В Центре Грабаря назначили «Время решений» по мелётовским фрескам

30 марта в Выставочном зале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря откроется выставка «Мелётово. Время решений». Как сообщили «Московскому комсомольцу в Пскове» её организаторы, выставка воссоздаст пространство церкви Успения Богородицы в селе Мелётово под Псковом, который специалисты считают эталонным памятником псковской архитектуры и живописи эпохи ее расцвета в XV веке.

В центре экспозиции — впервые представленные широкому зрителю копии-реконструкции мелётовских росписей, выполненные художником-реставратором Центра имени Грабаря Адольфом Николаевичем Овчинниковым. В 1960-е годы эти копии, исполненные в натуральную величину, привлекли внимание Министерства культуры и послужили стимулом для выделения финансирования на первую научную реставрацию памятника в Мелётове. Их дополняют фотографии и архивные материалы.

Мультимедийное сопровождение познакомит посетителей выставки с православным храмом как культурным феноменом, его основными частями и особенностями иконографии.

В рамках выставки пройдет круглый стол, посвященный проблемам комплексной реставрации и сохранения архитектуры и монументальной живописи церкви XV века Успения Богородицы в Мелётово, которая имеет статус памятника федерального значения.

В выставке примут участие Псковский музей-заповедник, Институт истории материальной культуры (Санкт-Петербург), Государственный Русский музей, Межобластное научно-реставрационное художественное управление (МНРХУ) и Союз реставраторов России.

Напомним, церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Мелётове, расположенном в 57 км от Пскова, на старой дороге в Новгород и Москву, построена в 1461-62 гг. Заказчиками строительства были псковские посадники, имевшие в то время немалый политический вес. Их имена сохранились на портале притвора церкви и в барабане четверика — Иоанн Путков, Яков Кротов и Зиновий Михайлович. В 1465 году церковь была расписана. И хотя авторы росписи неизвестны, исследователи убеждены, что это была профессиональная артель псковичей — Владимир Сарабьянов считал мелётовские росписи наивысшим расцветом псковской школы живописи.  

Иконографическая программа стенописи уникальна — у ряда сюжетов нет аналогов ни в русской, ни в византийской живописи. Некоторые из них иллюстрируют редкие литературные источники. Вероятно, выбор сюжетов был обусловлен духовными исканиями псковичей того времени, а также историческими событиями, например: ожиданием конца света, который предрекали в 1492 году, борьбой с ересями или мирным договором с Ливонским орденом.

Среди наиболее оригинальных композиций — «Легенда об Анте скоморохе», которая не встречается больше нигде в древнерусской живописи. Скоморох хулил Богородицу, за что был наказан ею отсечением рук и ног.

Другая роспись, не имеющая аналогов, — «Христос несет благоразумного разбойника в рай».

Нетипично для древнерусских храмов и изображение единорога, которое сопровождается надписью о приближении конца времен.

Выдающийся советский искусствовед Виктор Никитич Лазарев писал о фресках Успенской церкви: «В них удивительным образом удержались свободные живописные традиции XIV века, в частности, традиции Феофана Грека, которых придерживался один из работавших здесь мастеров. Псковичи вообще тяготели к неканоничной манере письма, со смелыми асимметрическими сдвигами, с пронзительно резкими высветлениями и бликами. <…> Что отличает мелётовскую роспись от современных им византийских, южнославянских и новгородских фресок — это отсутствие академической вылощенности и совсем особая, размашистая манера письма, в свободе и эскизности которой есть свое большое очарование. Так, псковичи сумели сохранить и во второй половине XV века ту большую живописную традицию, которая в новгородских росписях XV века оказалась уже утраченной, уступив место иконописным приемам».

К XVII веку мелётовская стенопись была уже сильно повреждена. В 1790 году в церкви был устроен иконостас, а древняя роспись забелена.

В 1913 году рядом с Успенской церковью возвели новый храм, посвященный Живоначальной Троице, и старая церковь оказалась заброшена.

В середине 1950-х годов начались исследовательские, проектные и реставрационные работы, касающиеся архитектуры церкви. В 1961 году молодой реставратор Центра имени Грабаря Адольф Овчинников выполнил шесть копий мелётовских росписей, которые стали визуальным аргументом для начала реставрации монументальной живописи, завершившейся к 1968 году. Копии эти хранятся в Русском музее, две из них будут впервые представлены широкому зрителю на выставке. В 1980-е Овчинников провел в Мелётово еще восемь лет, выполнив копии-реконструкции всех сохранившихся фресок. Наиболее значимые из них станут основой экспозиции.

В сентябре 2016 года рабочей группой научно-методического совета по охране и реставрации недвижимых памятников культуры Министерства культуры РФ было зафиксировано остроаварийное состояние памятника федерального значения, требующее незамедлительного проведения противоаварийных реставрационных мероприятий.

В этом году на сохранение объекта культурного наследия «Церковь Успения в Мелетово с росписью, 1462 года» предусмотрены 8 миллионов рублей, которые были выделены по федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)». 4 миллиона будут направлены на проектирование противоаварийных работ по сохранению архитектурной части памятника, ещё 4 миллиона - на разработку методики и проведение противоаварийных и консервационных работ сохранения живописи храма.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру