МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Псков

Цифровая трансформация образования: взгляд изнутри

Фото: ПЛН

В современном мире цифровые технологии проникают во все сферы жизни, и образование не является исключением. Онлайн-сервисы, платформы для дистанционного обучения, интерактивные ресурсы – все это становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Чтобы понять, как эти изменения влияют на систему образования, какие перспективы открываются, и с какими вызовами приходится сталкиваться, мы обратились к человеку, который находится на передовой этой трансформации – начальнику Управления цифрового развития и связи правительства Псковской области Виталию Рахманову.

- Виталий Викторович, спасибо, что нашли время для нашего интервью. Начнем с общего вопроса: насколько, по вашему мнению, онлайн-сервисы уже интегрированы в систему образования? В Псковской области доступны образовательные сервисы: сколько их?

- В Псковской области внедрена региональная информационная система «Цифровое образование Псковской области» (РГИС), включающая в себя более 40 подсистем (сервисов).

Система охватывает все уровни и виды образования: дошкольное, общее, дополнительное и профессиональное. Кроме того, «оцифрованы» общие процессы в сфере образования - приемка образовательных организаций к новому учебному году, государственная итоговая аттестация в 9 и 11 классах, выпускные проверочные работы.

- Чем может гордиться наш регион в сфере образовательных сервисов?

- Псковская область стала первым субъектом Российской Федерации, который решил региональный блок задач ЕГЭ и весь комплекс задач ГИА-9 с использованием исключительно российского программного обеспечения в рамках собственной системы. В том числе, при поддержке Минцифры, регион запустил собственную систему видеонаблюдения, интегрированную с решением Ростелекома на региональном уровне, что существенно повышает эффективность и качество процессов оценки качества в сфере образования, позволяет использовать видеонаблюдение не только на ЕГЭ, но  и при проведении ГИА-9, других оценочных процедур и олимпиад.

Обеспечен вывод всех массовых социально-значимых услуг в сфере образования на ЕПГУ и реализация для них цифровых административных регламентов. В 2025 году в регионе добавлена возможность печати комплектов материалов ГИА-9 в аудиториях (пунктах проведения экзаменов). Распознавание бланков уже два года осуществляется с использованием нейронных сетей, разработанных псковскими программистами.

Благодаря разработанной на базе российских и свободных решений технологии консолидации данных, в региональной системе реализован цифровой профиль образования как инструмент управления системой образования на основе данных о дошкольном, общем, дополнительном образовании, ГИА и мониторингах (ВПР и др.), а также мероприятиях (воспитание, профориентация, олимпиады, методические семинары для педагогов). Автоматически формируется портфолио ученика и педагога, а также цифровые профили образовательных организаций, муниципалитета, всей системы образования региона.

- Расскажите, пожалуйста, про информационные помощники, которые стали теперь цифровыми.

- На основе объединенных данных в Псковской области запускаются цифровые помощники, цель которых - подсказывать и помогать педагогу, учащемуся, родителю. Такие адресные сервисы позволяют использовать элементы микрообучения. Выполняя цифровую трансформацию образования, мы меняем его содержательную и организационную составляющие, дополняя и усиливая то лучшее, что было в советской школе.

- Подходит к завершению 2025 год, чем он ознаменовался в плане образовательных сервисов?

- С сентября 2025 года в региональной системе образования введены в эксплуатацию два новых цифровых сервиса, предназначенных для помощи участникам СВО и их семьям, - это получение бесплатного питания в школе, компенсация родительской платы за садики, завершается вывод третьего сервиса - обеспечение бесплатного питания детей участников СВО в группах продленного дня. Таким образом, будет обеспечено предоставление 11 услуг в сфере образования в электронном виде.

- С какого возраста разрешен доступ к онлайн-сервисам, например исключение: онлайн-дневник с школьных лет?

- Доступ ко всем услугам и сервисам РГИС по российскому законодательству осуществляется с использованием учетных записей ЕПГУ. Создать учетные записи для детей, моложе 14 лет, могут родители, даже для первоклассников. После 14 лет ребенок может создать учетную запись на ЕПГУ самостоятельно.

- Поделитесь планами, что ждет цифровую сферу образования в Псковской области в 2026 году?

- В 2026 году в регионе будет реализована возможность идентификации школьников и студентов с использованием карт «Мир» любых банков, в том числе - при входе в школу при подключении турникетов к РГИС, начнется перевод школьного питания в цифровой формат. Все школьные библиотеки получат возможность автоматизации с использованием региональной АБИС (Автоматизированная библиотечно-информационная система), которая также войдет в состав РГИС. Также учащиеся, педагоги и родители продолжат использовать верифицированный цифровой образовательный контент, предоставление, которого было начато в интеграции с РГИС с 2025 года.

- Спасибо за интервью и увлекательный рассказ про цифровые образовательные сервисы. Ваши ответы дают ясное представление о том, как развивается цифровое образование в Псковской области и какие перспективы оно открывает.

Следите за яркими новостями Пскова в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах