Или после поклонов артисты приглашают зрителей на сцену поплескаться в воде.
Иногда под занавес в зале начинается бесплатная раздача семян (псковские рекламные баннеры называют это «сопуткой»).
А на выходе из зрительного зала вам могут предложить полотенце или липкий ролик, чтобы вы могли подсушить волосы или почистить одежду от сена.
…Теперь вы понимаете, да, почему на Первый всероссийский фестиваль спектаклей для самых маленьких «Кроха-фест» в Пскове взрослых пришло намного больше, чем детей?
Хотела б и я тоже, чтобы этот праздник продолжался вечно и в спектакле «Ревизор», например, можно было бы забраться на сцену и помочь Камилю Хардину вешать лапшу на уши Максиму Митяшину.
А в спектакле «Битва жизни» – поплясать вместе с Александром Петровским под колёсную лиру, на которой наяривает Максим Плеханов.
Некоторым спектаклям дрампуша такая крохакоррекция уж наверняка бы не повредила. Допустим, спектакль «Влюблённые» мог бы стать куда динамичнее, если бы в модном дефиле позвали поучаствовать и зрителей тоже.
Я уж не говорю про «Постойпаровозы»… Вот где уж точно не хватает интерактива.
Но вернёмся к «Кроха-фесту». В конкурсной программе фестиваля было 12 спектаклей разных театров России, кроме псковского (это принципиальный момент, подчеркнул автор идеи фестиваля, его генеральный продюсер и худрук Псковского театра драмы Дмитрий Месхиев – «Мы ж этот фестиваль устраивали не для того, чтобы показать, какие мы хорошие!»).
И одновременно за 5 дней приглашённые режиссёры в формате «беби-лаборатории» создали для псковского дрампуша три эскиза, которые тоже были представлены зрителям.
Но про лабораторию будет другой текст, а этот – про конкурсную программу.
Фестиваль начался со спектакля под названием «Вишнёвый садик» Челябинского «Молодёжного театра».
Как и председатель жюри фестиваля «Кроха» актриса театра Моссовета Юлия Хлынина, я раньше ни разу не имела дело с бэби-спектаклями и тоже плохо себе представляла, что это вообще такое…
Поэтому приготовилась к худшему.
Тем более, что в фойе нового зала дрампуша перед «Вишнёвым садиком» уже творилось чёрти что: зрители ползали по полу, сучили ногами, рыдали и только что не бились головой об стену.
Администраторы тоже заметно нервничали и озирались по сторонам с затравленным видом.
Когда зрителей начали запускать в зал, то самые шустрые вместо того, чтобы занимать места, согласно купленным билетам, устремились с пристрастием изучать локацию. Одна мама еле успела ухватить своего малыша за штанишки, когда он собирался было юркнуть в чёрный проём под пьедесталом с сиденьями: «Ой, не-не-не-не-не!».
Когда же администраторы начали рассаживать самых маленьких на подушки вдоль сцены, девочка лет трёх быстренько собрала в кучу сразу несколько подушек и стала таскать их за завязки туда-сюда, как собачек.
Наблюдая всё это, я как никогда внимательно прослушала дежурное предупреждение о путях эвакуации.
… Однако, как только в зале убавили свет и началось представление, самыми противными зрителями оказались… ну как обычно… взрослые!
Потому что дети моментально затихли, заворожённые происходящим, а вот взрослые ещё несколько минут тупили в свои мобильники, светя ими в темноте, пытались снимать спектакль на видео, а также выбегали из зала, вбегали обратно и производили ещё много всякой ненужной суеты.
Что такое, собственно, челябинский спектакль «Вишнёвый садик»? Это представление, основанное на ремарке к первому действию чеховской пьесы. Плюс первая сказанная фраза:
«Комната, которая до сих пор называется детскою. Одна из дверей ведет в комнату Ани. Рассвет, скоро взойдет солнце. Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник. Окна в комнате закрыты. Входят Дуняша со свечой и Лопахин с книгой в руке.
Лопахин: Пришел поезд, слава богу. Который час?..»
Вот и всё. Этого оказалось вполне достаточно, чтобы 45 минут творить на сцене волшебство, вовлекая детей в дивную сказку без слов, где «многоуважаемый шкаф» превращается в игрушечный шкафчик с часами наверху, как в буфете псковского дрампуша, похожий на отставного военного с обвислыми усами-стрелками.
А вишни в саду никогда не отцветают, сколько угодно роняя лепестки, а только обзаводятся по ходу действия всё новыми и новыми цветущими побегами.
Зрителей приглашают то полежать на травке, то бабочек погонять.
А ещё в этом спектакле можно хватать руками движущийся поезд.
И даже залезть под стол и биться головой о прозрачную столешницу (столешница потому что предусмотрительно изготовлена из пластика и ею вроде как невозможно раскроить себе череп).
В общем, милота. Поэтому даже взрослые зрители на этом спектакле мало-помалу успокоились и тоже начали наслаждаться происходящим под медоточивую музыку Кирилла Миллера. А может, как и помещица Раневская (не в челябинском спектакле, а в пьесе у Чехова), немножко мысленно попрыгали и поразмахивали руками.
Лично я даже подумывала после этого спектакля слазить под пьедестал с креслами и наконец-то посмотреть, а что же там…
И мне было уже не так страшно идти на спектакль Калмыцкого театра кукол «Джангар» под названием «Ёжичек».
Хотя артистам этого театра почему-то не сразу удалось наладить творческое взаимодействие с маленькими псковскими зрителями.
Например, один мальчик просто-напросто надавал их «ёжичку» по мордасам. А «ёжичек» даже не пикнул.
Мне потом опытные приезжие артисты и по совместительству педагоги объяснили, что в бэби-театре такие неловкие ситуации лучше всё-таки как-нибудь обыгрывать. Ведь даже на взрослых спектаклях, когда у кого-нибудь из зрителей, допустим, звонит невыключенный телефон, хорошие артисты умеют над этим пошутить.
А тут дети, для которых этот «ёжичек» живой же ж…
Нельзя вот так просто взять и сделать вид, что ничего не произошло.
Ещё момент, на который нельзя было не обратить внимание. В спектакле «Ёжичек» маленьким зрителям то и дело предлагают всякие интересные трещалки-шумелки.
Например, прекрасная Бадма Сангаджиева берёт в руки игрушечный бубен и показывает крохам, как надо по нему стучать.
Но сама она, прикасаясь к этому бубну, так изящно перебирала пальчиками, что полуторагодовасики сперва, конечно, впадали в ступор, не в силах повторить этот замысловатый жест.
Потом опытные люди опять же мне объяснили, что это ещё одна проблема бэби-театра. Артистам, которые заняты в спектаклях для самых маленьких, приходится всё время наступать на горло собственной песне и стараться быть не такими уж виртуозно ловкими и грациозными, как они могут.
Ну чтоб не напугать своей изумительной грацией неуклюжих малышей.
Впрочем, псковские малыши, как вскоре выяснилось, не из пугливых. И даже в спектакле «Ёжичек» дали заезжим артистам жару, не забыв потом раскланяться вместе с ними.
А ещё оказалось, что эти два первых спектакля «Кроха-феста» («Вишнёвый садик» и «Ёжичек»), не совсем типичные для бэби-театра. Ну хотя бы потому, что в «Ёжичке» есть занавес, и актёры появляются перед маленькими зрителями постепенно, начиная с протянутых из-под этого занавеса рук...
Судя по сразу нескольким другим спектаклям бэби-фестиваля в Пскове, их создатели чаще всего действуют по другой, давно отработанной кем-то стандартной схеме.
Например, когда маленькие зрители заходят в зал, артисты обычно уже сидят на сцене и улыбаются. Плюс извлекают какие-нибудь звуки из того, что у них под рукой (это не обязательно музыкальные инструменты, а могут быть любые пищалки и сопелки).
Перед тем, как начать представление, артисты ещё к тому же пытаются вести со зрителями переговоры о территориальных уступках и пробуют обозначить линию соприкосновения, за которую заходить нельзя, пока тебя не позовут.
Хотя эти договорённости потом без конца нарушаются, и маленькие лазутчики, как их ни отлавливают, всё равно завладевают всем пространством, ухитряясь отбиваться и от наших, и от ваших.
Тем не менее, в большинстве случаев артисты зачем-то изо всех сил пытаются отделить актив от интерактива. Даже несмотря на то, что раз за разом получается у них это не очень.
По такой схеме созданы, например, спектакли «Когда я родился» Владимирского театра кукол, «Ку-би-ки» Кировского театра кукол им. А. Н. Афанасьева, «Ла-ло-лужа» Театрального проекта «Впервые», «Шёпот кастрюль» московского «Театра им. Мони Бидони» и «Полосатые сказки» театра кукол «Бродячая собачка» из Санкт-Петербурга.
Но на самом деле все они очень разные.
Например, спектакль «Ку-би-ки» – дидактический. Это обучающая игра про форму и цвет в жанре цирка с коровами (корову, оказывается, тоже можно сложить из квадратов и треугольников, если очень нннада).
А «Когда я родился» – про то, что в этом удивительном мире возможно всё. Хочешь быть черепашкой, носорогом или, допустим, жирафом? Да вообще не проблема!
Включай фантазию и используй подручные материалы. Ты затем и появился на свет, чтобы подпирать головой облака и стать кем захочешь.
Ещё одним каким-то очень особенным оказался спектакль Новгородского театра для детей и молодёжи «Малый» «Потеряшки».
За день до этого спектакля грамотные бэбитеатроведы мне объясняли, что слишком яркие цвета бэби-театру противопоказаны. Потому что маленьких детей всё яркое слишком возбуждает, а это, дескать, может выйти артистам боком.
Но вот, пожалуйста, в этом спектакле было дофига яркого-преяркого, а дети почему-то затаили дыхание и только чуть повизгивали от восторга, наблюдая за историей потерянных на пляже игрушек.
И даже как-то не очень рвались за черту, отделяющую условную сцену от условного зрительного зала, как будто сидели возле настоящего аквариума и наблюдали всё происходящее из-за стекла.
Поэтому мне больше всего понравилось объяснение Виктории Сергеевой из Театрального проекта «Впервые» (Москва), как надо правильно делать бэби-театр.
Она мне сказала, что никто точно этого не знает. А значит, в таком театре возможно всё. Главное, по словам Виктории, не навязывать детям готовых решений – то есть, не разговаривать с ними об искусстве с помощью клише и «в лоб». Это должно быть двустороннее творчество, а не какая-то заученная методика.
Но даже если вы создали прекрасный детский спектакль, который сто раз имел успех, никто вам не гарантирует, что в сто первый раз он вашему зрителю не зайдёт просто потому, что это окажется какой-то уж очень особенный зритель…
Члены жюри тоже люди особенные. На этот раз им больше всего понравился спектакль «Полосатые сказки» театра кукол «Бродячая собачка» из Санкт-Петербурга. Он и вправду очень занимательный.
И там много интерактива: можно и в муке испачкаться, и под «дождь» попасть, и «снег» потрогать, и море в раковине послушать, и яка по шерсти погладить, и перо поросёнку в… крылья вставить.
Там, чтоб вы знали, один из героев, поросёнок по имени Икар, страстно мечтает летать. И для этого ему из птичьих перьев смастерили крылья.
Всего-то и делов, понимаете ли: забрался повыше, раскинул руки… то есть, копыта, оснащённые перьями… и лети себе, лети.
(В этом месте мне стало немножечко тревожно за поросят, которые были на этом спектакле и могут тоже захотеть полетать… А ещё я испугалась за малыша, просвистевшего всего в нескольких миллиметрах от зонтика, которым размахивал артист, изображавший яка… Но это, наверное, просто я такой тревожный кабанчик, а у яков нервная система покрепче).
Но так-то псковичи уже в курсе, что свиньи иногда летают соловьями. Если правильно поджечь фитиль в туманную декабрьскую погоду.
А ещё хрюшки могут заразиться чем-то экзотическим, как поросёнок из московской Театральной лаборатории КукLab. Это я про спектакль «Кто сказал “Ку-ку”, или Как поросенок болел леопардозом».
Вообще, конечно, интересная идея: везти больного леопардозом поросёнка в город, где он может подцепить вдобавок барсикоз…
Хотя, может, на импортных норвежских поросёнков барсикоз и не действует. А этот был как раз импортный – из спектакля по сказке Бьёрна Рёрвика для детей 6+. Прекрасного во всех отношениях спектакля, но не бэби.
Потому что классический, если его уже можно так называть, бэби-театр вообще-то рассчитан на малышей от полутора до трёх лет. А этот спектакль не только по возрастному цензу, но и по хронометражу не очень вписывался в бэби-параметры, потому что единственный шёл с антрактом.
Но он всё равно стал украшением «Кроха-феста». Ведь артисты в нём играют роскошные: Даниил Богомолов, Ольга Бешуля, Наталья Воеводина и Светлана Клименко из театра «Около дома Станиславского».
И поросёнок там не вынашивает никаких безумных планов сигануть с горы, размахивая чужими пёрышками, а только немножко лазает по деревьям (потому что там живёт корова). За тортиком.
И после всего пережитого объявляет: «А теперь дискотека!»
Примечательно, что во время транспортировки из Москвы в Псков куда-то пропала половина декораций этого спектакля. И в ночь перед псковской премьерой артистам пришлось собирать свой «подушковый дуб» из чего придётся.
Но зрители ничего на заметили (кроме тех, которые подслушивали разговоры членов жюри). Потому что это правда прекрасный детский спектакль, хоть его ничем не наградили и никак не отметили.
Ну правильно, наверное: он же не бэби.
Но почему тогда был отмечен специальным дипломом спектакль «Кто посадит дерево?» московского Проекта «Дерево», хотя он тоже совсем не бэби?
Когда я ехала на лифте с этого спектакля вместе с озадаченной девочкой лет семи и её мамой, то эта мама спросила меня с возмущением: «И зачем такие спектакли показывают детям?»
А что там в этом спектакле поняли совсем маленькие бэбики – и вовсе загадка.
Например, один прелестный малыш, которого я приметила ещё в фойе, даже испугался и расплакался, когда началось представление.
Ну потому что в этом спектакле явно происходит что-то нехорошее. Ведь артисты в причудливом танце изображают постапокалиптический мир, в котором не осталось почти ничего живого. Кроме разве что одного-единственного дерева – да и тому чуть не пришла хана, когда разыгралась буря.
К счастью, «герой-исследователь» сообразил, что делать, и всех спас, хотя и не все это оценили.
Нет, каким-нибудь гретам тумбергам это бы точно зашло. А вот ангелочки из «Вишнёвого садика» оживились, только когда им показали фокус с проросшим из кусочка искусственной травы зелёным червячком.
Зато по окончании спектакля все получили по коробочке с семечком кедра и инструкцией как его правильно посадить.
Я, разумеется, сразу погуглила, растут ли кедры в нашем климате. В принципе растут. Но. Кедры любят морозы и плохо переносят зимние оттепели, а также не дружат с влажностью.
Каюсь, после фразы «посадка на дачном участке кедра – долгая и кропотливая работа», я просто расколола и съела свой кедровый орешек.
Думаю, если бы создатели этого спектакля были на самом деле заинтересованы в том, чтобы после него появлялись новые деревья, они бы раздавали псковским зрителям, например, жёлуди (кстати, сейчас наилучшее время начинать готовить жёлуди к весенней посадке)...
А теперь про самый красивый спектакль «Кроха-феста» (по мнению жюри). Им был признан спектакль Ханты-Мансийского театра кукол «Кому нравится ночь». Про девочку Асю, у которой были такие необыкновенные глазки, которые ни за что не хотели закрываться, и кошку Мурзилку, «которая всегда спала когда захочется и где придётся».
Это ещё и презабавный спектакль, в котором всем зрителям есть чем заняться: дети собирают осыпавшиеся с неба звёзды, взрослые вспоминают колыбельные песенки, чтобы укачать того самого серенького волчка, который иначе пойдёт хватать их малюток за бочок...
...и посмеиваются, узнавая себя в старших членах весёлой Асиной семейки …
Чтобы потом уплыть вместе с артистами на корабле чудесных сновидений.
А вот самым некомфортным, по крайней мере, для взрослых зрителей стал спектакль «Воробьишко» Казанского ТЮЗа.
На этот показ зрителей запускали только после жёсткого инструктажа. К тому же нас всех заставили разуваться и посадили на подушки, за исключением разве что членов жюри, которые возвышались на стульях.
После этого взрослые десять минут смотрели, как артисты безмолвно крутят верёвки, и с недоумением – друг на друга, стараясь при этом изображать глубокое понимание современного искусства.
Пока их дети наконец-то не освоились в пространстве этого спектакля и не начали с ним взаимодействовать.
Режиссёр-постановщик спектакля «Воробьишко» Радион Букаев (между прочим, суворовец, ушёл в театр с третьего курса Московского военного университета) оказался настоящим командиром.
Он потом рассказал на круглом столе, что однажды лично отобрал у одного пришедшего на этот спектакль вместе с двумя ребятишками папаши мобильный телефон, «за шкирку» потащил того в общий круг, заставил сесть рядом с его же родными детьми и включиться в игру.
«Потому что он не понимает, что это сидение с телефоном аукнется ему через …надцать лет сидящими перед ним детьми, уткнувшимися в мобильные телефоны».
Казалось бы, во что там играть? В верёвки? В грецкие орехи? В сено и фасоль?
Но дети немножко понаблюдали за происходящим, послушали, как двое артистов изредка перебрасываются «чив-чив», и каким-то чудом смекнули что к чему.
Например, пятилетний малыш рядом со мной быстро соорудил из пульпекартонной упаковки для яиц и сушёной травы вполне себе натуралистичное гнездо, пристроил в него четыре грецких ореха и стал дёргать за рукав своего папу, чтобы тот тоже полюбовался на эту красоту, а не только растерянно косился на окружающих.
Прошло полчаса, если не больше. Дети под музыку и «чив-чив» так разыгрались, что когда в ход пошли деревянные палочки, я по своему обыкновению начала волноваться, как бы эти палочки при таком броуновском движении не угодили кому-нибудь из малюток в глаз.
Как вдруг… Артисты заговорили. И оказалось, что это Мама Воробьиха (актриса Дарья Бакшеева) и её сыночек – Воробьишко (его играет Нияз Зиннатуллин) из сказки Максима Горького.
Сыночек причём предерзкий. Сочиняет стихи не хуже Пушкина: «Эх, бескрылый человек, у тебя две ножки, хоть и очень ты велик, едят тебя мошки! А я маленький совсем, зато сам мошек ем!»
Мать его, разумеется, учит: «Сидел бы ты лучше да помалкивал, как бы чего не вышло». Но не тут-то было. Парень слишком поверил в свободу слова и в какой-то момент так до… чивчивился, что выпал из гнезда, едва не угодив в пасть кошке.
Но как-то всё-таки сумел увернуться от её цепких лап и горящих в темноте глаз.
К тому же мама-воробьиха вовремя подоспела на помощь детке и помешала кошке отведать воробьишкиного мяска, хотя и ценой своего птичьего хвостика.
Хорошая в общем история. Всегда бы так.
Всем участникам этого перфоманса осталось только почистить от сена свои собственные пёрышки и в глубокой задумчивости покинуть место действия.
А спектакль «Воробьишко» получил специальный приз жюри «За органичное соединение современного процессуального театра с задачами бэби-спектакля»
«Белого кролика» за лучшую режиссуру дали спектаклю «Потеряшки» (лауреат – Надежда Алексеева).
Лучшим художником фестиваля была названа Лилия Жамалетдинова (спектакль «Кому нравится ночь»).
Приз «золотой кролик» за лучший спектакль получил, как уже было сказано выше, за свои «Полосатые сказки» театр «Бродячая собачка» (режиссер Юрий Устюгов, художник Ольга Устюгова).
Специального упоминанию жюри удостоились также спектакли «Кто посадит дерево?» – «За высокопрофессиональное хореографическое решение бэби-спектакля», «Вишнёвый садик» – «За оригинальную адаптацию классической пьесы к бэби-аудитории» и «Ку-би-ки» – «За яркое сочетание игрового театра с обучающими задачами».
Таким образом, жюри раздало трёх белых кроликов и одного золотого, а также три диплома.
Организаторы «Кроха-феста» только самого главного кролика забыли вручить. Тому, без кого ни один бэби-спектакль состояться не может.
Это, как вы уже догадалсь, зритель. Потому что сколько бы артисты бэби-театра ни старались отгораживаться от зрителей, предупреждая их перед началом представления, что «вот это наше пространство, тут мы работаем, а это ваше – тут вы сидите и смотрите», это всё без толку.
Ведь их зритель – самый искренний и непосредственный, он ещё не научился сдерживать эмоции и контролировать каждый свой шаг.
К тому же организаторы фестиваля с первого спектакля строго-настрого запретили родителям мешать детям наслаждаться искусством.
На пресс-конференции в первый день «Кроха-феста» худрук Псковского театра драмы Дмитрий Месхиев даже рассказал журналистам, как в начале спектакля «Вишнёвый садик» бросился догонять одну из мам, которая выбежала с ребёнком на руках в коридор, испугавшись того, что её чадо лезет на сцену, а ей никак с ним не справиться.
Дмитрий Дмитриевич строго отчитал эту женщину, сказал ей «пускай лезет» и заставил немедленно вернуть ребёнка в зал.
А посреди спектакля «Шёпот кастрюль» так же резко осадил одну токсичную бабушку, которая не только без конца покрикивала с первого ряда на свою собственную внучку, если та слишком увлекалась происходящим, но ещё и позволяла себе рычать на чужих детей.
Я только не поняла, почему в последний день фестиваля сам же Дмитрий Дмитриевич напустился на маленькую девочку, которая с неуёмным восторгом стремилась взаимодействовать с артистами дрампуша из эскиза «Океан».
Я, например, не уверена, что в таком нежном возрасте ребёнок в состоянии отличить, в каком месте спектакля его приглашают к взаимодействию, а в каком оно нежелательно. А ещё не уверена, что эта девочка и её мама теперь ещё когда-нибудь захотят пойти в дрампуш.
Получается, когда дети терроризируют челябинских артистов, то пускай, а когда – своих, псковских, то ата-та. Так что ли?
Некоторые спектакли «Кроха-феста» вообще состоялись, на мой непрофессиональный взгляд, только благодаря зрителю.
Зовут его, между прочим, Костик. И из-за него степень сложности зрительской аудитории на бэби-спектаклях в Псковском театре драмы теперь измеряют в Костиках (один Костик – красный уровень тревоги).
Вообще-то талантливых зрителей на «Кроха-фесте» было хоть отбавляй, но Костик в своём неуёмном артистизме оказался неподражаем.
Например, спектакль «Шёпот кастрюль» московского Театра имени Мони Бидони показался мне… как бы это поделикатней выразиться?.. скучноватым. Хотя красивые актрисы демонстрировали чудеса эквилибристики, а также ловко жонглировали посудой, отлично пели и создавали невероятные звуковые эффекты.
Я уже начала позёвывать, наблюдая этот утренник пять звёзд, когда на сцену наконец-то выбежал Костик, забрался под растянутую артистками белую ткань, которая, судя по всему, изображала кипяток или, может быть, пенку, ухмыльнулся и громко сказал: «Гы-гы!»
Костику, чтоб вы знали, всего 2 года и 2 месяца. Но он стал настоящей звездой первого «Кроха-феста» в Пскове. Нет, ну вы зацените этот не по годам мудрый взгляд:
Причём Костик не делал ничего плохого. Он всего лишь излучал оптимизм, активно радовался жизни и проявлял здоровое детское любопытство…
…не упуская возможности заглянуть за декорации, рассмотреть поближе самое интересное, поработать на подтанцовке или чисто по фану подыграть артистам на барабане, а на аплодисментах чинно раскланяться.
А ещё иногда ухитрялся так ловко встраиваться в самые драматичные моменты сценического повествования, что теперь даже непонятно, как они там в своих Москвах и Владимирах вообще обходятся без нашего Костика.
В новгородском спектакле «Потеряшки» есть чем-то похожий на Костика персонаж, которому то «смешно», то «не смешно».
Вот и по Костику, как по барометру, можно было определять, интересный это бэби-спектакль или не очень.
…Но ни белого, ни золотого, ни серебряного кролика Костику почему-то не дали. А зря.
В следующем году (ведь худрук Псковского театра драмы пообещал, что «Кроха-фест» в Пскове теперь станет ежегодным мероприятием в начале зимы или в конце осени) надо бы восстановить справедливость.
…Чтоб Дмитрий Дмитриевич потом не прикапывался ко всем своим знакомым детным ВИПам: «Вы почему своего ребёнка не водите на «Кроха-фест»?»