МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Псков

Экотуризм с 4-тысячелетней историей или Как псковские иудеи отпраздновали Суккот

Сегодня мир отмечает День против фашизма и антисемитизма. Специально к этой знаменательной дате Школа межэтнической журналистики в Пскове подготовила материал о том, как Псковская еврейская община соблюдает древние заповеди.

Вот и наступил ноябрь. По еврейскому календарю это месяц Хешван, который также принято называть «горький Хешван», потому что в эту пору нет никаких еврейских праздников (кроме Шаббата).

А вот в октябре иудеи отмечали один из своих главных праздников — паломнический Суккот или «праздник кущей». Это радость особая, выстраданная.

Этот праздник заключает в себя не только актуальные смыслы, но и древние традиции, не просто веселье, но радость особую, выстраданную, рожденную единением с природой и своими корнями, в память о блуждании евреем по Синайской пустыне.

Выходя из каменных стен на семь дней в шалаш, современные иудеи стараются не только повторить подвиг предков, не только исполнить древнюю заповедь, но и приобщиться к насущной для современного мира осознанности и всё более животрепещущей теме экотуризма.

Сейчас расскажу, как Псковская еврейская община отпраздновала Суккот.

Начали мы с оргвопросов: необходимо было разрешить проблемы места, времени, снаряжения и транспорта.

На одной из встреч в синагоге после прений было решено, что Суккот будем проводить, как обычно, — подальше от города. Для этого больше всего подходит дачный участок.

Что касается времени, то этот праздник предполагает недельное проживание в сукке (шалаше). Однако нельзя забывать, что мы живём в светском государстве, многие из иудеев работают, да и погода тут у нас на Северо-Западе не средиземноморская. Так что мы решили провести в сукке только одни сутки.

С погодой нам повезло. С оснасткой тоже проблем не возникло. Молитвенники у нас имеются, из Федерации еврейских общин нам заранее выслали Лулав и Этрог, необходимые для священнодейства. Еду мы взяли с собой. Добирались до места назначения на личном транспорте: те члены общины, у которых он имеется, прихватили тех, у кого его нет.

По прибытии наш руководитель Роман Львович Каган сразу распределил обязанности: мужчины отправились жарить кошерный шашлык, а женщины должны были подготовить праздничный стол.

Начнём с самого вкусного – с праздничных блюд. Стол у нас получился относительно скромным: большое количество различных овощей и фруктов, хала (хлеб), которую обмакивали в мёд, и кошерный шашлык, приготовленный из мяса курицы, предварительно замаринованной в кошерном вине и зажаренного на мангале с луком. Из напитков на стол были поставленный различные соки и кошерное вино.

Центр праздника — сукка (временное жилище с крышей из веток и листьев, сквозь которую обязательно должны быть видны звезды). Заранее стоит сказать, что у нас возникли проблемы с материалами, ибо специальные материалы для сукки в наших краях не продаются.

Так что нашу сукку мы соорудили на основании от беседки. Пока мужчины возводили стены из плотно натянутой ткани (ветер не должен колыхать стены сукки), женщины готовили материал для кровли (схах) из листьев и веток ивы. Чтобы сукка была кошерной, надо соблюдать именно такой порядок её строительства. При этом стены должны окружать сукку с трёх сторон, а кровля должна быть достаточно плотной, но с просветами, чтобы через них можно было наблюдать звёздное небо.

На самом деле это очень незамысловатое сооружение. Но в этой простоте — и есть главный экологический урок. Строительство сукки — это практика использования местных, возобновляемых материалов, создание временного жилья, не наносящего ущерба ландшафту.

Ведь добровольно покидая комфортабельные квартиры в Суккот, иудеи на неделю становятся «осознанными туристами» в собственной жизни. Они учатся слышать шум дождя по листьям, чувствовать ветер и видеть звезды. Это и есть квинтэссенция экотуризма: не потребление красоты, а глубокое, минималистичное слияние с ней, доказывающее, что счастье — не в количестве ресурсов, а в качестве переживаний.

Однако экология — это не только про отношения с природой, но и про гармонию между людьми. И эту истину ярко раскрывает вторая ключевая заповедь Суккота — вознесение «арбаа миним», четырех видов растений.

Растения эти глубоко символичны. Этрог (цитрон) обладает и вкусом, и запахом. Лулав (пальмовая ветвь) — вкусен, но не пахнет. Адас (мирт) — благоухает, но несъедобен. Арава (ива) — лишена и того, и другого. Мудрецы видят в этом аллегорию человеческого сообщества. Ведь среди нас есть и «этроги» — те, кто сочетают мудрость (вкус) и добрые дела (аромат), и «лулавы» — практики, чьи поступки весомы, но знания неглубоки, и «адасы» — это ученые, чьи слова благоухают, но чьи дела отстают, а также «аравы» — это те, кто пока не обладает ни тем, ни другим, ни третьим.

Мы провели вознесение этих растений сначала в синагоге, а потом и у сукки, стремясь к исполнению второй заповеди Суккота.

Поднимая растения вверх, мы встряхивали их в сторону всех ветров света, провозглашая: «Наше единство — в нашем разнообразии!». Потому что невозможно построить устойчивое общество или сохранить хрупкую природу, отринув кого-либо или что-нибудь. Искупление и гармония рождаются лишь тогда, когда все типы людей, подобно разным видам в экосистеме, соединены для общей цели.

После захода солнца и появления первых звезд мы принялись трапезничать, петь и танцевать до утра.

А под утро, возвращаясь в город, увидели двойную радугу, что сочли подтверждением Завета Бога с человеком.

Так древний праздник, прожитый на простом дачном участке в Псковской области, предлагает готовую философию для современной жизни.

Суккот — это призыв к осознанному минимализму, к выходу из цифровых и бетонных коконов для прямого, честного диалога с природой. А заповедь четырех видов — это модель социальной экологии, напоминание о том, что устойчивое развитие невозможно без сплочения самых разных людей.

В конечном счете экотуризм по-иудейски — это путь от избытка к простоте, от разобщенности к единству, от трепета к настоящей, осмысленной радости. И этот путь, как доказала многовековая традиция, ведет к подлинному счастью.

Константин Караичев,

Школа межэтнической журналистики в Пскове

Следите за яркими новостями Пскова в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах