…В день закрытия «Кроха-феста» случился теракт на пляже в Сиднее, где два религиозных экстремиста застрелили 15 человек, в том числе десятилетнюю девочку. Это были не случайные жертвы, а участники массового иудейского религиозного праздника Ханука, которые собрались на берегу океана, чтобы зажечь ритуальную свечу.
Через два дня ещё один теракт произошёл в Подмосковье, где девятиклассник убил четвероклассника по идейным соображениям, а точнее из ненависти к людям другой национальности (погибший ребёнок был таджиком).
Казалось бы, при чём тут «Кроха-фест». Но театр – это всегда про жизнь. Даже театр для самых маленьких.
А на фестивале в Пскове вдобавок работала бэби-лаборатория, которая неожиданно нащупала некоторые болевые точки современного российского общества.
А кроме того, для участников этого фестиваля был организован круглый стол, на котором были подняты в том числе совсем не детские вопросы.
Так что даже «Кроха-фест» – про всё. Хотя со стороны может показаться, что местные культуртрегеры уже не знают, чего бы такого ещё придумать ради хайпа и кассовых сборов.
А на самом деле в Пскове появилась ещё одна площадка, где людям предлагают задуматься о самом важном. И может благодаря этому сделать мир вокруг чуть-чуть лучше.
Хотя начиналось это всё как будто с баловства.
На официальной церемонии открытия фестиваля вообще творилось непонятно что. Например, со сцены на фоне заставки «Кроха-феста» вдруг зазвучала песня «Звенит январская вьюга» из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию» в исполнении новой вокалистки дрампуша Виктории Николаевой («С любовью встретиться - проблема трудная. Планета вертится круглая, круглая…»)
И такой у этой Виктории… взрослый тембр, что после неё Нина Бродская, которая спела в том самом кино за Наталью Селезнёву, показалась мне, и правда, какой-то писклявой крохой.
Потом была «Песня про зайцев» из кинофильма «Бриллиантовая рука» будто бы почти в тему, учитывая, что символом «Кроха-феста» сделали кролика… Но в исполнении всё той же Виктории Николаевой и вдобавок Сергея Скобелева (а это вам опять никакие не игрушки, уж вы мне поверьте, если сами не видели).
В довершение всего на сцену как выскочили, как выпрыгнули бешеные бабки из ещё только готовящегося к постановке спектакля «Баба Шанель» по пьесе Николая Коляды… Что полетели клочки по закоулочкам…
Короче, первый в Пскове бэби-фестиваль как-то сразу обошёлся без эйджизма и «крохи» старше трёх лет, вроде меня, там тоже знатно порезвились.
К тому же, генеральным партнёром Псковского театра драмы на этом фестивале стало региональное отделение «Деловой России». А значит, фестиваль этот был затеян не только и не столько для того, чтобы развлекать детишек ясельного возраста или там предложить их засидевшимся в декрете мамочкам изысканный культурный досуг с выходом в свет…
А для чего же тогда?
Отчасти это объяснила редактор журнала «Сцена», театральный критик Наталия Каминская на круглом столе «Кроха-феста».
Она рассказала, как больше 20 лет назад в городе Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа, который считается «газовой столицей» России, вот так же придумали проводить «сказочный» театральный фестиваль для детей «Я-мал, привет!».
Что такое Новый Уренгой. Чтоб вы знали, город этот начинался с бараков, в которых жили заключённые ГУЛАГа. Первые дети в этом тогда ещё посёлке на Крайнем Севере родились в 1976 году.
Люди туда и сегодня приезжают не навсегда, рассказывала Наталия Каминская, а на время: заработать денег. Потому что среднегодовая температура в тех краях – минус 4,7 °C. Приезжают нередко целыми семьями. Мужики впахивают на буровых вышках, женщины и дети… ну, наверное, как-то выживали и без театрального фестиваля.
Но «мечты сбываются» ага. И вдруг оказалось, что и на Крайнем Севере можно не только выживать, но и жить, если туда хотя бы раз в году приезжают лучшие театральные коллективы со всего света и вы впереди планеты всей не только по добыче газа, но и по линии драматургии.
Вот так Новый Уренгой на полтора десятка лет стал не только газовой, но и культурной столицей. Но потом какие-то начальники в Газпроме поменялись, а новые начальники… не то, чтобы хотели закрыть ставший уже к тому времени международным детский театральный фестиваль в Новом Уренгое, но не очень понимали, как его делать, сказала Наталия Каминская.
Поэтому выделяли деньги в последний момент… И «Я-мал, привет!» сошёл на нет.
Псков, конечно, не Новый Уренгой, особенно если сравнивать зарплаты. Но даже несмотря на теперь преимущественно плюсовую декабрьскую температуру людям тут жить не особенно комфортно, а не только невыгодно. Особенно молодым людям. Поэтому даже самых талантливых выпускников ПсковГУ в последнее время всё чаще можно встретить на кассе в столичных «Лентах» или «Пятёрочках», а не среди родных барсиков.
Но в Пскове есть театр. Нет, не так. В Пскове есть ТЕАТР (не хуже, а иногда и лучше некоторых столичных)! И вроде как уже даже далёкие от искусства деловые люди начинают понимать, что его надо поддерживать, если вы хотите, чтобы трудовые ресурсы не утекали из региона туда, где жизнь бьёт ключом не только по голове.
Потому что можно платить тем же врачам хоть какие большие подъёмные, но если людям после работы и в выходные некуда сходить, кроме как в пункт выдачи товаров с маркетплейса, то у вас и в больнице будет некому работать, и в школе, и на заводе.
Поэтому да: хороший театр – это не только про досуг.
А в современном театре, коим несомненно является Псковский театр драмы, нынче бэби-бум.
Всё началось в Италии, где режиссёр Роберто Фрабетти основал в том же самом 1976 году, когда в Новом Уренгое родились первые детишки, первый в мире бэби-театр под названием La Baracca Testoni Ragazzi для малышей от года до трёх лет.
Ну вот и до наших палестин докатилось.
Если вы думаете, что бэби-театр – это что-то типа детского утренника, то нет. Как опять же объясняла несведущим, вроде меня, Наталия Каминская, театр для самых маленьких – это не просто игра взрослого с ребёнком, а строго регламентированное действо, основанное на очень простом сюжете и смене эффектов: тактильного, светового и звукового («немного потрогали, немного послушали, немного посмотрели…») При жёстком тайминге: 30-35 минут, не более.
При этом интерактив получается сам собой. Артисту не надо как-то специально зазывать ребёнка поучаствовать в представлении: «Он сам там толчётся».
Что, разумеется, обязывает артистов быть ещё к тому же, и педагогами, и психологами, и аниматорами… Поэтому театр La Baracca в Италии сразу стал не просто театром, а чем-то вроде научного центра.
Придумавший его Фрабетти, кстати, не раз приезжал к нам в Россию с мастер-классами и, между прочим, восторженно отзывался в своих интервью об Александре Ловянниковой, которая поставила в Псковском театре драмы уже три бэби-спектакля.
Так что у Пскова есть все шансы стать новым бэбиуренгоем. Ещё и потому, что в рамках первого псковского театрального фестиваля для самых маленьких прошёл не только показ готовых спектаклей иногородних театров, но и работала бэби-лаборатория, в которой приглашённые режиссёры придумывали эскизы новых бэби-спектаклей для Псковского театра.
На первый раз за пять дней было создано три таких эскиза на темы: «Один день в лесу», «Сотворение мира» и «Океан».
И хотя на пресс-конференции в день открытия фестиваля «Кроха-фест» худрук дрампуша Дмитрий Месхиев выразил надежду, что все три потом можно будет довести до полноценных спектаклей и добавить в репертуар, похоже, что в итоге ему понравились только два.
Эскиз «Один день в лесу» так и вовсе был включён в репертуар дрампуша до первого показа, который на сайте театра был анонсирован как премьера спектакля.
Создали его режиссёр Арина Юдинцева и художник Анна Белопухова из Санкт-Петербурга. И он, действительно, выглядел как готовый спектакль, работа над которым велась вовсе не 5 дней, хотя члены жюри всё равно надавали советов, как его надо доработать.
В этом эскизе прекрасно примерно всё: лес и ручей из крафтовой бумаги, музыка и артист Максим Плеханов в роли ромашки, дятла и ёжика.
Эксперты, во-первых, оценили «работу с объёмом» (спектакль начинался с крохотных птичек и пчёлок, переходящих в белочек, а закончился гигантским крафтовым лосем Денисом Кугаем).
И, кстати, гости из других городов похвалили Псковский театр за то, что в наших бэби-спектаклях играют по-настоящему большие артисты, которые исполняют главные роли во взрослых спектаклях (а не как это бывает в других театрах – сосланные на детскую сцену надоевшие худруку «сукины дети»).
Во-вторых, псковским артистам наговорили комплиментов за то, что они так умело обращаются с куклами. Оказывается, в питерском театре «Бродячая собачка» на кукловодов учат целых 5 лет, а тут вона какие талантливые люди – всего за 5 дней управились!
Во-третьих, видавших виды бэбитеатроведов восхитила хитрость режиссёра с мешочками, которые маленьким зрителям раздали перед началом представления.
Дети по команде артистов доставали из этих мешочков то засушенные дубовые листики, чтобы «помочь белочкам утеплить на зиму дупло», то грибочки – чтобы «покормить ёжика». Что само по себе дисциплинировало зачарованную публику и удерживало крох от несанкционированных набегов и поползновений.
Единственное, что не понравилось экспертам – так это «светлячки», которых детям подарили в конце спектакля.
Настоящие светляки потому что голубые, а не жёлтые!
Ну хотя бы никто не возмутился, что ёжика надо было кормить грибочками, хотя ёжи грибов не едят)))
Вердикт Дмитрия Месхиева был такой. «Попрошу после спектакля ко мне в кабинет!» - сказал он Арине Юдинцевой.
И теперь на сайте дрампуша написано, что следующий показ «Одного дня в лесу» запланирован на весну.
Но самый большой ажиотаж вызвал не этот эскиз, а «Океан» режиссёра из Москвы Евгении Таныгиной и художника из Тулы Александры Лыженковой.
В этом эскизе участвовали артисты Олег Григорьев, Александр Овчаренко и Александр Петровский. А посмотреть на него собрались, кажется, все работники Псковского театра драмы, которые еле уместились на большой сцене позади детишек, которые сидели на подушках.
В эскизе оказалось много «нежного юмора», как это назвали потом на обсуждении. Причём местами очень даже взрослого. Поэтому в задних рядах публики то и дело раздавался громкий совсем не детский ржач.
А некоторые солидные дяди так забылись, что даже начали ругаться на ребятишек, что они мешают им смотреть представление.
Эксперты потом хвалили этот эскиз за пластику (новоявленный наш ихтиандр Александр Овчаренко переадресовал эти похвалы хореографу дрампуша Илоне Гончар)...
...за «дурных рыб», которые позволяли себя погладить и при этом даже мурлыкали...
...и вообще… за глубину.
При этом глубины этому спектаклю, конечно же, придавало само пространство большой сцены – особенно, когда с колосников в воображаемый океан «падали» какие-то посторонние предметы, медленно погружаясь на дно. Жалко, что это была разовая акция и в дальнейшем спектакль будет жить в новом зале, где нет такого завораживающего объёма.
Критики после этого эскиза было совсем мало, одни сплошные восторги. Хотя… Наталия Каминская раскритиковала сцену с бутафорскими кораллами, которые фонтанировали разноцветными гаметами.
По её словам, это «вчерашний день» и было во всех детских спектаклях уже сто раз. А вот сцена с морским мусором ей понравилась – это «современно».
Но дети одинаково радовались и кораллам, и игрушечному оранжевому морскому дворнику неизвестной ихтиологии, который приполз с совком и щёткой убирать со дна океана свалившийся с колосников хлам.
А когда после поклонов маленьких зрителей пустили на сцену – то они с величайшим интересом заглядывали в трубы, изображающие те самые кораллы «вчерашнего дня», пытаясь понять, откуда там выстреливали цветные фонтанчики.
А теперь про «провальный» эскиз. Это работа режиссёра Ленары Гадельшиной и хореографа Дарьи Дерябиной из Москвы под названием «Сотворение мира».
Его показывали в пространстве «Цех» и он вызвал больше всего споров. Наверное, потому, что этот эскиз был не просто трогательным, как «Один день в лесу» или забавным, как «Океан», а на самом деле задел многих за живое.
В нём были задействованы Илона Гончар, Алексей Ухов и Андрей Ярославлев.
И поскольку над ним работали сразу два хореографа, включая приглашённого, то получился почти бэби-балет (бэби-оперы же уже существуют, так что вот так).
Тема создателям этого эскиза досталась действительно непростая, но они всё-таки постарались за 5 дней с ней справиться. Да не просто состряпать какую-нибудь очередную «Божественную комедию», а отразить великое многообразие мифов и легенд о происхождении всего живого на Земле.
Тут вам и славянские Белобог с Чернобогом, и утка, которая, согласно верованиям многих финно-угорских народов, снесла яйцо или несколько яиц, которые потом сами разбились или были разбиты её утятами, благодаря чему появились солнце, земля, луна и звёзды, а у северных славян или, например, чувашей просто нырнула на дно океана и принесла оттуда землю и камни, из которых образовалась суша.
Герои этого спектакля создавали реки и море, варили волшебный суп, чтобы в нём зародились животные, а потом вместе со зрителями спасали этих животных от всемирного потопа на огромном корабле…
А в конце сказали, что любой из нас тоже Творец и способен создать свой собственный новый мир – другого человека. И предложили каждому родителю обнять этот свой пока маленький другой мир.
Одна зрительница потом сказала, что даже у её «брутального» супруга, с которым они привели в театр своего ребёнка, в этом месте глаз заблестел от навернувшейся слезы.
Но эксперты эскиз раскритиковали.
За что, что он сырой (при том, что даже Всевышнему понадобилось не 5 дней, а всё-таки 7 для такого ответственного дела как сотворение мира).
За то, что во время представления артисты били яйца и тем самым погубили уткиных детишек (хрупкая детская психика такого не выдержит, видимо).
За то, что Андрей Ярославлев из эпичного сказителя то и дело превращался в аниматора с детского утренника и говорил: «А давайте-ка, дети…» (Было дело, хотя прекраснодушный Ярославлев как-то умеет разговаривать с детьми без сюсюканья и слащавой улыбочки и даже в роли массовика-затейника остаётся искренним в своей доброте).
Но главное, эскизу «Сотворение мира» досталось за то, что это всё слишком сложно и не подходит для преимущественно православного псковского населения. Что это, мол, ещё за утки?
«Как я объясню своему четырёхлетнему ребёнку эту утку?» - возмущался художественный руководитель Псковского театра драмы Дмитрий Месхиев. Дескать, его дочка выросла в православной семье, она знает, что мир создал Бог. А тут какая-то утка… Зачем утка. Почему утка.
Можно подумать, что объяснить четырёхлетнему ребёнку Библию – это офигеть как просто.
А вот я считаю, что очень полезно рассказывать детям, что у разных народов разная оптика и свои «скрепы». И, что якуты, например, «кормят» огонь, марийцы вешают над родниками баранью шерсть, а бурятские монахи составляют гороскопы не потому, что они какие-то отсталые, неправильные или чуждые нашей русской культуре, а потому что у них вот такие традиции.
И что это же очень здорово и интересно, что люди такие разные. И что сегодняшним российским детям это понимание очень пригодится, когда наши власти начнут компенсировать дефицит населения мигрантами не только из Таджикистана и Узбекистана, но и из всяких других экзотических стран.
Да, и кстати, даже очень маленькие дети не такие уж глупенькие, как нам иногда кажется.
Потому что когда в конце обсуждения эскиза «Сотворение мира» организаторы фестиваля вдруг решили обратиться к малышам: «Дети, а у вас есть вопросы?», – то один мальчик немедленно отозвался:
- Есть! А кто создал Бога?
Занавес.