Тариф «Нескорый»: псковских инсультников отправляют в больницу на такси

В Пскове больные ждут скорую помощь от четырёх до восьми часов из-за новомодных планшетов и нехватки врачей

1 мая на псковских машинах скорой помощи в Пскове ввели планшеты. Теперь медики после каждого вызова должны вбивать дату и время выезда, симптомы болезни, выписанные лекарства и рекомендации в специальную программу на гаджете. Персонал вовремя не обучили, технику выдали устаревшую, поэтому теперь больные ждут приезда скорой от 4 до 8 часов. Пациентам с инсультом и инфарктом предлагают добираться на такси.

В Пскове больные ждут скорую помощь от четырёх до восьми часов из-за новомодных планшетов и нехватки врачей
Фельдшеры псковской скорой помощи боятся мести пациентов. Фото: Артём Аванесов

«Ваш вызов – десятый в очереди»

Планшеты для псковской станции скорой медицинской помощи закупили в 2012 году и отправили на склад. «Это на будущее», – коротко объяснило руководство станции фельдшерам и врачам, которые наблюдали эту процедуру. Техника на тот момент была современной и стоила соответствующе: цена планшета Samsung Galaxy Tab варьировалась от 15 до 30 тысяч рублей, в зависимости от индивидуальных технических характеристик. В 2014 году о готовности планшетов «выйти в свет» объявил на тот момент врио директора медицинского информационно-аналитического центра Псковской области Андрей Захаров. Он рассказал, что технику вводят в рамках информатизации здравоохранения в регионе. «При помощи интернета врач или фельдшер, выезжающие на вызов, смогут оперативно получать всю информацию о пациенте», – уверял Захаров. Звучало убедительно и логично.

Своего часа планшетам пришлось ждать пять лет. Официальная причина – поиск нужного программного обеспечения, которое тоже недешевое: в Омской области на аппаратуру и софт ушло почти 4 миллиона рублей, в Псковской области эти цифры засекречены.

Выдать медикам планшеты главврач псковской станции скорой помощи Михаил Мартынов решил 1 мая 2017 года. В праздники скорая традиционно работает в авральном режиме: в городе много пьяных (которых за неимением вытрезвителя везут в приемный покой и укладывают штабелями в закутке) и не работают узкие специалисты. В этом году ситуация осложнилась тем, что работников скорой (большая часть которых далеко не молодые люди) толком не обучили работать с техникой – мастер-класс занял пару часов.

«Нам просто сказали, мол, нажимайте сюда, сюда, а потом вот здесь», – рассказывают на условиях анонимности «Московскому комсомольцу в Пскове» врачи одной из бригад скорой. Вбивать данные вызова в специальную программу на планшете медики должны были сразу после того, как выйдут от пациента: техника подключена к «прикуривателю» в машине. В первые дни у врачей и фельдшеров уходило на работу с планшетом до 40 минут: аппарат постоянно зависал. «Я печатаю данные пациента, симптомы, а там – пустой экран, в течение 5 минут ничего не появляется! – возмущается в разговоре с «Московским комсомольцем в Пскове» один из старожилов псковской скорой. – Начинаю вбивать заново и через 10 минут у меня полная путаница, потому что планшет выдал то, что я написал раньше. Это невозможно! Он все время зависает. Возможно, дело в программе, которая к нему не подходит. Но так просто нельзя больше работать!» Все время, пока работники скорой вносят данные о вызове, машина стоит у подъезда, выехать к другому больному она не может: информация о новой заявке появляется только после того, как вбиты данные предыдущей.

В результате, работа станции скорой была парализована. Люди ждали вызова от 4 до 8 часов. Это при том, что проблемы с задержками скорой были и раньше: не хватало врачей и фельдшеров. 26 апреля 34-летняя псковичка умерла, пока поднималась в приемный покой, до этого она ждала бригаду 4 часа дома, в горбольнице также была очередь: врачи реанимировали больного с приступом астмы, потом занялись пациентом с инфарктом.

По федеральным нормативам, на десять тысяч человек в городе должна приходиться одна бригада скорой. Сегодня точное их количество никто назвать не может, потому что врачи и фельдшеры за конкретной машиной скорой (именно по ним и считаются бригады) не закреплены, их пересаживают из одного автомобиля в другой, тем самым увеличивая число бригад в отчетной статистике.

Врачи скорой уверяют, что с введением планшетов проблемы только усугубились: за время, которое они тратят на внесение данных, можно было бы посетить как минимум двух больных. «Главврача это не волнует, главное информатизация здравоохранения. Но он создал настоящий коллапс в системе!», – считают медработники. Раньше они успевали за день сделать пятнадцать вызовов, сейчас – только семь.

Информацию о часовых задержках скорой даже до появления планшетов «Московскому комсомольцу в Пскове» подтверждают и родственники больных. Шестилетний сын Жанны Валуевой Дмитрий зимой слег с тяжелой ротовирусной инфекцией. Скорую вызвали около 14 часов дня, приехала она только в шестом часу. «Если бы мы знали, что так будет, сами бы повезли ребенка в инфекционную больницу», – переживает Жанна. Свою задержку медики объяснили просто: педиатров практически нет, остальных врачей тоже не хватает, потому что все увольняются.

Ирина Осяткина вызвала скорую своей маме вечером 27 апреля, у той перекосило половину лица, отнялась левая рука и нарушилась речь – признаки инсульта были налицо. В скорую Ирина позвонила около 20:00. Диспетчер уточнила адрес, записала симптомы и спросила про наличие домофона в подъезде. Ирина объяснила, что тот не работает и предложила встретить медиков у подъезда. «А мы не знаем, когда приедем, очередь очень большая», – ответили ей и предложили отвезти маму с инсультом на такси в больницу.

Фельдшерам не рассказали, как пользоваться новыми гаджетами. Фото: Артём Аванесов

Перевозить больных с таким диагнозом должны только медики на реанимобиле, чтобы уже в нем начинать интенсивную терапию.

Маму Ирины в итоге в горбольницу привезли родственники, но и там ее сразу принять не смогли, ждать врача-специалиста пришлось еще 40 минут.

«Нас просто убьют»

Из-за таких задержек на выезде под ударом оказываются не только пациенты, но и сами работники скорой. «Кого-нибудь из нас скоро просто убьют на вызове: люди ведь по 7-8 часов ждут. Мы идем к ним, а ноги трясутся. Вот 2 мая в 15:47 поступил вызов, а приехали туда в 12 ночи. Это кошмар! Ну, с какими глазами можно после такого входить в квартиру? Люди с инфарктами лежат по 3-4 часа – где такое видано?», – срываются на крик фельдшеры.

Сами они сейчас ничем не защищены: после нескольких нападений на медработников скорой председатель комитета Псковской области по здравоохранению и фармации Игорь Потапов ввел в регионе должность уполномоченных по взаимодействию с правоохранительными органами, все они – его заместители. В случае если главврач лечебного учреждения узнает об угрозе жизни своего сотрудника, он обязан «при помощи телефонограммы» сообщить о проблеме уполномоченному. Тот должен обратиться к Игорю Потапову и правоохранителям.

Проблема в том, что главврачи почему-то совсем не заинтересованы в огласке нападений. Так начальник станции скорой помощи в Пскове Михаил Мартынов в разговоре с корреспондентом «Московского комсомольца в Пскове» отрицал факт избиения фельдшера Дмитрия Григорьева, хотя о произошедшем знал.

Родственников больных, которые ждут несколько часов ждут скорую, а потом в грубой форме высказывают претензии врачам и фельдшерам, медики не осуждают. «Нас вызвали к 70-летней бабушке с аритмией, приехали туда через семь часов, а ее сорокапятилетний сын нам на выходе шоколадки в руки пихает, благодарит. Говорит, ему повезло, что в Пскове живет и ждал всего семь часов, ведь в районе, наверно, больше суток пришлось бы. Русский народ – это герои», - убеждены наши собеседники.

Как решать проблему с уже устаревшими планшетами и явно неподходящим к ним программным обеспечением псковские врачи не знают и предлагают просто отказаться от него, но главврач Мартынов об этом слышать не желает.

С похожими трудностями столкнулись и их коллеги из Санкт-Петербурга. Там планшеты на станции скорой поэтапно вводились с 2014 года. «Все свелось к тому, что мы теперь заполняем карту вызова в двух вариантах: электронном (на планшете) и бумажном, потому что техника постоянно дает сбои, – жалуются они «Московскому комсомольцу в Пскове». – Времени уходит в несколько раз больше».

Руководство комитета по здравоохранению объясняет им, что планшеты на скорой сейчас проходят апробацию. Скольким людям она может стоить жизни, не уточняет.

Чтобы первыми узнавать все важные новости, подписывайтесь на наши группы «ВКонтакте» и «Фейсбуке».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №24 от 7 июня 2017

Заголовок в газете: Тариф «Нескорый»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру