Это посильнее «Фауста» Гоголя: как псковский «Ахтеатр» свадьбу играл

Спектакль «Ахтеатра» «Женитьба» бьет рекорды по кассовым сборам! Непреодолимо хотелось начать эту рецензию именно так, но речь пойдёт про студенческий театр, который даёт бесплатные представления

А зря. Спектакль открытого студенческого театра «Ахтеатр» по пьесе Н. В. Гоголя «Женитьба» (режиссер – Татьяна Комиссаровская) мог бы сделать Псковскому государственному университету кассу. Ведь два первых показа прошли при полном аншлаге. А третий будет 12 июня, и его наверняка снова ждёт оглушительный успех.

Спектакль «Ахтеатра» «Женитьба» бьет рекорды по кассовым сборам! Непреодолимо хотелось начать эту рецензию именно так, но речь пойдёт про студенческий театр, который даёт бесплатные представления

«Я женю тебя так, что и не услышишь»

В центре сцены святыня холостяцкой квартиры Подколесина – ложе хозяина, известного своими «подвигами» («лежит, как бревно»).

Но ночью балом правит известно кто. Темнота. Черные занавески. Пугающий красный свет. Зловещий смех. Над спящим Подколесиным склоняется он (кто он: Кочкарев или Мефистофель?).

В таком антураже безобидная фраза Кочкарева «я женю тебя так, что и не услышишь» указывает, что в дельце, вынесенное в заглавие пьесы, вмешались какие-то неведомые силы.

Добавляем сюда визгливое мяуканье кота и начинаем припоминать, что Гоголь – автор не только «Ревизора» и «Женитьбы», но и мистических «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Видимо, этот Кочкарев (его играет Максим Бартулев) хлопочет о женитьбе друга не из суетливости характера и даже не назло (сам-то уже успел пожалеть о своей свадьбе).

Кажется, что нам забыли показать пролог – тот самый «Пролог на небе» из «Фауста».

«Совместное с Гоголем произведение» к пятилетию «Ахтеатра»

Впрочем, дальше всё идёт строго по Гоголю. Если уж из песни слова не выкинуть, то попробуй из классики!

Сцена из спектакля. Фото Игоря Ефименко.

Тем более, что классика вечна, а псковский зритель благодаря Псковскому театру драмы уже успел соскучиться по традиционным постановкам.

Однако «Женитьба» – социальная комедия о быте и нравах современного Гоголю общества, а за два минувших века, кажется, многое изменилось. Но «Ахтеатр» нашел магическую формулу преображения старинной пьесы.

Этому помогли нетривиальный взгляд профессионального режиссера, руководителя театра «Ахтеатр» Татьяны Комиссаровской на классический текст и беззаветная игра юных актеров.

Если Гоголь работал над «Женитьбой» на протяжении девяти лет, то «совместное с Гоголем произведение» (по выражению режиссера) создавалось всего за два месяца бессчетных трудоемких репетиций, чтобы успеть к пятилетней годовщине театра.

В итоге для «Ахтеатра» этот спектакль стал работой нового уровня. «Женитьба» не похожа на предыдущие постановки: сменились исполнители главных ролей, увеличилась длительность спектакля (около двух часов) и количество образов.

Над декорациями и костюмами участники спектакля трудились вместе с дизайнерами и декораторами тоже чуть ли не до самой премьеры.

        «Главное, чтобы костюмчик сидел»

В итоге не только костюмы, но и роли пьесы идеально «сели» на каждого актера, как платьице на очаровательную Агафью Тихоновну (Надежда Стародумова).

Образы героев этого спектакля скроены так же мастерски, как не знающий сноса фрак Жевакина, и отутюжены до блеска, как на свадьбу. Продуманные до мелочей детали реквизита и костюмов, пикантные жесты и выразительные интонации преобразуют серых, посредственных и нелепых участников пьесы в сочные комические персонажи.

Сцена из спектакля. Фото Игоря Ефименко.

Вот вечно жующий (то с булкой в руке, то с бананом, а на предпоказе – с хрустящим огурцом) и неизменно с набитым ртом, всегда готовый к услугам барина Степан (Денис Садков).

А вот всем известная певчая птица, сваха Фекла Ивановна (Дарья Плотникова). Эта эксцентричная женщина для пущего эффекта нацепила на себя чрезвычайно дерзкие детали туалета. Она эпатирует публику красными чулками, которые мелькают из-под нарядного щедро вышитого платья, невероятным количеством бус и колец, а также шляпой с зеленым бантом.

Сцена из спектакля. Фото Игоря Ефименко.

А чем интересна невеста на выданье? Комната Подколесина с валяющимся посреди неё сапогом, рассыпанным на столе табаком, конечно, не сравнится в убранстве с купеческим домом, где юная девушка лелеет мечты о замужестве. Летящий тюль, атласные банты, обои в цветочек (с декорациями спектаклю помогали Владимир Хряпин и кафедра дизайна ПсковГУ) создают атмосферу чарующей пошлости, которая так к лицу прелестной Агафье Тихоновне.

Первая сцена – гадание. За столом восседает гордая купчиха Арина Пантелеймоновна (Дарья Вахитова) и тонкими пальцами тянет из колоды карты.

Сцена из спектакля. Фото Игоря Ефименко.

Тетка прочит юной деве купца да слезы, а Агафье выпадает любовное послание и трефовый король (безусловно, дворянин). За сценой наблюдает молчаливая, но участливая Дуняшка (Виктория Белка).

«Пить не любит, но пьет», или Гармония абсурда

Осталось посмотреть, кого же подыскала невесте Фекла Ивановна. К сожалению, согласимся с Кочкаревым: «Все они дрянь!».

Казалось бы, мы уже читали у Гоголя и об ограниченном служаке, любителе «розанчиков этаких» Жевакине (Олег Григорьев), и о деловитом, коренастом Яичнице (Илья Тихонов), который и на дуру согласен, главное, чтобы дом был, и об Анучкине (Ярослав Федоров) с букетом из одуванчиков и подкосившимися от страха перед Яичницей худенькими ножками.

Но монолог Жевакина, по-новому зазвучавший у Олега Григорьева, внезапно вызывает жалость к этому «жиденькому народу», который мы высокомерно презирали, заливаясь смехом.

Сцена из спектакля. Фото из "ВКонтакте".

А может, мы бы не смеялись так и не поверили бы актерам, если бы не зеленые пуговицы на штанинах брюк Кочкарева, не огромный голубой бант Подколесина, не красные чулочки Феклы Ивановны, не блеянье Анучкина, не короткие штанишки Яичницы, не утиная походка Жевакина? Если бы не гармония абсурда, которую создаёт этими деталями художник по костюмам Елена Сазонова.

«Такая страсть – так просто и кипит!»

История Гоголя об одном из видов коммерческих сделок 19 века – женитьбе – становится в постановке «Ахтеатра» настоящей и искренней, раскрывая драму двух влюбленных. Насмешка над пустым разговором тет-а-тет Подколесина и Агафьи Тихоновны заменяется проникновенным сочувствием к зарождающейся любви.

Главные персонажи становятся необычайно милы в стеснении и чувстве неловкости, в словах невпопад, в разговоре ни о чем. И итог, который подводится на четвереньках (а Подколесин был безжалостно заброшен в гущу страстей бдящим другом), заставляет зрителя растаять перед чистыми, наивными сердцами влюбленных.

Сцена из спектакля. Фото Игоря Ефименко.

Жалкий Подколесин (Александр Хохрин), «сатира на человека», вызывает умиление и жалость к своей нерешительности. Ну ведь вот так же полюбили у нас Обломова за его русскую душу.

Сцена из спектакля. Фото Игоря Ефименко.

У Гоголя в тексте нет и намека на глубину характера Подколесина, а у Александра Хохрина есть. И так устроена мятущаяся душа этого персонажа, что встать с дивана его не заставит ни предприимчивый друг (как ни изощряйся он в оскорблениях и уговорах), ни готовая отважно любить прелестная девушка, ни черт. Ведь женитьба – это тебе не «эй, Степан, подай сапоги!».

Сцена из спектакля. Фото Игоря Ефименко.

«Не житье на Руси людям прекрасным. Одни только свиньи там живущи» (Н. В. Гоголь)

Проникнувшись этой драмой, ты уже не хочешь никого винить в таком исходе. Думается, что причиной несостоявшегося счастья является несуразность самой действительности. Но слезы все же единственного в своей чистоте, искренности и наивности положительного героя, Агафьи Тихоновны, заставляют вернуться в гоголевский мир, превращенный людьми в мир порока и глупости.

На поклонах. Фото из "ВКонтакте".

И если сначала Агафья Тихоновна плачет из-за малодушия Подколесина и расстроившейся свадьбы на фоне ликующего народа, то потом, в окружении парада свиней (всех персонажей комедии), её юная душа плачет о том, что вряд ли сможет пронести свой свет сквозь людской мрак и грязь, в которой копошатся эти бесноватые свиньи.

Коллаж из "ВКонтакте".

Елизавета Славятинская.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру