Надоело быть бедными: стремление псковской музыкальной школы заработать вызывает опасения

Удастся ли сохранить уровень образования в школе имени Н.А. Римского-Корсакова?

Ганзейские дни, которые пройдут в Пскове в 2019 году уже давно получили федеральный уровень и, соответственно, федеральное финансирование. «Подтянуть» под большие деньги все возможные ремонты – понятное стремление властей. Например, здание Детской музыкальной школы №1 имени Н.А. Римского-Корсакова капитального ремонта не видело давно.

Удастся ли сохранить уровень образования в школе имени Н.А. Римского-Корсакова?
Фото: Павел Дмитриев

Здание это историческое, что поднимает цену возможной реставрации здания в несколько раз. И вот, кажется, появилась реальная возможность отыскать необходимые деньги. Но к проекту новой музыкальной школы появились вопросы у преподавателей.

Такого просто не может быть

Дело в том, что, судя по проекту, в школе кроме музыкальных классов, появятся ещё помещения для хореографии и рисования. После того, как это стало известно, «МК в Пскове» позвонили два человека и оба «нарисовали» одну и ту же картинку: якобы Детская музыкальная школа теперь превратится в Школу искусств, где вместо одного из лучших в Пскове музыкальных образований дети будут получать всего понемногу: чуть-чуть пения, капельку рисования, немножко танцев.

Этот вопрос на педсовете школы 31 мая подняла заведующая подготовительным отделением школы Наталья Жданова. Пианист, дипломант самых разных конкурсов видит не радующую её тенденцию: понижение уровня дополнительного художественного образования. Это странно, говорит она в разговоре с «МК в Пскове», ведь детей становится больше, и, казалось бы, можно выбрать лучших, поработать с ними и добиться успеха.

Директор школы Наталья Архипова на педсовете слухи опровергла: ни о каком перепрофилировании в Школу искусств речи не идёт: такого просто не может быть, сказала директор.

Однако опасения у заведующей подготовительным отделением остались. И они – не на пустом месте.

Зарабатывать приходится на детях

Дело в том, что появление классов хореографии и живописи в музыкальной школе – не ноу-хау. В школе №2 (той, что имени М.П. Мусоргского) такие классы работают не первый год. Открыли их для того, чтобы заработать на детях. И никакого цинизма здесь нет: чтобы обучить одного ребёнка игре на фортепиано или виолончели требуется один или два преподавателя. А хореограф может обучать целую группу детей. И если стоят эти занятия примерно одинаково, то учитель танцев приносит школе примерно в 10 раз больше денег.

Конечно, для музыкальной школы – это дополнительные услуги, но как бы из-за них не ухудшилось основное, музыкальное образование детей. Наталья Жданова приводит в пример школу имени М.П. Мусоргского: да, зарабатывают, но на последнем конкурсе имени Римского-Корсакова в Псковском колледже искусств дети из первой школы выступили лучше. И связь между заработком и результатами Жданова видит прямую.

«Педагог будет работать с ребёнком бесплатно до тех пор, пока нет результата, если директор его уважает, хвалит и платит за это маленькую денежку. А если у директора всё хорошо в материальном плане, есть на чём заработать, то на остальное ему наплевать. Хороший заработок с художественным образованием клеится не всегда. Если человек не зарабатывает, то отношение к нему у руководства поменяется», - уверена она.

Бедность – не порок, а факт

Директор школы Наталья Архипова с этим не согласна. Во-первых, она подчёркивает, что никакого ремонта пока что может и не быть. «Сейчас идёт разработка проекта по реставрации нашего здания, когда она будет завершена, будет подсчитана смета. Когда мы определим в общей смете стоимость реставрационных работ, заложим её в бюджет на 2018 год. Администрация города Пскова, возможно, совместно с администрацией Псковской области, будет искать возможность найти эти средства. Мы тоже приложим все усилия, чтобы их найти. Я так понимаю, администрация надеется, что деньги эти выделят под празднование Ганзейских дней в городе Пскове, в общую смету. Если эти деньги нам найдут, то, дай Бог, в первой музыкальной школе будет ремонт», - объясняет она.

Школу могут отреставрировать за счёт Ганзы. Фото: Павел Дмитриев

Директор подтверждает: здесь планируют переделать некоторые кабинеты для занятий хореографией и для художников. Но это всё рассчитано для маленьких детей, для группы раннего эстетического развития, чтобы разнообразить перечень платных услуг, чтобы школа зарабатывала, перечисляет Наталья Архипова. Уровень образования в школе не понизится, уверена она.

«Потому что ничего не изменится: педагоги все те же, профессионалы. За время ремонта их квалификация, надеюсь, не упадёт. Никого увольнять мы не собираемся. Всё зависит от того, какие дети к нам придут – талантливые или менее талантливые. Процесс останется прежним», - говорит Архипова.

Найти третью сторону в этом слабо тлеющем конфликте удаётся с трудом. Учителя и даже директор одной из псковских музыкальных школ говорить отказываются: профессиональный музыкальный мир Пскова небольшой, никто ни с кем ссориться не собирается.

Бывший учитель школы №2 на условиях анонимности объясняет, что и ребёнка своего отдала сюда же. Школа имени Римского-Корсакова в сравнении со школой в честь Мусоргского выглядит бедно, говорит она. Стоит только зайти в холл и всё станет ясно. А что касается уровня образования – хорошие учителя есть и там, и там, надо только поискать.

Кажется, бедность руководству школы №1 надоела.

Пора учиться на дипломата

Наталья Архипова рассчитывает, что школа сможет зарабатывать сама. И с заработанных денег покупать для школы новые инструменты, увеличивать зарплаты, платить премии. Наталья Жданова в ответ сомневается, что это будут премии для учителей музыки. И, кстати, косвенно директор школы это подтверждает. Во время нашего разговора звучит фраза о том, что школа рассчитывает «иметь возможность премию выплатить тому, кто реализует эти [то есть новые] услуги».

Об этом и говорит Жданова: вряд ли преподаватели будут впрягаться в работу на полную катушку, если увидят, что новых коллег поддерживают рублём, а их нет. От вынужденного равнодушия преподавателей пострадают дети. Жданова уверена, что сейчас школа – лучшая в городе, но это может измениться.

Директор любой школы в подобной ситуации должен уметь быстро переквалифицироваться в дипломата: удастся это Наталье Архиповой?

Далее – без сокращений

Понимание, что школе нужно научиться зарабатывать, чтобы выживать, есть, конечно, и у Натальи Ждановой. Но она предлагает улучшать музыкальную начинку школы. Например, открыть в школе студию звукозаписи, где детей будут учить не только музыку создавать, но и с видео её сводить. Конечно, многие молодые люди постигают эту науку самостоятельно, но почему бы не учить этому уже с шести лет?

«Есть в школе молодой преподаватель, композитор, закончивший Гнесинку, он как раз специалист по этим вопросам. Есть в колледже целое отделение эстрады, молодые специалисты, которым нужна работа. Новая программа «Общее эстетическое развитие» как раз и предоставляет возможность подросткам, молодым людям от 6,5 до 18 лет за 4 года обучиться чему-то новому, а может быть - и профессии», - предлагает Жданова.

Руководство школы на вырученные деньги планирует приобретать новые музыкальные инструменты, учителя в этом сомневаются. Фото: Павел Дмитриев

Если дают деньги - то почему бы и не сделать этого, спрашивает она. Тратить деньги не на диваны и хрустальную люстру в каждый туалет, а на дело. В колледже такой студии нет, ее вообще никакой нет ни в одной из школ. А конкурсов в интернете предостаточно, можно и имя себе заработать, и деньги.

Мы же, однако, понимаем, что проект уже написан и вряд ли кто-то станет переписывать его под студию звукозаписи в школе имени Римского-Корсакова. И здесь остаётся лишь один вопрос: что станет с преподавателями? «У нас их много, классов порой не хватает, куда денутся преподаватели? Их будут сокращать?» - интересуется Жданова.

Короткое слово «кризис»

Сокращён никто не будет, все как работали, так и будут работать, опровергает опасения преподавателя Наталья Архипова. А в новом классе можно будет совмещать занятия и хореографией, и музыкой, уверяет она: во всяком случае, именно это предполагает проект.

Она с одной стороны говорит, что учредитель школы – то есть администрация города Пскова – просит школы дополнительного образования искать возможность заработка, но затем поясняет, что и в музыкальной школе понимают: таковы тенденции, что учреждениям нужно самим зарабатывать деньги. «Кризис», - поясняет директор.

Наталье Ждановой и другим противникам предстоящего появления в музыкальной школе непрофильных классов остаётся надеяться только на одно. «Если деньги под Ганзу выделены не будут, мы остаёмся в тех же самых условиях, и возможности открыть хореографический класс у нас не будет», - объясняет директор школы.

Хорошо это или плохо, в самой школе согласия пока нет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №24 от 7 июня 2017

Заголовок в газете: Надоело быть бедными

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру