Наталья Бочкарь уже 11 лет работает в Псковском академическом театре заведующей костюмерной спектаклей, которых больше нет в текущем репертуаре. Сама она родом из Латвии, а служба в театре никогда не входила в её планы. В беседе с корреспондентом «МК в Пскове» она рассказала, что устраивалась на должность костюмера лишь на полгода.
«Тогдашний директор театра попросила меня разобрать костюмерный цех. Она ездила в театры других городов и стран, а у них все "спектакли" [так специалисты называют подборку костюмов для определенного представления - прим. ред.] висят отдельно. В отличие от них, в нашем театре всё было перемешано, – вспоминает она. – Сначала я совсем не знала, что и как делать, была масса вопросов. Позже у меня появился ответ: нужно, чтобы было аккуратно. Но как это сделать, мне никто тогда не мог подсказать».
Костюмер сначала пошла по «неправильному» пути – развешивала одежду неактивного репертуара по категориям: юбки, блузки, платья. Но позже поняла, как привести комнату в порядок.
«После того, как мне пришлось только один номер костюма искать 40 минут в документе, я поняла, что не могу свести бухгалтерию. И начала потихоньку вытаскивать из всей кучи костюмы тех представлений, которые уже не идут. В бухгалтерии дают распечатки эскизов одежды, по которым костюмер "собирает спектакль". Я ведь не работала раньше в этом направлении, поэтому иногда было очень сложно подбирать костюмы для постановок по каким-то фото или воспоминаниям», – улыбается костюмер.
Несмотря на трудности, Наталья вскоре окончательно влилась в процесс, и сейчас у неё на счету уже 51 спектакль, с нарядами которых она работала.
«Кухня» костюмера
Чтобы не запутаться в бесчисленном количестве платьев, штанов, шляп и других одеждах, составляется так называемая инвентаризация. На подкладке каждого костюма должен быть свой уникальный номер. Первые три цифры – это наименование спектакля, а дальше идут порядковые номера.
Длинный номер свидетельствует о том, что костюм из «дорогой» ведомости, то есть его стоимость очень высока. По словам Натальи, в театре очень много дорогих костюмов. Например, на одной стойке могут висеть наряды в общем сложности на полмиллиона рублей.
Сами костюмы шьют непосредственно перед тем, как спектакли включают в репертуар. Те наряды, которые уже не используются, хранятся в одной из костюмерных. С помощью такой «запасной» одежды костюмер может собрать какой-то новый образ для спектакля.
Специалист постановочного цеха занимается еще и реставрацией и восстановлением нарядов.
«Я восстановила несколько платьев во время пандемии. У меня было свободное время, когда я была вынуждена сидеть дома, так как мне больше 65 лет. И я не просто сидела и смотрела телевизор, а вручную занималась реставрацией одежды. Сейчас я ремонтирую к 9 мая уже двадцать третью гимнастерку. Потому что ко Дню Победы обычно начинается ажиотаж. А гимнастёрки были не в идеальном состоянии, вот я и всё штопаю, перешиваю все пуговицы и привожу всё в порядок. Эти формы пользуются высоким спросом, потому что они приближены к образцу 1943 года», – рассказывает костюмер.
Бесценные костюмы
Костюмер рассказала, что в числе её любимых нарядов – те, что были задействованы в съемках фильмов, которые снимали под Псковом. В частности, в театре до сих пор хранится та одежда, что носила известная российская актриса Светлана Ходченкова в фильме «Василиса» и актер театра, кино и дубляжа Алексей Серебряков в сериале «Стена».
В театре хранятся дорогие костюмы с корсетами со спектакля «Золушка», яркие наряды из постановки «Чиполлино», мундиры из настоящего материала на подкладке. Многие костюмы довольно сложны в своём исполнении, какие-то из них отделаны натуральной кожей.
Костюмер внимательно следит за тем, чтобы каждый наряд был в идеальном состоянии. Для того, чтобы сохранить ткань в первозданном виде, в помещении должно быть прохладно.
«Каждый костюм я стираю как минимум по три раза, кроме того, постоянно проветриваю помещение. Стираю сама в специальной машине, никому больше их не доверяю. Даже если на 20 минут берут одежду – всё равно потом кладу в стирку. Отпариваю одежду тоже сама. Я ее очень берегу», – признается Наталья.
Все наряды настолько ценны, что даже если кто-то захочет приобрести театральный костюм, его не продадут ни за какие деньги. Ведь костюмы, пусть и уже архивных спектаклей, с каждым годом только набирают свою музейную ценность. У Натальи Бочкарь висит красное платье, которому больше 60 лет, оно не раз реставрировалось. Только уже никто не знает, из какого оно спектакля, и кто в нём тогда играл.
Часто в костюмерные приходят фотографы и подбирают костюмы для съёмок. Проводить фотосессии в таких нарядах очень любят на территории Псковского Кремля, в Пушкинских Горах, усадьбе Ореховно. Чаще всего женщины, решившие взять одежду в аренду, интересуются платьями в стиле Наташи Ростовой. А среди мужчин популярен костюм Пушкина с жилетом и сюртуком, к нему также идёт высокий атласный цилиндр.
Кстати, для шляп в псковском театре есть специальное отдельное помещение. Тут находятся и пушкинские шляпки, и мексиканские, и корона со спектакля «Павел», и из фильмов Дмитрия Месхиева. «Головные уборы я очень берегу. Потому что никто теперь такие не сошьет. Шляпника в театра у нас нет», – рассказывает Наталья Бочкарь.
Для одежды со съёмок «Стены» тоже отведена отдельная комната. «5 часов сюда сбрасывали одежду со съемок Ленфильма. Разбирала два года», – вспоминает костюмер. Здесь находится впечатляющее количество сапог и ботфортов. Вся обувь полностью кожаная, а костюмы полностью натуральные – из льна, шерстяного сукна или на мехах. Кроме того тут хранятся лапти, рубахи, платки и шапочки.
По словам Натальи Бочкарь, мало кому вообще удаётся увидеть костюмы, которые хранит псковский театр. «Экскурсии по костюмерным у нас, к сожалению, не проводятся – в профессиональном кругу это считается дурной приметой, – признается она. – Хотя некоторые российские театры пускают желающих на экскурсии в свои закрома, но это бывает только 1 раз в год». Но костюмер не поддаётся суевериям и страстно желает, чтобы все желающие смогли прикоснуться к прекрасному и изучить театральные костюмы.
В ближайшее время все костюмы переедут в другое помещение театра, и их хранительница очень переживает за судьбу нарядов, у которых появится новое место. Ведь вся работа с этими костюмами – как-никак целых 11 лет жизни. «Я поняла, что самое страшное в жизни – не успеть. В мире столько всего интересного. Сейчас у меня главный план – надежда, ведь мы будем переезжать. Я искренне надеюсь, что новое место для одежды будет свободнее и вольготнее, а то ведь спектаклей становится все больше», – поделилась Наталья Бочкарь.
Хочется верить, что в Пскове когда-нибудь появится такая экскурсия, где люди, которые интересуются театральной сценой, культурой и модой, смогут попасть в удивительный мир театра через его подноготную, интимную часть – лабиринт комнат с костюмами. А пока что на эти костюмы можно полюбоваться только во время спектаклей со зрительского сиденья в зале.