Что думают псковичи о скандале вокруг фильма «Зулейха открывает глаза»

Российский сериал «Зулейха открывает глаза» установил несколько рекордов в телеэфире. В частности, за первую неделю показа средняя доля совершеннолетней аудитории первых пяти эпизодов составила 21,1% при рекордном среднем рейтинге в 7,4%. Это делает «Зулейху» самым рейтинговым среди всех сериалов сезона с сентября 2019 года по апрель 2020-го.

Не исключено, что интерес аудитории подогревался тем, что сразу после премьеры сериала в обществе разразился шумный скандал. На создателей проекта обрушился шквал критики. Авторов обвинили в русофобии, пропаганде антисоветской идеологии и неправдоподобном изображении татарского народа, а Чулпан Хаматова, сыгравшая Зулейху, стала получать угрозы.

Что думают псковичи о скандале вокруг фильма «Зулейха открывает глаза»
Кадр из телесериала, вызвавшего неоднозначную оценку

«МК в Пскове» выяснил, что думают о сериале и его первоисточнике - одноименном романе Гузель Яхиной - псковичи: представители татарского народа, члены компартии и творческая интеллигенция. Разговор получился неожиданным: речь пошла и о национальном вопросе, и о коронавирусе, и о жанре волшебной сказки, и даже о 150-летии со дня рождения Ленина.

Подменили

Фото с одного из татарских форумов в соцсетях

Напомним, действие романа и сериала разворачивается в 1930 году. В центре сюжета — судьба молодой татарской женщины Зулейхи Валиевой, которая живет со строгим мужем и суровой свекровью, полная рабского труда и постоянных издевательств. Новая власть во главе с коммунистом Иваном Игнатовым убивают ее мужа, а беременную Зулейху вместе с другими «врагами народа» - раскулаченными и политическими - везут в Сибирь, где на пустом берегу Ангары те, кто смог выжить, строят «социалистический поселок» Семрук. Главным для героини в новой жизни становится сын Юзуф и материнская самоотверженная любовь к нему. Со временем Зулейха полюбила Игнатова, который в конце концов помогает ее сыну сбежать из поселка на волю.

Спустя пару дней после премьеры свое недоумение и протест по поводу некоторых моментов нового сериала выразил муфтий духовного собрания мусульман России Альбир Крганов в официальных письмах. Его возмутила интимная киносцена, происходящая в здании мечети, а также то, что в качестве имен ссыльных в сцене переклички прозвучали не только имена известных татарских богословов, но и нынешних лидеров российской мусульманской общины. Появились и высказывания о том, что сериал оскорбляет чувства верующих.

Фильм задел не только представителей татарского народа, облеченных властью, но, как выясняется, и простых людей. Стоило нам задать вопрос о сериале одному из жителей Пскова, татарину по национальности, как сразу услышали: «Сериал лживый».

Объясняя свою позицию, он сказал: «Настоящая Зулейха - праведная татарская женщина. Терпеливая, стойкая, добрая» и посоветовал посмотреть фильм «Зулейха» 2005 года выпуска. Смотрим на кинофорумах: действительно, фильм такой был - и сюжет его очень походит на тот, что изложен в романе Гузель Яхиной. В нем рассказывается о трагической судьбе простой татарской женщины-мусульманки, претерпевшей в своей жизни все муки ада, лишившейся всего, кроме убеждений. Потеряв мужа и детей, Зулейха оказалась на грани безумия, была насильственно выдана замуж за русского человека, но не сломалась. По словам нашего собеседника, именно в этом фильме отражена истинная история татарского народа, несправедливость и угнетение, которые он испытал.

«Это фильм о настоящей татарской девушке, полной добродетелей, о насильном крещении и убийствах мирного населения», - объясняет пскович. Новый сериал, с его точки зрения, - пропаганда, не более.

Чулпан Хаматова, исполняющая новую Зулейху, так же, как и ее героиня, не вызывает у нашего собеседника симпатии. «Суть не в роли. Ее просто использовали. Понимаете, как промокашку, - говорит он. - Ее не уважают, так как она искажает образ Зулейхи и участвует в обмане. Это подмена».

Ленина жалко...

Возмутились фильмом не только татары, но и российские коммунисты. Причем настолько возмутились, что даже потребовали остановить показ сериала по телеканалу «Россия». Председатель ЦК партии Максим Сурайкин сообщил о готовности соответствующего юридического документа, который будет передан на телеканал. Партийцы восприняли сериал как антисоветчину, очернительный пасквиль на сталинское время и плевок в лицо российскому народу.

«Зулейху» не надо запрещать, - уверен член ЦК КПРФ, первый секретарь Псковского обкома КПРФ Петр Алексеенко. По его мнению, все имеет место быть, и если не нравится - можно не смотреть, просто выключить телевизор. «Народ сам разберется», - думает Петр Васильевич.

Он сообщил, что согласно оценкам сериала, которые прозвучали на Всесоюзном партийном совещании, посвященном 150-летию со дня рождения Ленина, «Зулейха открывает глаза» - свидетельство того, что «русофобия продолжает свою истерию, используя все самые грязные методы, чтобы опорочить советский период истории нашего государства».

«Конечно, я понимаю, там любовная тема идет, но ее можно взять на другом фоне, - считает Петр Алексеенко. - Не все так было страшно, как там представляется. Геннадий Андреевич Зюганов отмечает, что за 20 лет из раздробленной страны Ленин и Сталин сумели собрать сильное государство, которое выиграло Великую Отечественную войну. Есть же и хорошие моменты в нашей истории. Поэтому, конечно, стыдно за такие фильмы, за наше искусство».

Петр Алексеенко посмотрел сериал «немного» - на большее его не хватило: он считает, что новая картина - явный заказ. «Фильм же не взялся из ниоткуда: кто-то финансировал его, деньги давал, - поясняет он свое мнение. - Сценарий - ладно, он создан по книге, автор имеет право описывать свои чувства».

Он понимает, что судьбы людей в 30-е годы были трудными. «У меня у самого дед был репрессирован, - признается он. - Мать с ним уезжала в Сибирь, два года они жили там, потом вернулись, дед воевал, защищал родину, без всяких обид».

Время - лучший судья, уверен Петр Алексеенко. «Сначала о Ленине ничего не говорили, замалчивали, но сейчас, как показывают опросы, более половины населения поддерживает его идеи. 22 апреля мы отмечаем 150 лет со дня его рождения, мы его помним и знаем, тем более молодежь. Народ разберется, история все поставит на свои места».

Чем бы дитя не тешилось...

Комментируя претензии коммунистов к сериалу, режиссер «Зулейхи» Егор Анашкин заметил в беседе с корреспондентом iReactor: «С одной стороны, они пытаются отрицать очевидные факты о том, что в СССР существовали репрессии. С другой стороны, они ведут себя глупо, потому что, видимо, не читали книгу и, конечно, не смотрели до конца кино». По его словам, этот сериал несет в себе мысль о любви и прощении - не более того.

На защиту товарищей по цеху встала и исполнительница одной из женских ролей в сериале Юлия Пересильд, которая во время прямого эфира в аккаунте в «Инстаграме» ответила одному из подписчиков: «Гузель писала это произведение, думая о Чулпан. Понимаете, в чем прелесть нашей картины. Автор доволен тем, что получилось. Это величайшая редкость! Сейчас у всех свои причины, почему им не нравится фильм. Но, самое главное, мне кажется, что его приняла Гузель, автор. Вот и все».

Свое видение ситуации есть и у актёра, режиссёра и кинопродюсера Дмитрия Месхиева. «Я считаю, что сейчас такие вещи, как скандалы вокруг средней руки сериала даже на пользу людям. Потому что все дома сидят, - сказал он в разговоре с нашим журналистом. - Честно говоря, все это яйца выеденного не стоит. Ни с точки зрения коммунистов, как мне кажется, ни с точки зрения национальных диаспор».

«Я не берусь оценивать творческие достижения этого фильма, - заметил Дмитрий Дмитриевич. - Это очередной сериал нашего федерального канала. Это не выдающееся произведение искусства, которое войдет в анналы мирового кино. Я толком и не видел его».

Людям попросту нечем заняться, им нужны какие-то новости и темы помимо карантина и вируса - вот они и ищут поводы для скандалов там, где их на самом деле нет. Как пошутил Дмитрий Месхиев, «если людям сейчас это помогает - пусть развлекаются!».

Правда выжившего

Так почему же все-таки сериал «Зулейха открывает глаза» вызвал такой громкий резонанс в российском обществе? Что это - оскорбление национального самосознания, поклеп на советскую действительность, скука, реклама, преувеличение масштаба события или нечто большее? По мнению профессора кафедры литературы ПсковГУ, доктора филологических наук Илоны Мотеюнайте, скандал вокруг романа и сериала в реальности имеет очень глубокие идеологические корни.

Прежде всего, надо понять: общество на данном историческом этапе хочет говорить на те темы, которые раньше в большинстве своем умалчивались. Это, по словам профессора, подтверждается хотя бы тем, что три года подряд лауреатами «Большой книги» - престижной российской литературной премии - становились романы, в которых описываются лагеря (2014 год: «Обитель» Захара Прилепина, 2015 год: «Зулейха открывает глаза» Гузель Яхиной, 2016 год: «Авиатор» Евгения Водолазкина).

«Это явная тенденция, - говорит Илона Мотеюнайте. - Она исторически понятна: фактически после Шаламова и Солженицына на эту тему молчали... Если бы в нашем обществе была внятная политика памяти, культура памяти, возможно, мы бы сейчас не обсуждали данный вопрос. Сон разума рождает чудовищ - здесь происходит абсолютно то же самое. Людям не на что опереться. Вместе с тем им нужна справедливость».

Если в Германии четко определили антигуманность фашизма, то в нашей стране так и не смогли прийти к единому мнению и оценить репрессии как исторический факт. «Между тем, - продолжает Илона, - выросло поколение с очень мощным культурным разрывом. Наши дети не понимают нашей тревоги по поводу обсуждения истории. Им не предоставлено никакой внятной картины прошлого в общественно-культурном пространстве. Но они понимают, что что-то было, потому что очень напряженно реагируют родители. Им любопытно, но они через себя это не могут пропустить. Это не их история».

Как считает доктор филологии, такая позиция молодежи нормальна: прошлое должно оставаться прошлым. «Надо хоронить мертвецов, а мы до сих пор этого не сделали, - объясняет наша собеседница. - Поэтому и происходят все эти скандалы. Если бы была внятная картина, принятая обществом, и трагические события прошлого получили оценку, никаких скандалов не было бы».

С точки зрения Илоны Мотеюнайте, роман Гузель Яхиной написан очень талантливо, если судить с позиций творческих, литературных. Она использует весь арсенал доступных художественных средств и жанровых модификаций: в тексте мы находим мастерски вписанные мотивы волшебной сказки, производственного романа (в лучшем его соцреалистическом изводе), робинзонады, романа воспитания, даже массового любовного романа.

В результате вся эта история вырастает в миф, рассказывающий о том, как забитая женщина архаичного мира становится современным человеком и вписывается в модерное общество, главная ценность которого - свобода личности. При этом обнуляется все, что было прежде: новая жизнь появляется на пустом месте, из ничего, точнее, из желания начать все с нуля. Ведь жизнь должна иметь продолжение.

История репрессий в такой трактовке выглядит, по мнению Илоны Монтеюнайте, кощунством. «Я считаю, что «правда выжившего» - это очень опасно, - объясняет она. - Да, были те, кто выживал, но это никому не прошло даром».

В этом смысле роман и сериал можно противопоставить фильму Кантемира Балагова «Дылда». «Режиссер смог посмотреть на прошлое с исторической дистанции, выбрав путь, противоположный Яхиной, и показали, что здоровых - нет, - говорит профессор. - Да, они выжили, и по тому, какими их сделала война, понятно, что происходит в обществе по сей день: искореженность женственности и материнства, психики, смещенность представления о нормальном - все это оттуда».

На взгляд Илоны, автор «Зулейхи» пошла самым простым путем - показала сказку о том, что жестокость можно пережить, и дальше будет новая жизнь, светлая и прекрасная. «Но не пришло время это превращать в сказку, - настаивает доктор филологии. - Еще живы те, кто что-то помнит».

***

Что же пережила наша страна в 30-40-е годы? Где та тонкая грань, когда воля государства превращается в произвол? Что такое свобода личности? Как изменились мы и страна за последние 30 лет? Какова роль художника в современном обществе и какой знак надо поставить между «творчеством» и «правдой» - равно, меньше, больше или приблизительно?

Видимо, давно мы не задавали себе эти вопросы, коли обычный телесериал спровоцировал такой взрыв эмоций, обвинений и критики. Похоже, самоизоляция явила наконец-то нашему обществу все проблемы, ранее стыдливо прикрытые фиговыми листами, - политические, экономические, социальные. Пришла пора и для идеологических вопросов. Что-то будет дальше - с Родиной и с нами? К слову, Юрий Шевчук - татарин по матери.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру