МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Псков

Как псковские баптисты поколебали мой атеизм

В храме

Живешь, плывешь по волнам жизни, с течением времени полностью разочаровываешься в религии… Даже более того: изучаешь историю религии и становишься атеистом (путь, наверняка, известный многим). А потом БАХ — попадаешь в баптистский храм... или молитвенный дом, как называют его сами евангельские христиане-баптисты.

Нет, конечно, от научного атеизма увести человека сложно, вернее, невозможно, но вот вернуть такому человеку веру в то, что люди, объединенные религией, могут успешно жить духовной жизнью без жесткой иерархической структуры, реально.

Теперь же вернемся к провокационному заголовку. Конечно, псковские баптисты — это отнюдь не ранние христиане, но их общинная жизнь построена на такой же взаимопомощи: бабушки-прихожанки могут помочь молодым матерям-прихожанкам понянчится с их дитяткой или же приход может собрать пожертвование на лечение больного брата или сестры. Для сбора добровольных пожертвований по храму ходит человек с мешочком, куда складывают денежку, хотя есть вариант сделать пожертвование через интернет.

мешочек для сбора пожертвований

Выборность духовного лидера тоже впечатляет. Три года назад прихожане псковской Церкви евангельских христиан-баптистов выбрали своим пресвитером Юрия Алексеева и продолжают ему доверять. При том, что бывший пресвитер, его старший коллега, тоже иногда ведёт службы, но ему нелегко из-за преклонного возраста, поэтому вот так.

Пресвитер и дьякон Церкви евангельских христиан-баптистов

Баптистский храм отличается от православного полным отсутствием роскоши в убранстве. В этом храме вы не увидите свечей и икон. Баптисты даже отказались от крестного знамения и от заученных молитв, кроме «отче наш».

Таким образом, баптисты практически полностью повторяют принципы жизни первых христиан, которые благодаря таковым принципам прошли путь от ныкающихся по пещерам изгоев до влиятельнейшей религиозной организации в огромной Римской империи. А затем (хотя это уже другая история) стали одной из самых могущественных религиозных организаций на земном шарике.

Но будет упущением не рассказать историю появления этой поистине уникальной для Пскова общины, в своей внутренней жизни чем-то напоминающей низовые организации советской власти — те самые советы в селах и на заводах, ну или, если кому-то будет угодно, организацию крестьянских общин, «мира».

Началось все в 1887 году. Этот год воспринимается общиной как день её официального появления на свет. Доказательством тому служит открытка-программа в честь юбилея (праздновали его в 1927 году), которая висит на стенде в подвале храма.

У истоков псковской общины евангельских христиан стоял мещанин Иван Петрович Занд, который проводил собрания у себя дома и подвергался за это судебному преследованию. В ту эпоху евангельско-баптистское движение в Российской империи только набирало обороты: первая русская баптистская церковь появилась в 1869 году, и псковская община стала ответвлением евангельского великосветского пробуждения в Санкт-Петербурге.

До 1905 года открытое исповедание «нетрадиционных» христианских течений было фактически запрещено для российских подданных: легально действовать могли лишь иностранные протестантские общины. Поэтому первые годы псковские баптисты собирались тайно, избегая огласки.

После Манифеста 17 октября 1905 года, провозгласившего свободу вероисповедания, община смогла:

  • проводить открытые богослужения;
  • регистрировать членство;
  • налаживать связи с другими баптистскими общинами России.

Рост численности прихожан сопровождался поиском постоянного помещения для собраний.

После революции 1905 года собрания евангельских христиан проводились по разным адресам, после Октябрьской революции они подверглись гонениям со стороны новой власти, а в 1945 году община получила от государства молитвенный дом — им стало здание бывшей лютеранской часовни на немецком кладбище.

А с 1993 года храм общины стал таким, каким мы его знаем сейчас — стоящим на берегу реки Псковы среди частного сектора. То самое здание на Кузнецкой, которое было реконструировано по проекту питерского архитектора Устинова.

После реконструкции в храме возобновились регулярные богослужения, которые теперь проходят в специально созданном помещении, тогда как ранее службы проводились в старом зале, сохранившемся от прежнего лютеранского храма.

Пресвитер Юрий Алексеев

В отдельном от молитвенного зала помещении действует воскресная школа. Баптистская община активно развивает миссионерскую деятельность и поддерживает тесные связи со многими единоверцами по всей России. Сегодня это одна из немногих инославных церквей Пскова, продолжающая традиции евангельских христиан-баптистов и вносящая свой вклад в духовную жизнь города.

Ученики ШМЖ в гостях у псковских баптистов (крайний справа - автор этой статьи)

Заканчивая свой опус, отмечу, что движение баптистов — это не реставрация древности, а попытка жить по евангельским идеалам в современном мире. И в этом — парадокс и сила псковского баптизма. Баптисты напоминают нам, что вера живёт не в учреждении для церковной службы, а в сердце человека, готового строить отношения с братьями по духу на любви, а не на власти.

Ярослав Павлов,

Школа межэтнической журналистики в Пскове

Следите за яркими новостями Пскова в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах