Пираты XX века: что не так с ёлкой в Псковском театре драмы

Почему это новогоднее представление вызывает недоумение

Спектакль Псковского театра драмы «Пиратский Новый год» имеет вид лихой и придурковатый, что, конечно же, характеризует его наилучшим образом.

Фото И. Ефименко, drampush.ru

Немногочисленные малолетние зрители на генеральном прогоне сопровождали это представление восторженными возгласами, да и взрослым было нескучно.

Почему это новогоднее представление вызывает недоумение
Фото И. Ефименко, drampush.ru

Меня особенно порадовало, что дрампуш начал сотрудничать в Псковским колледжем искусств, где сейчас происходит много интересного (потому что там на отделении театрального искусства появились крутые преподы: Анастасия Филонович и Александр Суховский). Я видела поставленный Александром Суховским с четверокурсниками спектакль «Заводите часы» и могу только поздравить Псковский театр драмы с таким новым режиссёром.

Вместе с художником Александром Стройло они создали презабавнейшее действо с реминисценциями из «Пиратов Карибского моря» и не только…

Но что-то заставило меня заподозрить, что вместо пиратов XXI-го века нам подсунули пиратов XX-го. Открываю в интернете одноимённую пьесу Дамира Салимзянова – так и есть: она датирована 2000-м годом. И это слишком заметно.

Фото И. Ефименко, drampush.ru

Кто такой Дамир Салимзянов? Это Заслуженный деятель искусств Республики Удмуртия, режиссёр-постановщик спектакля Псковского театра драмы «Пигмалион», а также автор сценической редакции использованной для этой инсценировки оригинальной пьесы Бернарда Шоу.

Фото И. Ефименко, drampush.ru

…Видала я на своём веку «Пигмалионов» и получше.

Впрочем «Пиратский Новый год» Псковского театра, наоборот, заставил меня разглядеть в Заслуженном деятеле искусств Удмуртской Республики что-то симпатичное.

Фото И. Ефименко, drampush.ru

Но как я догадалась, что он написал эту пьесу давным-давно? Очень просто. Там есть персонаж «Эскимоська»: «помощник Деда мороза, лицо неопределённой северной национальности, чемпион заполярного круга по борьбе нанайских мальчиков».

Само по себе имя «Эскимоська» звучит… ну вы понимаете. На вид это, кстати, тоже не совсем человек, а какое-то недостающее звено.

"Эскимоська". Фото И. Ефименко, drampush.ru

То, что он «лицо неопределённой северной национальности» отдельно доставляет. Когда Дамир Салимзянов писал свою пьесу, и выражение «лицо кавказской национальности» ещё считалось незашкварным даже в центральных СМИ.

О том, что для автора все представители дальневосточных народов на одно лицо, свидетельствует и тот факт, что его «Эскимоська» почему-то немножко нанаец. Вдобавок по ходу пьесы его называют и «чукчей» тоже. Типа, да какая разница.

Фото И. Ефименко, drampush.ru

Если вы думаете, что Дамир Салимзянов некорректно обращается с национальными меньшинствами только в ремарках к своей пьесе и в придумывании им несмешных имён, то вы ошибаетесь. Его «Эскимоська» вполне соответствует самым дремучим стереотипам о северных народах: он определённо туповат (Деду Морозу приходится по нескольку раз объяснять ему очевидные вещи) и к тому же злоупотребляет словом «однако»:

«Эскимоська (Деду Морозу): Шибко сильно умный ты, однако...»

Фото И. Ефименко, drampush.ru

В таких случаях я всегда вспоминаю, как моя мама в начале 80-х отхватила в профкоме путёвку в «круиз по странам Средиземноморья» и почти месяц провела на теплоходе за границей. А потом рассказывала, что в их туристической группе, где были представители разных республик СССР, почему-то только чукчи обнаружили практическое знание иностранных языков и таким образом смогли продемонстрировать Европе хвалёное качество советского образования.

Так что мне бы и в 2000 году не понравилось, что Дамир Салимзянов делает из эскимосов каких-то «эскимосек», которые у него, конечно, чуть поумнее оленей, но, судя по погонялу и повадкам тоже такие вполне себе братья наши меньшие.

Фото И. Ефименко, drampush.ru

А в 2023 году это выглядит уже совсем неприлично.

Фото И. Ефименко, drampush.ru

Мне, конечно, скажут: «Ну что ты прицепилась к пьесе. Спектакль-то получился отличный. Вон там какая великолепная Пиранья в исполнении твоей любимой Анны Шуваевой. За одну эту Пиранью можно всё всем простить».

Фото И. Ефименко, drampush.ru

Но в том-то и дело, что спектакль мне понравился. И артисты играют замечательно. Да и пьеса про пиратов у Дамира Салимзянова небесталанная. Если б не этот «Эскимоська» как привет из СССР, граждане которого на словах были за «дружбы народов надёжный оплот», а сами сочиняли стыдные анекдоты про представителей малых этносов.

Я не знаю, есть ли в Пскове эскимосы или нанайцы. Судя по итогам всероссийской переписи 2020 года, по крайней мере четверо чукчей в Псковской области точно есть и даже один долганин. Дело не в них. А в нас. В том, какие мы и что о себе думаем.

Я бы хотела думать о нас получше.

Кстати, к чему приводит вот такое высокомерное отношение к представителям нерусских народов России на днях продемонстрировала одна москвичка, которая кричала в лифте на блогерку из Бурятии, что «все азиаты должны жить в Азии».

Фото И. Ефименко, drampush.ru

Так что пьесы надо выбирать поаккуратнее, что ли. Или всё-таки переписывать, если они морально устарели.

Ну придумали же создатели псковского спектакля персонаж по имени «Скелет», которого не было в оригинальном тексте. Кстати, я разговаривала вчера с исполнителем этой роли, студентом Псковского колледжа искусств Александром Петровским, он сказал, что каждый раз тратит не меньше часа только на грим. И выглядит в спектакле не хуже, чем Пинтел или Раджетти. Не только потому что у него такой впечатляющий раскрас.

Фото И. Ефименко, drampush.ru

Исполнителя «Эскимоськи» повстречать вне образа после премьеры «Пиратского Нового года» мне пока не довелось. Но я видела его в других постановках и знаю, что этот парень (его зовут Олег Григорьев) достоин лучших ролей.

Фото И. Ефименко, drampush.ru

В любом случае все билеты на «Пиратский Новый год» в Псковском театре драмы уже распроданы. Так что считайте этот текст дисклеймером к спектаклю двух прекрасных Александров – Суховского и Стройло, материалом для которого послужила недоброкачественная пьеса из недавних пещерных времён.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Пираты XX века: что не так с ёлкой в Псковском театре драмы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру