Как псковичи душили-душили галерею «Дар» в «объятиях Родины»

На открытии «инсталляции» «Объятие Родины» в псковской галерее «Дар» было душно. Но обошлось без полуобмороков, сейчас узнаете почему

24 января 2018 в 13:41, просмотров: 1423

В частной псковской галерее «Дар» торжественно открылась «инсталляция» «Объятие Родины».

В анонсе мероприятия было обещано, что немногие смогут оправиться от этого «эстетического нокаута», а те, кто выживут, – «навсегда изменят своё отношение к жизни».

Как псковичи душили-душили галерею «Дар» в «объятиях Родины»

- Ну какой же это ужас? Это никакой не ужас, - возмутился спустя всего полчаса после начала представления редактор газеты «Курьеръ» Олег Константинов, листая «каталог» новой выставки, а на самом деле «антипутеводитель» «Пост-исторический город П.», изданный по материалам одноимённой группы в «Фейсбуке», увеличенные иллюстрации из которого, именно «иллюстрации», настаивали авторы, и послужили объектами инсталляции в галерее «Дар».

Как и многие другие, Олег пришёл в «Дар» не столько на эту «инсталляцию», сколько на несанкционированный пикет против закрытия галереи. Он знать не знал про группу «Пост-исторический город П.», зато прочитал в «Фейсбуке» сообщение Ольги Кошельковой, что с 1 февраля галерея «по техническим причинам» закрывается.

А ещё много душераздирающих постов про «феномен кошельковских вернисажей» и про то, что Псков вот-вот утратит ещё одну площадку для высокоинтеллектуального общения, где царит такая одарённая и неподражаемая Ольга Ильинична – самый авторитетный псковский галерист.

Ольга Кошелькова. Фото Дмитрия Лебедева.

Основатель и хозяин галереи «Дар» Виктор Яудземис, судя по всему, вчера был несколько ошарашен наплывом посетителей и на всякий случай сказал, что лично у него двойственное отношение к представленной «инсталляции», потому что он сам предпочитает созидание, а не разруху, даже вот такую - эстетизированную.

Кроме того, он сходу опроверг «слухи» о закрытии галереи, но настолько витиевато и обтекаемо, что недоумение собравшихся только усилилось.

Как всегда, во всём обвинили прессу. И наш «Московский комсомолец» в том числе, который одним из первых забил тревогу.

«Не читайте советских газет», - сказал владелец галереи и начал сравнивать «Дар» с бегуном на длинные дистанции. Этот метафорический «бегун», судя по его словам, добежал до «финиша». Но только для того, чтобы перевести дух, обернуться назад и потом снова стартануть.

Виктор Яудземис, кроме того, признался, что хотел закрыть галерею «Дар» ещё раньше, а также подтвердил наличие для этого «технических причин», объясняя собравшимся на инсталляцию, что прямо сейчас над их головами «работают электрики».

На прямой вопрос, когда же галерея «Дар» откроется снова, владелец сказал, что надеется «порадовать женщин» уже к 8 Марта. После чего все радостно выдохнули и устремились в «Объятие Родины», а также обнимать арт-директора галереи Ольгу Кошелькову, которая, впрочем, весь вечер так и ходила грустная, объясняя, что лично её Виктор Яудземис пока не обнадёжил.

Словом, «инсталляция» удалась. Ужас, но не ужас-ужас, как и сказал Олег Константинов. Или, как это назвала доктор филологических наук Илона Мотеюнайте, псковичей вывели из полуобморочного состояния.

На самом деле они оба говорили так про выставку, восхищаясь, с каким блеском авторы «антипутеводителя» по Пскову мифологизировали или поэтизировали все его трещинки.

Илона Витаутасовна заодно вспомнила, каким шокирующим Псков может показаться на первый взгляд, особенно, если тебе суждено здесь жить. И поблагодарила Алексея Жихаревича (текст) и Дмитрия Лебедева (фото) за «метод», помогающий псковичам примиряться с этой жестокой действительностью.

На открытии инсталляции. Фото из группы "Пост-исторический город П."

Дмитрий Лебедев тут же бодро заявил, что да, мы обречены примиряться, потому что эта разруха – она же навсегда, и ничего с ней не поделаешь, кто бы что ни обещал. Поэтому псковичам, мол, только и остаётся, что высматривать «голубые глаза Вечности» у себя под ногами или утешаться байками про редуцированные масонские символы на хрущовских панельках.

Метод этот, впрочем, требует недюжинного поэтического дара, как у Алексея Жихаревича.

Алексей Жихаревич. Фото Дмитрия Лебедева.

И вдобавок даёт сбои. Авторы «антипутеводителя», например, не нашли в Пскове люк Скайуокера. Потому что сперва поставленная поэтом задача не вдохновил Дмитрия, а потом и Алексей махнул на эту затею рукой.

Так что дотянуться до «Звёздных войн» у них не получилось. Они только обнаружили в Пскове место крушения Аладдина и стоянку для летучих кораблей, а также удостоверились в том, что наш город посещал Зигмунд Фрейд, и запечатлели окаменевшие останки псковских кентавров.

«Инсталляция» в галерее «Дар» сопровождалась музыкальным оформлением. Это были специально записанные к выставке и хитроумно обработанные на компьютере звуки Пскова.

На открытии инсталляции. Фото из группы "Пост-исторический город П."

Организаторы признались, что пока монтировали выставку и тестировали звук, кто-то («не скажем кто именно») взмолился: неужели это будет скрести по ушам всю церемонию открытия.

При этом тот же самый человек ходит по городу и не замечает, как такие же звуки формируют ему «комфортную среду», и их не выключишь, даже если б очень захотел.

Вот так и с «Объятием Родины». От него никуда не денешься.

Туристам новый псковский «антипутеводитель» нравится, они только спрашивают «а церкви-то где?», заметил Дмитрий Лебедев.

На открытии инсталляции. Фото Натальи Полянской-Токаревой.

А, например, Олег Константинов услышал в названии нечто крамольное («антиПути»?) и начал допытываться, не имели ли авторы в виду чего-нибудь эдакого – предвыборного.

Они, конечно же, попросили считать все политические совпадения совершенно случайными.

«Даже не ожидал от себя, что захочу приобрести эту книгу», - сказал мне актёр Псковского театра драмы Виктор Яковлев, дожидаясь, когда Алексей Жихаревич запечатлеет на ней свой автограф.

Фото Светланы Прокопьевой.

А меня, например, заставили фотографироваться на фоне псковского «Ганзёныша». Заслужила, чё.

Ольга Миронович.




Партнеры