Олег Сирота посоветовал псковским фермерам «заставить губернатора заниматься сельским хозяйством»

В Пскове задержали «бородатого мужика с бактериями в кармане», который такого про себя и своего подмосковного губернатора порассказал, что псковские сыроделы поняли, кто настоящий-то cирота

Произошло это на Международном этногастрономическом форуме «Вкус без границ», участники которого не только напробовались пармезанов ручной работы, но также поупражнялись в брендировании уникальных пищевых продуктов и создании гастрономических туристических маршрутов.

В Пскове задержали «бородатого мужика с бактериями в кармане», который такого про себя и своего подмосковного губернатора порассказал, что псковские сыроделы поняли, кто настоящий-то cирота

Гуляй, шальная

Причём один новый международный гастрономичееский маршрут они соорудили чуть ли не на глазах у изумлённой публики. Хотя та же самая изумлённая публика, едва только перевела дух, тут же начала костерить демиургов сего маршрута – за то, что они с ней не посоветовались.

Партнёрами псковичей по этому интернациональному проекту стали специалисты туриндустрии из самого богатого латвийского региона Видземе. Богатые-то они богатые, но в таких делах предпочитают экономить, а именно действовать посредством «сетей», но не виртуальных, а например, такой, как Российский союз туриндустрии, а кроме того, использовать возможности программ приграничного сотрудничества.

Презентация международного туристического маршрута.

Такая кооперация породила идею отправиться по следам императриц Екатерин (Первой и Второй) и, по-видимому, построить на этом пути новые потёмкинские деревни. Императорский путь из Санкт-Петербурга в Ригу будет пролегать через Псковскую область. Уже намечены по меньшей мере два «опорных пункта» нового маршрута: Печоры и усадьба Римского-Корсакова.

По словам консультанта отдела внешнеэкономических связей администрации Псковской области Марии Булатовой, детальная проработка нового проекта будет завершена уже к концу лета. А пока известно только, что благодаря ему в Печорах и ещё в каком-нибудь населённом пункте (но не в Пскове) появятся новые рынки (два), а в региональном событийном календаре – новые ярмарки.

Вот тут-то аудитория этногастрономического форума и взвилась, заставив латвийского партнёра затравленного озираться. Причиной тому оказалось выбранное властями для нового печорского рынка место. Власти почему-то задумали организовать этот базар сувениров в стороне от главной туристической тропы, которой, конечно же, является дорогой к монастырю.

Матёрые печорские производители сувениров (в том числе гастрономических) начали объяснять, что давно уже оставили все попытки сбить туриста с этого магистрального пути. Мол, опытным путём установлено: турист не желает отклоняться с заданного маршрута даже на пятьдесят метров в сторону. А это значит, что новый рынок будет пустовать. «Почему вы с нами-то не посоветовались?» - возмущались печорские участники форума.

Мария Булатова объяснила, что печорские власти ещё как посоветовались – но не с «коробейниками», а с местными жителями, среди которых и был проведён соответствующий опрос. «Коробейники» ещё пуще разобиделись, заподозрив, что их ни во что не ставят и даже захотели унизить этим словом – «коробейники».

Напрасно представитель областной администрации уверяла их, что сама мечтает о тех временах, когда на псковские рынки вернутся коробейники, и советовала переадресовать возмущение другим инстанциям.

Страсти улеглись только после того, как организаторы «Вкуса без границ» пообещали собравшимся, что те смогут потом высказать всё что думают на интернет-площадке этногастрономического форума, и что их предложения и замечания обязательно будут обобщены и доведены до высших сфер.

Уроки НВП

С брендированием получилось гораздо лучше. Хотя в целом в этой сфере у псковичей всё в два раза хуже, чем, например, в Вологодской области. Вологодские бренды, рассказывала на форуме по скайпу руководитель Регионального центра поддержки предпринимательства Вологодской области Татьяна Крицкая, недавно сам Артемий Лебедев в своём блоге расхваливал.

Потому что каждый вологодский бренд поддержан региональной системой сертификации.

Допустим, право называть свой продукт «Вологодским маслом» пока заслужили всего семь тамошних предприятий. Остальных (недобросовестных) пользователей этого бренда (в том числе китайских и американских) вологжане выявляют и нещадно карают.

Более трёх тысяч наименований товаров снабжены логотипом «Настоящий вологодский продукт». И опять же под этим лейблом подразумевается всегдашняя готовность производителя пройти добровольную сертификацию и подтвердить качество своего товара.

В результате в Вологодской области выявлена новая разновидность патриотизма, а именно, потребительский. Нас уверяли, что вологжанин ни за что не купит, например, молоко без маркировки «НВП».

Вода дырочку найдёт

Желая вдохновить псковских производителей на подобные свершения, руководитель Центра поддержки экспорта Псковской области Светлана Ярлыковская рассказала, как полезно регистрировать товарные знаки.

Светлана Ярлыковская.

Например, недавно псковские производители питьевой воды зарегистрировали с помощью Центра поддержки экспорта товарный знак «Хельга» - чтоб выходить на мировые рынки. И почти сразу же узнали, что австрийский производитель уже торгует в Московской области питьевой воды с точно таким же названием, не позаботившись его вовремя запатентовать.

Бренды.

Незадачливые австрияки сами вышли на своих псковских конкурентов. Обнаружив, что их поезд ушёл, они сперва попытались схитрить и вежливо попросили просто выслать им бесплатное разрешение пользоваться псковским брендом.

Но эти «дремучие провинциалы» оказались не такими уж дремучими. И вот результат: теперь псковичи будут расширять своё производство за австрийский счёт, а жители Подмосковья – попивать произведённую у нас «Хельгу». 

Кипреотизм

Самый впечатляющий региональный пример брендирования связан с развитием «Столбушинского продукта». Это история о том, как сделать кустарное производство визитной карточной региона.

Виталий Озеров.

По словам владельца товарного знака «Столбушинский продукт» Виталия Озерова, грамотный маркетинг мигом поставил столбушинские чаи в один ряд с самыми раскрученными брендами. Например, один турист, распробовав столбушинский черничный звар, недавно воскликнул: «Теперь я знаю секретный ингредиент «Кока-колы»!»

Всё бы хорошо, но президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров начал уговаривать Виталия Озерова сменить название «иван-чай» на «кипрей». Дескать, незачем россиянам покушаться на китайско-индийский бренд «чай», а то получится, как с «шампанским».

На форуме.

По его сведениям, «чаем» русский травяной напиток стали называть потому, что до революции недобросовестные продавцы разбодяживали им настоящий привозной чай. Мол, могут возникнуть нежелательные ассоциации.

 

На помощь производителям «Столбушинского продукта» неожиданно пришла «Матрёна Сидоровна» из народного театра «Балагуры» при гостиничном комплексе «Изборск». Она популярно объяснила высокому гостю, что псковский «иван-чай» испокон веков назывался чаем да таковым и останется. И что мы ещё этим китайцам покажем, у кого чай лучше.

Доказал же Олег Сирота, что можно делать «русский пармезан» ничуть не хуже, а может, и лучше настоящего!

За стеклом

А поскольку Олег Сирота пожаловал на псковский этногастрономический форум «Вкус без границ» собственной персоной, псковичи доподлинно выяснили, как ему это удалось.

 

Во-первых, выяснилось, что главный российский пармезанщик не случайно выбрал для своей сыроварни Подмосковье. Он знает, что «Москва съест всё» и что не продать москвичам что-то съедобное можно, только если отгонять их от прилавка.

Во-вторых, подмосковный губернатор, по словам Олега Сироты, «болен сельским хозяйством»: «А в России ведь как бывает? Если губернатор чем-то увлёкся – то всё, дело пошло! У нас там в прошлом году почти каждый второй фермер грант получил».

Когда Олег Сирота рассказывает эстонцам, как он платит за аренду 46 гектаров земли 8 тысяч рублей, они, по его словам, рыдают. Когда эстонские коллеги рассказывают ему, какие у них в стране существуют кредиты и дотации для фермеров, наступает его очередь ронять скупую мужскую слезу.

Учиться в России сыроделанию оказалось негде, профессионалов в сельском хозяйстве (например, зоотехников) приходится искать днём с огнём.

Зато Олегу Сироте удалось многократно сэкономить на технике: российские левши легко импортозаместили ему почти всё высокотехнологичное зарубежное оборудование. Ну только что аналог датской швабры, чтоб воду с пола в цеху разгонять, воспроизвести не смогли.

Зато датские туристы этой швабре теперь не нарадуются, когда приезжают поглазеть на технологию изготовления российского пармезана.

Ведь Олег Сирота создал не просто ферму, а гастрономическое «Шоу за стеклом» (когда замучился клясться покупателям, что не добавляет в свой сыр пальмовое масло и не переупаковывает себе в убыток итальянский продукт).

 

Правда, закваски для своих сыров он покупает на Западе. «Поэтому если услышите в новостях, что в аэропорту задержали бородатого мужика с бактериями в кармане, знайте, что это буду я, а никакой не террорист из запрещённой ИГИЛ».

Но самое главная проблема главного российского сыродела – это найти качественное молоко. Из-за молока он однажды даже подрался с конкурентами, «но их было больше», поэтому ему теперь приходится самому налаживать молочное производство.

Хоть кроликов дои. Ему даже иногда приходится торговать сыром за молоко по схеме «нефть в обмен на продовольствие». Интересно, что его соседи начали жаловаться, что он им своими коровами всю экологию испортил, ещё когда он только начал задумываться о приобретении собственного стада.

Секрет его успеха – в создании собственной системы сбыта продукции. С торговыми сетями он принципиально не связывается: «Потому что они акулы, а мы для них корм». Свой «канал сбыта» Олег Сирота, по его словам, зимой расчищает от снега трактором, а летом – укрепляет подсыпкой, а то к нему однажды по этому «каналу» приехали губернатор с полпредом – так чуть в грязи по дороге не утонули.

 

А губернатора главный сыродел, как уже было сказано, очень ценит. Он даже свой сыр назвал «губернаторским» - в честь того, кто «не мешает ему работать, хотя мог бы».

По словам Олега Сироты, все предварительные расчёты у нас в России надо умножать «на число пи», а бизнес-планы писать бесполезно: наш фермер живёт одним днём и никогда не знает, какие новые законы или геополитические интересы завтра повлияют на его конъюнктуру.

Вдобавок Олег Сирота мечтает поучиться у эстонцев кооперации. По его словам, русские люди почему-то очень плохо умеют договариваться между собой.

Как ни странно, его кормит не сыр, а йогурт (потому что быстро делается и дешёв в приготовлении). А ещё он учил псковских производителей пищевых продуктов стремиться к тому, чтобы торговать своим товаром дома: потому что это и местному потребителю в радость, если он вам доверяет, и туристу, который всегда ищет, что бы такого уникального из поездки привезти.

Своя твоя не понимай

Но как подтвердилось на гастрофоруме, псковским сельхозпроизводителям уникальной пищевой продукции, в том числе сыроделам, местные потребители с их мизерной покупательной способностью неинтересны. Поэтому, например, мраморной говядины или форели в Пскове не купить, хотя она в нашем регионе и производится.

Директор проекта «Всё своё» (не путать со «Своё») Наталья Папишина сказала, что даже она еле выпросила себе к новогоднему столу на псковской форелевой ферме несколько рыбёшек.

Пармезан, как у Олега Сироты, по 1000 рублей за килограмм, псковичам не по карману, они вынужденно предпочитают «сыр» из пальмового масла за 300 рублей. Неудивительно, что всё более или менее съедобное уплывает в Петербург.

Да разве напасёшься на псковичей настоящих экологически чистых продуктов, если всего 6 % владельцев личных подсобных хозяйств Псковской области способны продавать свой товар на стороне, а остальные едва в состоянии прокормить себя, в лучшем случае своих соседей и ближайших родственников. Псковские фермеры, как выяснилось, живут даже не одним днём, как подмосковные, а одним часом, «а точнее, выживают в экстремальных условиях», рассказывала директор проекта «Всё своё».

 

Чтобы изменить ситуацию, надо создавать фермерам условия, облегчить им доступ к земельным ресурсам и кредитам, помогать с электрификацией, ремонтировать им дороги, убеждала на форуме непонятно кого Наталья Папишина (ведь высокопоставленных чиновников в зале к тому времени уже не осталось).

- В общем, вам надо поймать своего губернатора и заставить его заниматься сельским хозяйством, - подсказал ей Олег Сирота.

В итоге псковские участники этногастрономического форума сказали, что их главное пожелание к организаторам таких мероприятий на будущее - провести круглый стол с представителями власти. Они считают, что им за таким столом будет гораздо вкуснее, даже если он не будет ломиться от «русского пармезана» и прочих деликатесов, как нынче.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру