«Мы решили покопаться в чём-то человеческом»
Как выяснилось, Псковский театр драмы берётся за постановку «Пиковой дамы» впервые в своей истории. Вдобавок псковский «дрампуш» впервые после печально известного сенинского «Графа Нулина» рискнул поучаствовать в Пушкинском театральном фестивале, который в этом самом театре и гнездится.
Причём на фестивале кроме двух одинаковых псковских «Пиковых дам» будет ещё две: от «Коляда-Театра» и театра «Кукольный формат». Завсегдатаи Пушкинского театрального уже потирают ручки, готовые сравнивать.
«Широко известный в узких кругах» московский режиссёр («Я неизвестный!» - запротестовал он) Юрий Печенежский сказал, что тут и сравнивать нечего: это разные миры.
Псковский спектакль будет о сломанной судьбе. Дескать, как во времена Пушкина, так и сегодня некоторые люди совершают неблагородные поступки и тем самым разрушают свою жизнь. Иные, по его словам, только тем и занимаются. Вот создатели спектакля и захотели понять, как это происходит вне времени и исторических обстоятельств, но в костюмах «той эпохи»: «Мы решили покопаться в чём-то человеческом».
«Копаясь» в том самом, режиссёр никакого «синего тумана» напускать не стал. Спецэффектов не будет, предупредил он. Это постановка и не архаичная, и не авангардная. По уверению Юрия Печенежского, он больше всего переживает о том, чтобы зритель понял всё происходящее на сцене: «Мне кажется, мы очень простые».
Но это не потому, что псковский зритель не готов к сложным интерпретациям классики или недостаточно сообразителен. «Просто у меня в крови отторжение к непонятным вещам на сцене», - оправдывался Юрий Печенежский. Он, мол, сам из Москвы и повидал там ТАКОЕ…
«Многие современные режиссёры намеренно пытаются выразить себя через что-то непонятное. Это не мой путь».
Ясошласума, ясошласума
О чём ещё «Пиковая дама» Псковского драмтеатра? «О сумасшествии». Зрителю предстоит проследить вместе с создателями спектакля, как люди съезжают с катушек и почему.
Но не всё так однозначно. Сам режиссёр, а вместе с ним и Денис Золотарёв как исполнитель главной роли Германна так до сих пор и не разобрались, влюбился их герой по-настоящему или только имитировал это чувство из корыстных побуждений.
«А что, если он сначала изображал влюблённость из расчёта, а потом поддался этому чувству? Мне самому интересно это понять», - признался Юрий Печенежский. И рассказал, что они с актёрами продолжают исследование этой проблемы на каждой предпремьерной репетиции.
Поэтому Денис Золотарёв (Германн) уверен, что каждый зритель псковской «Пиковой дамы» сможет увидеть свой спектакль. А если купит билеты на два показа, то увидит два разных спектакля. Тем более, если будет смотреть этот спектакль из разных мест зрительного зала.
При этом выяснилось, что в спектакле задействована не только Малая сцена Псковского драмтеатра, но также пространство перед сценой, зрительный зал и даже ведущий в этот зал коридор. «Такое впечатление, что актёрам было мало места», - сказала зрительница генерального прогона из числа сотрудников театра.
Оказывается, Юрий Печенежский начинал репетиции с того, что предложил актёрам освоить пространство будущего спектакля. Поэтому, например, Денис Золотарёв постарался прислушаться к своему телу и понять куда его организм тянет: на лестницу, в проходы между креслами зрительного зала или в вестибюль.
А всё для того, чтобы зритель тоже поскорее освоился в пространстве спектакля и почувствовал себя включённым в действие.
Таким образом создаётся «4D-эффект» спектакля, уверяет актёр Камиль Иблеев.
Мы её душили-душили
Молодых артистов спросили, каково им было работать в ансамбле со старейшей актрисой Пушкинского драмтеатра Миррой Горской, которой в этом году исполнится 90 лет (из них 75 она провела на псковской сцене!).
Они испытали «трепет». И свой собственный, и Мирры Александровны, которая, несмотря на годы, всё так же волнуется на сцене.
По их словам, это большая удача, что у нас в Пскове есть Мирра Горская, ведь далеко не каждый театр может похвастаться наличием актрисы на роль Графини. А у нас на сцену выходит Мирра Александровна – и всё, мистика начинается.
Правда, парни признались, что во время первых читок пьесы между ними и Миррой Александровной возникали неловкие моменты. Например, режиссёр просит всех остановиться и повторить сложный отрывок ещё раз, а «графиня» не расслышала. Но потом они сами удивились, как эта «органика» заиграла.
Поэтому Денис Золотарёв, по его же признанию, с содроганием готовился к репетиции того момента, когда ему придётся размахивать перед Миррой Александровной пистолетом («и душить её, душить» – добавили сотрудники театра).
«Я был в ужасе». Но всё обошлось. Мирра Александровна шокировала Дениса совсем в другом эпизоде. Когда в перерыве между репетициями попробовала с ним, «начинающим юнцом», посоветоваться, как ей лучше сыграть очередной отрывок.
Ещё один обречённый на счастье
У нового приглашённого режиссёра спросили, как быстро он поладил с псковской труппой. Ведь всем известно, что его предшественник, Борис Бирман, вначале так яростно конфликтовал с артистами псковского драмтеатра, что некоторые из них наотрез отказались участвовать в его постановке по Довлатову.
«Я чувствую себя счастливым человеком, что мне повезло ставить спектакль в этом театре!» - сказал Юрий Печенежский.
А Денис Кугай объяснил, что дело не в приглашённом режиссёре, и даже не в псковской труппе, а в самом материале. Дескать, Пушкин – он же бесспорный классик, в отличие от Довлатова (ставим мысленные кавычки, мы-то с Денисом знаем, что и Довлатов тоже классик), поэтому у артистов и не наблюдается такого отторжения, как это было на репетициях спектакля «Человек, обречённый на счастье».
Хотя с Пушкиным-то всё намного сложнее: «Попробуйте найти современную живость внутри этого бронзового материала».
«Эти артисты и Кугай»
- Как вам удалось справиться с монологом Томского? – подколола Кугая завлит театра.
- А мне ещё не удалось, - весело ответствовал Денис.
Ничего, ничего, успокаивал журналистов режиссёр: медведей в цирке, думаете, легче дрессировать, но каких-нибудь 1000 повторений – и вуаля.
Сам Денис тоже верит, что «даже зайца можно научить курить», поэтому надеется к премьере выучить самый длинный в пьесе монолог и наконец-то дождаться от режиссёра фразы «эти артисты» вместо «эти артисты и Кугай».
Денис также рассчитывает, что с того момента, как он освоится в этом монологе, ему можно будет переводить стрелки на режиссёра: «Я не знаю, что вам не понравилось в нашем спектакле, все вопросы к Печенежскому – он так видит!».
Но добавил: «Мне было комфортно работать с этим конкретно парнем».
Слово «комфортно» на пресс-конференции было произнесено трижды, хотя артисты и режиссёр спектакля каждый раз сами его пугались, на всякий случай объясняя, что это «в хорошем смысле». «Комфортно»: режиссёру – в псковском театре, зрителям, как ожидается, – в зале, а артистам – на репетициях.
Камиль Иблеев сказал, что на репетиционной площадке «царит классная творческая атмосфера» и что «только в такой атмосфере и можно создать что-то интересное». А его коллега Алексей Пучков напомнил, чему их учит худрук Псковского театра драмы. Согласно доктрине Александра Кладько, атмосфера репетиций потом обязательно переносится на сцену.
Кстати, зритель что-то такое уже заподозрил. На XXIV Пушкинском фестивале только у псковского драмтеатра запланировано два показа одного и того же спектакля – «Пиковой дамы»: 4 и 6 февраля. Все билеты на эти даты, представьте, уже распроданы.