Нескоро каска сказывается: в Псковском драмтеатре поставили продолжение «Золушки»

К 22 июня худрук Псковского театра драмы Александр Кладько поставил спектакль «не о войне», который оказался, действительно, не о войне

Например, я его посмотрела – как в детство вернулась: у меня случился почти такой же когнитивный диссонанс, как в «застойные семидесятые», а может, и позабористей. Увидела одно, а написала про другое. Сами полюбуйтесь.

К 22 июня худрук Псковского театра драмы Александр Кладько поставил спектакль «не о войне», который оказался, действительно, не о войне

Ведь я, как и исполнитель главной роли, актёр Алексей Пучков, выросла в деревне (во всяком случае, я там проводила почти все свои школьные каникулы), причём в то самое время, когда Герой Социалистического труда, кавалер чуть ли не всех орденов, какие в его время только были учреждены, а также лауреат всех тогдашних премий, а потом и премии Солженицына Евгений Носов писал своих «Усвятских шлемоносцев».

…Шёл 11-й год правления «дорогого Леонида Ильича». Так что страна уже «успела навихлять плечо щедрой тяжестью», но не разнотравья, как у Носова¸ а разновранья. Мы тогда строили светлое будущее (это почти то же самое, что «вставать с колен», только не с «русским миром», а – бери шире! - с «пролетариями всех стран объдиняйтесь»). И уже вот-вот должны были построить. Но спрятанную на кухне в буфете ещё с весны банку сгущёнки есть было нельзя: это мама по блату достала, чтобы на Новый год крем для торта сделать.

Сцена из спектакля. Фото Андрея Кокшарова.

Я к тому, что повесть Евгения Носова, по которой Александр Кладько создал свой новый спектакль (или не совсем новый, а ремейк своего же спектакля, который он три года назад поставил в театре города Сарова), - махровейший соцреализм периода «развитого социализма», в котором мне, прости господи, довелось пожить.

Это было время, когда на уроках в школе я слушала, что негоже советским людям красить на Пасху яйца, а дома вместе с мамой припасала к апрелю луковую шелуху.

Сцена из спектакля. Фото Андрея Кокшарова.

По радио нам говорили про скорое и неминуемое торжество коммунизма, но попробовать настоящую копчёную колбасу можно было только в театральном буфете, где её раскладывали по бутербродам прозрачными ломтиками толщиной с бумагу для ксерокса (вот тогда-то я и пристрастилась к театру, а вы думали?).

Сцена из спектакля. Фото Андрея Кокшарова.

Ещё помню, как взрослые дяди и тёти - чуть только соберутся больше трёх, чтобы послушать пластинки Окуджавы и распить бутылочку вина, так сразу же начинают травить анекдоты про Брежнева, или как мужика заморозили, и потом он просыпается в 2017-м году, требует себе первым делом газету, а там написано: «Как заявил на 36-м съезде Коммунистической партии генеральный секретарь ЦК КПСС…» и «Небывалый урожай зерновых собрали нынче труженики Калифорнщины, хлеборобы Техасской ССР засыпали в закрома Родины…»

В общем, забавное было времечко. И Евгений Носов – сказочник его. Время, казалось бы, безвозвратно ушедшее. Но нет. Александр Кладько как истинный художник вдруг уловил своим профессиональным чутьём в подзабытой советской повести нечто актуальное. Разморозил нам Носова – а тут: «Как заявил во время «Прямой линии» президент Российской Федерации…»

На премьере. Фото Андрея Кокшарова.

В результате наша псковская премьера даже опередила премьеру песни на стихи Марии Захаровой на открытии ММКФ («Верните память, вернитесь сами. Я отмолю вас всех слезами. Земля и небо слились навечно, как это больно, бесчеловечно»). Песнь песней директора Департамента информации и печати МИД могла бы стать саундтреком к «Усвятским шлемоносцам». И все зрители вставали бы в финале чуть порезвей, чем 21 июня на первом показе.

Спектакль, как сказано в аннотации и было ещё раз подчёркнуто на пресс-конференции, не о войне. «Ихтамнет». Ну давайте разбираться о чём он.

Сцена из спектакля. Фото Андрея Кокшарова.

В пасторальной носовской повести описывается идиллическая деревня Усвяты. Где-то между «хохлами» и Москвой. Там живут переодетые в косоворотки и обутые в чешки на шерстяной носок «Кубанские казаки», правда, главный герой Касьян ещё только поднимается в горочку, с которой ему потом, неизвестно, доведётся ли спуститься в уготованной ему злым роком «защитной гимнастёрке».

Сцена из спектакля. Фото Андрея Кокшарова.

Живут эти самые Усвяты, горя не знают. А тут бац – война: «Нынче утром, стало быть, напали на нас… в четыре часа».

Ты пришла, меня нашла – я и растерялся.

Сцена из спектакля. Фото Андрея Кокшарова.

Растеряться есть отчего. Из потрясений усвятцы помнят только несколько пожаров да Первую Мировую. А и того не знали, что их «дедушко Селиван» в исполнении Владимира Свекольникова прячет в сундуке Георгиевский крест. Правда, у Марьи Федосеевны сын «в каком-то там Перемышля» служит, но это так, мелочи. А тут, на тебе, «война».

«Забытое слово «война». Прямо тютелька в тютельку до 22 июня 1941-го года «забытое».

Вообще-то мой дед Илья Иванович (родился и умер 22 июня) из почти таких же Усвят Псковской области был призван на фронт ещё в Финскую в 1939 году. А вернулся домой только в 1945-м – уже из Праги. С медалью «За отвагу».

Сцена из спектакля. Фото Андрея Кокшарова.

Про Финскую в повести Носова говорит «дедушко Селиван»: «Тади тоже  так  вот:  война,  война... А  воевать-то многим и не довелося. Так только - пожили в  лагерях, песен строем попели, похлебали казенного варева да и по домам восвояси».

Сцена из спектакля. Фото Андрея Кокшарова.

Может, оно и так. Как и все тогдашние фронтовики, мой дед не любил вспоминать эти вычеркнутые из его жизни годы, рассказывал только, как в 1941-м они с однополчанами пробивались к своим, оказавшись в глубоком вражеском тылу. Кое-как раздобыли гражданскую одежду, подобрали где-то выброшенные косы – да так и шли: если днём - то у каждого коса на плече – будто возвращаются с покоса наподобие «Усвятских шлемоносцев».

Сцена из спектакля. Фото Андрея Кокшарова.

В одном месте пришлось им проходить мимо деревни. Тамошние мальчишки заметили, что у незнакомых мужиков косы ржавые – и побежали докладывать немецкому коменданту. Дед говорил, что он и его товарищи тогда насилу ноги унесли.

…А «в лугах все так же сиял и звенел погожий полдень; недвижно дремали на той стороне коровы, с беспечным галдежом и визгом носились над Остомлeй касатки, доверчиво и открыто смотрели в чистое безмятежное небо белые кашки, туда-сюда метались по своим делам стрекозы, - все оставалось прежним, неизменным».

Это я «Усвятских шлемоносцев» читаю.

Сцена из спектакля. Фото Андрея Кокшарова.

Там ещё есть: «…на верхней ступеньке крыльца, уронив голову в серой коверкотовой,  закапанной  мазутом восьмиклинке, подпершись руками, сидел Прошка-председатeль, поверженно и отрешенно глядевший на свои пыльные, закочуренные сухостью сапоги». «Зелёнцовые его глаза волгло смаргивали».

Так и хочется продолжить: «Индо взопрели озимые. Рассупонилось солнышко, расталдыкнуло свои лучи по белу светушку. Понюхал старик Ромуальдыч…» Тьфу ты, Прошка-председатель «свою портянку и аж заколдобился».

Вернее, у Носова так: «Сумрачно тиская зубы, Прошка отвернулся, уставился куда-то прочь, в поле, плескавшееся блеклым незрелым колосом невдалеке за конторой. И было томительно это его отсутствующее глядение». «Прошка-председатель ходил сумной, неразговорчивый и больше  норовил завеяться с глаз долой».

Сцена из спектакля. Фото Андрея Кокшарова.

Вот вам смешно, а актёры Псковского драмтеатра четыре часа кряду по очереди читают этот носовский текст на придуманном им же самим суржике, и глазом не моргнут. Сидевший со мной в первом ряду Юрий Стрекаловский даже успел вздремнуть (хорошо, что не всхрапнуть).

Я, может, и простила б режиссёру эту громкую читку, если бы в ней был какой-нибудь 3D-эффект. Допустим, Александр Кладько захотел бы этим показать, что от ужасного слова «война» у главных и второстепенных героев повести произошло некое помутнение в мозгу и они стали всё делать, как в замедленном кино, проговаривая каждое своё движение, чтобы отдалить встречу с неизбежным кошмаром.

Сцена из спектакля. Фото Андрея Кокшарова.

Это я, например, про сцену, где Касьян смотрит, «как мать, засучив рукава под самые под мышки, обнажив иссохшие, сквозившие синевой руки, низко повязанная платком, тискала кулаками тесто, и ее острые, шишковатые локти ходко мелькали по обе стороны узкой, сутуло выпиравшей спины, обтянутой посконной землисто-серой кофтой».

Ну или пускай бы Касьяну-шлемоносцу (у него имя одного корня со словом «каска» - вот в чём секрет названия повести и спектакля) после получения повестки вдруг стало казаться, что вся его мирная жизнь и была сущим раем. Я бы почувствовала облегчение, если бы поняла, что эта усвятская идиллия оказалась его дрёмой перед утренней поверкой.

Сцена из спектакля. Фото Андрея Кокшарова.

Но нет. Если главный герой и забывается на сцене коротким сном, то лишь для того, чтобы обозначить перебивку перед следующей картиной.

А всего лучше было бы (это я вам как полный профан говорю) добавить в актёрскую игру иронии. Допустим на слова «зелёнцовые его глаза волгло смаргивали» или «подол ее выцветшего платья мелко подрагивал» - можно было б такого сыграть… Если умеючи, то это нисколько не помешало бы трагичности происходящего, а может, даже наоборот - усилило бы её. 

Но опять нет, актёры долдонят как по писаному, старательно дублируя жестами и мимикой авторский текст.

Сцена из спектакля. Фото Андрея Кокшарова.

Или порхают по сцене эдакими пастушками и пастушками из крепостного театра.

Им не помогло даже слово «жопа», которое Александр Кладько смело пририфмовал к подлинному носовскому тексту, почему-то не удовольствовавшись более чем прозрачным намёком автора, какой такой «добавок» приспособили пацаны под «забавное для них слово Европа» во время политинформации «приезжего Ивана Ивановича».  

Меня зацепил в этой сцене эпизод, в котором Прошка-председатель ругается на «отдельных любителей базарного радива». Я про это «радива» кое-что знаю.

Бабушка мне рассказывала, что до войны у них был один деревенский дурачок, а может, и не дурачок вовсе, которого звали «Говорит Москва». Это потому что он любил резать правду-матку - вскрывать, так сказать, общественные язвы.

Бывало, сидят бабы на скамейке, а он зайдёт за угол дома и давай обличать: «А Почуёвы вчера вечером сено за оврагом косили – на чужой делянке. А Балалаиха иголку Нюркиной корове скормила…»

Бабы спросят: «Кто это говорит?». А мужик им в ответ из своего укрытия: «Говорит Москва».

Сцена из спектакля. Фото Андрея Кокшарова.

Так он и ходил от дома к дому, пока в деревню не прислали нового человечка. То ли учителя, то ли какого секретаря в сельсовет – я не запомнила. Только этот назначенец после таких откровений из-за угла счёл себя оклеветанным представителем власти – и настучал на нашего деревенского дурачка куда следует.

Приехали из района чекисты – и сгинул «Говорит Москва». Правда, через какое-то время он в деревню вернулся, рассказывала бабушка, но уже присмиревший. И за углами больше никогда не прятался, про «говорит Москва» с тех пор помалкивал, никаких одиночных пикетов в деревне не устраивал.

Кстати, про скормленную корове иголку. У моей бабушки как-то пала корова. Натурально пала. Стояла себе в хлеву, жевала сено, вдруг как дёрнется - и кирдык. Ну сдохла и сдохла. Погоревали, стали деньги на новую копить. А когда скопили – попробуй ещё найди, у кого купить. Коровы почему-то были таким дефицитом, что мои дед с бабкой отыскали лишнюю только у кого-то в хозяйстве на далёком острове имени Залита. Пока везли её оттуда на лодке, перенервничали, что она испугается и вывалится. Но ничего, корова оказалась дрессированная: к водным процедурам приученная.

А через сколько-то лет соседка моей бабки перед смертью вдруг созналась, что это она её бывшей корове иголку вместе с сеном скормила. Из зависти.

Сцена из спектакля. Фото Андрея Кокшарова.

Как-то так. Это в «Усвятских шлемоносцах» тишь, гладь, да божья благодать. Если б не война, они б там так все и жили душа в душу, не зная, куда излишки от своих трудов праведных девать.

В спектакле, безусловно, есть очень красивые сцены. Например, когда пастухи перевоплощаются в лошадей. Старый сивый Кречет, он же тень отца Касьяна, в исполнении Сергея Попкова, однозначно, хорош.

Но внезапные перевоплощения удаются артистам не всегда. Допустим, когда они изображают Касьяновых сыновей - Митюньку и Сергунка – на это бывает неловко смотреть. В старых советских фильмах так озвучивали детей – приторными старушечьими голосами, пока на российское телевидение не пришёл «Уолт Дисней» и не ввёл свои стандарты (отобранные для озвучки первого сезона «Утиных историй» школьники, помню, пропустили ради этого целый год учёбы).

В общем, мне не показалось, что задумка с детьми режиссёру удалась.

Сцена из спектакля. Фото Андрея Кокшарова.

Но в чём он точно не ошибся – так это в подборе актёров на главные роли. 36-летнего Касьяна (для деревенского мужика преклонный возраст, когда у него не только сапоги «закочуриваются сухостью») играет 23-летний Алексей Пучков. Его беременную третьим ребёнком Натаху – 22-летняя Ангелина Аладова. И КАК играют.

Я опять не могу не восхититься, насколько Александр Кладько снайперски точно улавливает тренды. Ведь вся весна и начало лета прошли в России в радостном узнавании молодых, которые вдруг громко завили о себе. Оказались лучше. Мудрее.

Сцена из спектакля. Фото Андрея Кокшарова.

Вот и Аладова с Пучковым лучше и мудрее. Самого спектакля.

И третий в этом дуэте не лишний. Я про Галину Шукшанову в роли Касьяновой матери бабки Ефросиньи. Я эту артистку видела в главной роли в эскизе спектакля «Демоны» на «Драмдесанте» и с тех пор не могу забыть, какого она там отмочила Нинца.

Сцена из спектакля. Фото Андрея Кокшарова.

Галина Шукшанова и на этот раз играла, как дышала. Мне было больно в одной из сцен смотреть, как Алексей Пучков не по-настоящему обнимает её, свою такую настоящую в этот момент старенькую маму. Поубивала бы, честное слово.

Хотя. Мне страшно понравилось, как у Ангелины Аладовой с Алексеем Пучковым, у этих Золушки с Принцем из новогодних представлений, всё сложилось. Я примерно так себе и представляла продолжение той сказки про любовь.

Сцена из спектакля. Фото Андрея Кокшарова.

Подхожу к главному. В спектакле «Усвятские шлемоносцы» есть одна сцена, ради которой стоило перетерпеть четыре часа ёрзанья на стуле в зрительном зале. Это когда Касьян возвращается домой заполночь пьяненький и напрасно зовёт свою Натаху подальше от свекровкиных глаз и ушей «в сарайку».

Я чуть не всхлипнула, но рядом затаив дыхание сидел «фезрук Петров».

Сцена из спектакля. Фото Андрея Кокшарова.

А потом на сцену вышли женщины в ночных рубашках и всё испортили. Женщины были красивые, не поспоришь, особенно моя самая любимая до Ангелины Аладовой актриса Ксения Хромова, но из-за этих «плясок», как Геля их назвала на пресс-конференции, магия рассеялась вместе с искусственным туманом, который для пущего эффекта напустили из-за кулис.

Сцена из спектакля. Фото Андрея Кокшарова.

Вот, собственно и всё.

Ну нету у меня для вас рецензии. Я рецензий сроду не писала, вы ж знаете (ушла за Касьяновой каской, пока читатели не начали бить по голове).

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру