. Семья Надежды перебралась из Великобритании в Россию в 2023 году, при этом сама она родилась в Крыму, имеет израильское гражданство, но 20 лет прожила в Южном Йоркшире.
Девушки выяснили, что подвигло семью Надежды Бутковской на переезд, как израильские британцы российского происхождения себя чувствуют на исторической родине после стольких лет жизни на чужбине, с какими сложностями они тут столкнулись и почему ни за что не хотят обратно в Европу.
- Надежда, как получилось, что вы жили в России, потом уехали в Израиль, потом перебрались в Великобританию, а после вернулись в Россию?
- Мой отец военный летчик, во времена СССР его послали служить в Крым, туда же приехала мама. Когда распался Советский Союз, мы оказались в Украине. У меня два брата и сестра. На тот момент один из братьев уже был взрослым, он тоже лётчик и территориально оказался в России, а мы вот оказались за её границей. Мои отец и мать не захотели там оставаться и решили переехать в Израиль, потому как была такая возможность. Прожили мы в Израиле 9 лет. Когда мне исполнилось 18, я уехала в Британию и прожила там 20 лет. Там у меня появилась семья, родилось трое детей.
Сейчас мы переехали в Россию.
- В Великобритании люди сильно отличаются от россиян?
- Конечно, отличаются менталитет и культура. Это как другая планета. Не хуже и не лучше. Просто другая планета.
- Кем вы работали в Великобритании?
- Я повар.
- А в каком городе вы жили?
- Барнсли. Это север Англии, Южный Йоркшир
- Вы сказали, что вы жили в Израиле девять лет. А израильтяне от британцев сильно отличаются?
- Очень сильно. Израиль – религиозная страна, хоть они и утверждают, что светская. Это абсолютно религиозная страна и нехристианская страна, очень восточная, очень необычная, поэтому, конечно же, очень сильно отличается от Британии, где всё-таки корни христианские, хотя сегодня уже, наверное, не христианская. В любом случае это две абсолютно разные страны.
- Скажите, в Великобритании какое отношение к русским людям?
- По-разному. В принципе, отношение нормальное. Когда люди узнавали, что я родом из России, у них в глазах я всегда видела какую-то радость, одобрение, что они встретили русского человека. Потому что это редкость, ну, по крайней мере, в том районе, где я жила. Может быть, в Лондоне больше русских и отношение к ним другое.
Но с годами отношение стало меняться в связи со всей этой украинской темой. Дело даже не в отношении простого человека к русским, а в отношении страны, политиков к русским.
Например, я работала в пекарне, которая называлась «Русские пироги», и мы разъезжали по ярмаркам. Однажды, когда приехали на ярмарку, нам сказали «мы вас не пустим». Из-за слова «русские» в названии. И просто не пустили, пришлось хозяйке переоформлять бизнес, придумывать новое название, полностью всё переоформлять. Если представить, например, что наша пекарня называлась бы… не знаю, «Еврейские пироги», и нам сказали бы «уберите слово «еврейские», то это был бы скандал. А с русскими так можно.
- Скажите, действительно ли в Великобритании сейчас возмутительная миграционная политика? Действительно ли беженцы там творят, что хотят?
- Я думаю, что волна мигрантов уже иссякает, но их и так уже завезли в страну очень много и есть районы чисто пакистанские, чисто индийские. Наверное, это не так критично, как в Европе, потому что Британия вышла из Евросоюза, и поэтому вот эта вся политика, она приостановлена. Наверное, какой-то поток еще идет мигрантов, но уже не такой мощный, как раньше.
Но даже и те мигранты, которые уже живут в Великобритании. Их столько, что страна не может переварить и ассимилировать такое количество людей. А простой британец не может высказаться против этой политики.
- Скажите, будучи в Великобритании, вы как-то поддерживали связь с русской общиной или же с еврейской общиной?
- С еврейской общиной никак, потому что мы не евреи. В соседнем городе была русскоговорящая община, но там каждый сам по себе.
- То есть, в Великобритании нет русской диаспоры, которая бы поддерживала своих?
- Может быть, в Лондоне есть, я не знаю. Мы жили на севере Англии, там нет. Есть только русская церковь в Манчестере и всё.
- Почему вы решили переехать в Россию?
- Я переехала из-за детей. Если бы у меня не было бы детей, я бы, наверное, сидела бы, терпела и жила своей жизнью. Но детям надо развиваться, семьи строить, детей своих рожать. А там у них просто нет будущего.
- Почему нет будущего?
- Потому что все навязывается. Потому что придется тогда быть не собой. Придется отказаться от своей национальности, от своих корней. Если ты готов отказаться от этого всего, может быть, и можно жить. Но мы так не хотели.
- То есть, вы не планируете возвращаться в Великобританию?
- Нет. Самое большое заблуждение русского человека думать о том, что на Западе, в частности, в Великобритании жизнь круче. Хотя на самом деле жизнь здесь. По крайней мере, здесь есть ценности. И здесь русский человек защищён. Есть православные ценности, есть культурные ценности.
Ну, вот смотря, что человеку нужно. Если заработать денег, то, может быть, там и проще, а может быть, и нет, потому что и траты там больше. Я не могу сказать, что Британия плохая страна. Просто она катится по каким-то не тем рельсам и останавливаться не собирается.
- Говорят, что в Великобритании большие зарплаты, это так?
Наверное, переводя на русский рубль, зарплата большая. Но все забывают сказать, что ты из этой зарплаты практически всё отдаёшь просто за то, чтобы жить. То есть, нельзя смотреть только на зарплату и переводить её в рубли. Чтобы кормить семью, детей, надо с утра до вечера работать, а жильё лучше снимать с кем-то скооперировавшись. Многие живут в общежитиях и много работают. Но тогда ты себе не можешь позволить ни семьи, ни детей. Выбор не для всех.
- Скажите, а в плане безопасности жизни на улицах какая ситуация в Великобритании? Ходят ли люди свободно по улице?
- Я чувствовала себя в Великобритании, где я жила, абсолютно защищённо, потому что полиция быстро реагирует. Конечно, есть районы в Британии, куда лучше вообще не соваться ни ночью, ни днём, просто не надо туда. Это как раз мигрантские районы –такие районы Лондона, как Лидс, Братфорд. У нас в Северной Англии тоже есть места, куда лучше не ходить ни ночью, ни днём. И это прям видно невооружённым глазом: ты идёшь – и по взглядам людей ты понимаешь, что тут опасно. В нашем городе всё-таки немножко по-другому, хотя, возможно, мы просто настолько ассимилировались, что уже даже не замечали ничего подозрительного. Потому что, если так обернуться назад, то вспоминаешь много случаев, когда была агрессия в нашу сторону. И ты понимаешь, что да, не всё так прям безопасно, как хотелось бы. Например, соседи однажды стреляли у нас под дверью. Просто так. Но полиция приехала очень быстро и отрегулировала это. Поэтому, на мой взгляд, пока что правительство держит ситуацию более-менее под контролем, но она невеселая.
- Ну вот да, мы слышали, что недавно в Лондоне прошли митинги против беженцев из Пакистана. Индии, арабских стран. Три с половиной миллиона человек вышли на улицу, но никто их не услышал.
- У людей нет права что-то поменять в стране. Ты ни на что не влияешь. Это иллюзия демократии
- Мой знакомый из Великобритании говорит о том, что на телевидении цензура, что там нет свободы слова как таковой. И даже когда разговариваешь с другими британцами, нужно фильтровать всё, что ты говоришь…
- Да, каждое слово. Шаг вправо, шаг лево – получишь. Особенно, если у тебя есть дети. Может быть, если детей нет, ты как-то менее уязвим. Но если ты семейный человек, с традиционными ценностями, то надо очень думать о том, о чём ты говоришь.
- Скажите, какое чувство вы испытали, когда приехали сюда? Что почувствовали ваши дети? Было ли ощущение того, что вы дома, что тут есть свобода?
- Ну, насчет свободы я до сих пор на определенные темы говорю шепотом, хотя уже можно говорить. Ну, так везде, мне кажется. Конечно, удручают миграционные какие-то заковырки, которые нам приходится преодолевать, но в принципе, да, мы дома.
- Сейчас Вы гражданка России или гражданка Великобритании?
- Израильская гражданка. Российское не получила еще.
- А у Ваших детей какое гражданство?
- У них двойное: израильское и английское гражданство.
- А если они решат вернуться, допустим, в Великобританию, что Вы будете чувствовать? Будете переживать?
- Даже если представить, что они в какой-то момент захотят уехать туда, то я уверена, они все равно вернутся обратно в Россию.
- Скажите, почему вы приняли решение перебраться именно в Пушкинские Горы? У вас тут есть родственники, знакомые, друзья? Конечно, места здесь знаковые, пушкинские, но почему именно сюда?
- Я не планировала в эти места переезжать. Я приехала по программе переселения соотечественников в Ярославскую область. Туда я оформлялась, там у меня есть родственники, там я планировала жить. Но познакомилась с мужем, который из Пушкинских Гор. Поэтому мы всей семьей сюда и переехали.
- Когда вот вы поняли, что пора уезжать в Россию? Что послужило толчком? Или вы планировали это долго?
- Я точно не могу сказать сколько лет, но приблизительно, наверное лет 7−10 тому назад я задумалась о переезде. Я потому что родилась в Крыму, по-русски говорю, я русская по менталитету, я православная. При этом Россия для меня была абсолютно незнакомая страна. И я только в 2018 году, когда моя дочка подросла, я первый раз с детьми приехала в Россию посмотреть, как тут вообще живут люди.
У меня пока нет ни гражданства, ничего. Да, у меня есть родственники, но все заняты своей жизнью, мне не хочется на них как бы облокачиваться. И я вот каждый год ездила в Россию и пыталась понять, в какой регион я хочу переехать, как вообще это делается.
Я потому что хотела переехать в деревню, на землю, я не хотела в город. Это тоже усложняло всё, потому что в город, наверное, проще переехать. Я просто узнавала страну, узнавала менталитет, законодательство, как это всё сделать.
И вот только год назад получила книжку «переселенца», и мы решились на переезд. Восемь чемоданов – «всё, что нажито непосильным трудом» забрали с собой и уехали.
А тут, оказывается, многие, особенно молодые ребята, пребывают в иллюзии, живут стереотипами о Европе, в частности, о Великобритании.
- Скажите, а Ваши дети чувствуют себя русскими по менталитету или же они космополиты из-за того, что впитали в себя разные культуры?
- Сложно сказать, они и русские, и британцы одновременно.
- Скажите, а британцы – они какие? Действительно ли русские люди более искренние, более открытые, а британцы более закрытые?
- Любую черту характера можно показать и в чёрном и в белом свете. Если человек слишком о тебе беспокоится, то можно сказать, что он лезет в твою личную жизнь. Это как повернуть. Наверное, британец никогда не полезет тебе в душу с расспросами. Но это не потому, что ему все равно, что у тебя происходит. Тем самым он проявляет уважение тебе, потому что, если ты захочешь, то и так расскажешь. А русский человек, он все-таки соборный всегда был, поэтому, наверное, коммунизм так лег хорошо на русскую почву. Ведь коммунизм то же community, да. То есть, главное отличие в том, что русский человек – он соборный, а британец каждый сам по себе.
Елизавета Степанова, Анна Семчук
Фото из личного архива Надежды