Ожерелье из человеческих волос и 131 бриллиант: чем поражает новая выставка псковского музея

Большинство женщин XIX века, существ нежных и воздушных, были мало похожи на современных эмансипированных красоток. Правила приличий и светский этикет в позапрошлом столетии накладывали на представительниц прекрасного пола сотни ограничений. Впрочем, от этого мир женских будуаров казался мужчинам этакой пещерой Али-Бабы, а сами женщины, не иначе, - феями.

Какие же у них были секреты? Что скрывалось за яркой обёрткой? Ответы на эти вопросы сейчас, пожалуй, удивят не только мужчин, но и женщин. Ожерелья из человеческих волос; затянутые до хруста рёбер корсеты; украшения с сотнями бриллиантов; перчатки узкие настолько, что их было невозможно натянуть без помощи слуг и пшеничной муки… Псковский музей в преддверии 8 марта подготовил выставку, приоткрывающую завесу тайны женских будуаров.

Ожерелье из человеческих волос и 131 бриллиант: чем поражает новая выставка псковского музея
Выставку подготовили в преддверии 8 марта. Манекен отражается в зеркале ХХ века

К Международному женскому дню Псковский музей-заповедник подготовился основательно: несколько недель подряд хранители работали в фондах, подмечали, комплектовали, подбирали… В итоге собрали под одной крышей более двухсот экспонатов из музейной коллекции (большая часть из них, к слову, впервые покинула фонды). Выставили всё это богатство в двух экспозиционных залах старинных купеческих палат Двора Постникова. Тематическую выставку назвали витиевато – Cherchez la femme [в переводе с французского “ищите женщину” – прим.ред.] или дамские штучки конца ХIX – первой половины ХХ века».

Одним из первых в соблазнительный и интригующий мир дамских вещей сумел заглянуть корреспондент «МК в Пскове». Мы побывали во Дворе Постников, где сотрудники музея организовали закрытый пресс-показ.

Осмотреть выставку можно с 8 марта

За что боролись…

Два зала. Две сотни экспонатов: женские портреты и старинные фотографии, украшения, бисер, узорчатые шали и воротнички, наряды и мебель, аксессуары прошлых эпох и флаконы, в которых некогда хранилась косметика. У многих предметов своё «золотое прошлое» и своя история. Как тут остаться равнодушным?

«Парадокс этой выставки состоит именно в том, что две легендарные женщины – Роза, Клара [революционерки Роза Люксембург и Клара Цеткин – прим.ред.] – боролись изо всех сил ради того, чтобы войти в мужской мир. И при этом они, естественно, теряли какие-то черты женственности. Но так уж получилось, что весенний праздник стал олицетворением не борьбы за политические права, за возможность в чём-то участвовать, а стал воплощением надежды любви старины. И, как говорится, слава Богу. Всё, что вы увидите на нашей выставке – это дамские штучки. Это мир женщины конца XIX – начала XX века. Потому что представить женщину без всех этих аксессуаров, понять, как она жила, из чего складывался её день, что было важно, а что нет, без вещей, представленных на выставке, абсолютно невозможно»,  - рассказала директор Псковского музея-заповедника Светлана Мельникова.

Директор псковского музея Светлана Мельникова

Она отметила, что на новой музейной выставке гости смогут узнать, «что скрывается за чудовищным словом “парюра”», а вместе с тем раскрыть тайну веера и уяснить, «почему женщины, вышедшие замуж, носили бриллианты, рубины и яхонты, а молодые девушки до замужества могли позволить себе только жемчуг, кораллы и бирюзу».

Бриллианты из псковского клада

Блеск драгоценных камней, пожалуй, первое, что привлекает на новой музейной выставке. За прозрачным стеклом в первом же зале гостей встречает, например, сверкающее в электрическом свете колье.

Выставка занимает два зала

«Центральное место на выставке занимает парюра, - указывая на экспонат, объясняет хранитель музейный фондов Псковского музея заповедника Светлана Дерягина. - Что это такое? Это набор украшений (от 2 до 15 предметов), которые подобраны по качеству камней и выполнены в едином художественном стиле. Наша скромная парюра состоит из бриллиантового ожерелья и бриллиантовой броши. Она из клада, найденного в 1974 году на улице Горького. Колье – трансформер, оно небольшое. Лишь чуть-чуть спускается с шеи. Включает в себя 131 бриллиант и 94 алмаза огранки “роза”. Почему трансформер? Центральная часть отделяется и трансформируется в красивую яркую брошь. Брошь в виде крупного цветка на стебле, украшена она 20 бриллиантами и 42 алмазами. Украшение в стиле модерн. Такое носили женщины яркие, изысканные и немного роковые. Состоятельные дамы».

По словам хранителя, украшения в XIX и начале XX века традиционно делились на парадные и повседневные. Вторые, само собой, выглядели попроще. А подобные этой самой сияющей парюре использовали для особого выхода в свет.

У некоторых экспонатов есть своя история

Из этого клада с улицы Горького на новой музейной выставке можно увидеть ещё несколько изящных вещиц. Среди них кольцо и кулон на золотой цепочке. «Кулон подвеска состоит из гранёных синтетических корундов. Между ними цветочек, украшенный алмазами. Синтетический камень менял свою окраску в зависимости от освещения от розовато-сиреневого до зеленовато-голубого», - сыплет любопытными фактами сотрудник музея.

Интересно, что во второй половине прошлого столетия эту россыпь бриллиантов и драгоценных металлов из клада на улице Горького оценили в весьма скромную сумму.

Часы с драгоценными камнями

«Для нас, музейных сотрудников, экспонаты бесценны. Но по оценкам того времени стоимость клада в 1974 году составляла 1 593 рубля 82 копейки. Если перевести на наши цены, этот клад стоил примерно около полумиллиона рублей», - делится хранитель музейный фондов Псковского музея заповедника Светлана Дерягина.

Бриллианты – в сейф, стразы – на шею

За стеклом соседней витрины ещё одно богатое украшение. Неужели, снова бриллианты? Отнюдь. Всего лишь искусно сделанные старинные стразы.

«В конце XIX – начале XX века в театральных кругах было принято заказывать к бриллиантовым украшениям полное повторения из стекла, так называемые стразы, которые делали из особого свинцового стекла. У нас на выставке есть серебряное ожерелье из стразов, украшенное цветочными розеточками и подвесками в центре», - поясняет Светлана Дерягина.

Некоторые экспонаты вызывают вопросы у современного человека. Тем интереснее осматривать выставку!

По её замечанию, оригинальное бриллиантовое украшение хранили в сейфе, а копию «выгуливали в свет». Надеть, например, могли в театр или на званый ужин. «Это украшение из коллекции актёра псковского драмтеатра, Ремизова. Поступило к нам в 1996 году. Датируется это колье 1872 годом», - добавляет она.

Мода, остановись

Бриллианты и алмазы, пожалуй, в своей жизни видели многие. А как насчёт украшений из волос? Человеческих. В одной из витрин на выставке неприметные, точно сплетённые из ниток мулине, заколка, ожерелье и браслеты. Их секрет гостям с удовольствием раскрывают сотрудники музея. Все они из волос, сплетённых в виде ажурных цепей и порой украшенных золотом.

«Волосы, на самом деле, – распространённый материал. В XIX веке в России появляются украшения из них. Мода на такие украшения к нам прибыла из западной Европы, из Германии и Скандинавии», - приводит историческую справку хранитель музейный фондов Псковского музея заповедника Светлана Дерягина.

А вот и украшения из человеческих волос

Она отмечает, что такие странные по сегодняшним меркам украшения носили не только мемориальный характер. Они были одним из видов женского рукоделия. «В XIX веке в модных журналах публиковали статьи о различных способах плетения. Перед плетением волосы разбирали на пряди по 30 волосков, 15 минут кипятили в содовом растворе, чтобы обезжирить. А затем плели на специальном круглом столике с центральным отверстием», - рассказывает сотрудник музея.

Волосы для украшений в позапрошлом веке собирали с расчёсок, а порой и состригали. Впрочем, просуществовали такие украшения не слишком долго, буквально 10-20 лет. А после вышли из моды.

Пшеничная мука и пара слуг

О другом веянии моды, способном повергнуть в шок современного человека, в соседнем зале рассказывает хранитель музейных ценностей Наталья Фомина. Она обращает внимание на предметы женского гардероба и отмечает, что псковички позапрошлого века, как жительницы периферии, не могли похвастаться столь же шикарными нарядами, как столичные девушки.

Тем не менее, наши барышни старались не отставать от московских и петербургских красавиц. Шляпки, изящные чулки, корсеты, которые затягивали так, что хрустели ребра, и, конечно, перчатки. К слову, они доставляли дамам ничуть не меньше неудобств, чем тесные пояса для стягивания талии.

«На выставке представлены лайкровые перчатки и растяжитель для них. Дело в том, что перчатки, когда их долго не носили, начинали стягиваться. А с помощью такого металлического растяжителя дамы их надевали. А в XIX веке в моду вошли перчатки выше локтя. Их и вовсе, помогали одевать слуги. Чтобы руку засунуть, сначала ей обрабатывали тальком, а иногда использовали и муку. Надевали перчатки дома. Снимать на улице их было нельзя. Это считалось верхом неприличия. В любую погоду в них ходили, и в жару в том числе», - отмечает Наталья Фомина.

Вещи из прошлого

Сумочки из серебра, шкатулки, броши, зеркала, несессеры, зонтики, фарфоровая расчёска из свиной щетины, веера, заколки для волос, сделанные из тонкой золотой проволоки… От обилия женских штучек на выставке разбегаются глаза!

Но, пожалуй, публику сильнее всего интересуют предметы, которые уже ушли в небытие.

Пажи

«Это называется пажи», - указывает на необычные металлические щипчики и кольцом на конце хранитель музейный фондов Псковского музея заповедника Светлана Дерягина. «Паж – такое приспособление, которое придерживало подол юбки или шлейф молодой женщины. Принцип действия у него простой. Зажим зацепляется за подол, в колечко вставляется либо цепочка, либо шнурок. А затем он закрепляется на поясе», - добавляет она.

Рядом не менее удивительная вещь. Редкий, по словам музейщиков, экспонат – женский стек для верховой езды.

«Стек гибкий, изготовлен из тростника, навершие в виде заячьей головки с двумя рубиновыми глазами. Из гравированной надписи мы узнаём, что некая женщина Лурия подарила этот стек своему возлюбленному в честь выигранных скачек которые проходили в Германии в 1867 году», - объясняет Светлана Дерягина.

Женские вещицы, которые собрал под одной крышей Псковский музей, переносят в прошлые столетия и будоражат воображение. Узнать секреты дамских будуаров псковичи и гости города благодаря музею могут уже совсем скоро. Во Дворе Постникова (на улице Олега Кошевого, 2) выставка «Cherchez la femme» или дамские штучки конца ХIX – первой половины ХХ века» заработает с 8 марта и продлится до 4 июня.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру