Псковское «солсбери»: со своей «грязью» в чужое болото

Пока лучшие псковские учителя биологии обсуждали, как внушить каждому ребёнку, что повсюду «Твоя земля», жильцы одного из дворов Пскова захотели отгородиться от экологических активистов шлагбаумом

21.09.2018 в 22:28, просмотров: 2380

Во вторник лучшие учителя биологии Псковской области попробовали выяснить, почему у них жизнь – жестянка. И для более глубокого погружения в проблему отправились в болото.

В самое что ни на есть «роскошное», как им его анонсировали, псковское болото – в Полистовском заповеднике, чтоб уж наверняка отрешиться от благ цивилизации и прочувствовать непреходящее.

А оказалось: зря старались. Болото в их отсутствии развезлось в областном центре. В паблике «КОНТРОЛЬ.ПСКОВ» социальной сети «Фейсбук», участники которого вдруг вздумали обсудить школьную экологическую акцию.

По ходу они заодно популярно объяснили всяким там экологическим активистам, где «Твоя земля», а где «посторонним вход воспрещён, моя».

Псковское «солсбери»: со своей «грязью» в чужое болото

Предыстория такова. В один из тёплых осенних дней завуч по внеклассной работе псковского многопрофильного лицея № 4 затеяла с учениками экологическую акцию, чтоб не словом, а делом отметить Всемирный день чистоты. Уж не знаю, как ей удалось подвигнуть школьников на это благое дело (после того, что случилось, она предпочла спрятаться от прессы), но акция явно удалась.

Ребята собрали мусор на городской набережной, а потом отнесли его в ближайший мусорный бак во дворе домов 12 и 12А на улице Кузбасской Дивизии. Да ещё и сфотографировались возле этого мусорного бака с полными пакетами всякого «добра», радуясь, какие они молодцы.

Ой, спасибо, хорошо, положите на комод

Но вот беда: нашлись люди, которые платят за обслуживание этого контейнера и не желают, чтоб кто-то складывал в него посторонний мусор.

Жиличка того самого двора каким-то образом отследила эту экологическую акцию и пожаловалась на неё в группе «КОНТРОЛЬ.ПСКОВ», созданной в «Фейсбуке» городскими властями «для оперативной связи с неравнодушными жителями города Пскова, которые хотят сделать свой город лучше».

Сотрудница аппарата Псковской городской Думы Анна Удовенко немедленно ответила, что передала эту информацию «для разбирательства» в городское управление образования, а позже подтвердила «Московскому комсомольцу», что «всем учреждениям указано на недопустимость таких действий» и что «по линии управления образования на планёрке директорам доведена информация».

(Идёт Год волонтёра, если кто забыл.)

Экологам в Псковской области так же трудно, как обыкновенной сосне в Полистовском болоте. Фото Ольги Миронович.

В лицее № 4, впрочем, ни до кого из завучей пока ничего не «довели». А до участников проекта «Твоя земля» эту информацию «довела» я незадолго до начала их погружения в Полистовское болото.

Вы бы видели их лица. Они как раз заговорили о том, как им мешает в их работе несознательность не столько школьников, сколько школьниковых родителей.

Твоё лицо, когда ты узнал, что обитатели псковских дворов считают некоторые экологические акции безнравственными. Фото Ольги Миронович.

Думаю, их лица вытянулись бы ещё больше, если б они почитали ветку обсуждений под тем постом в группе «КОНТРОЛЬ. ПСКОВ».

Ведь участники группы негодовали из-за «безнравственного» поступка школьников очень долго и им было всё никак не успокоиться.

Их особенно возмутило, что дети несли свои пакеты с мусором мимо частных домов и не подумали постучаться ни в одну калитку, чтобы сгрузить свою «грязь» там.

Петров и Боширов отдыхают

Школьники, понимаешь, коварно воспользовались тем, что двор многоэтажек на улице Кузбасской Дивизии не огорожен забором.

«К сожалению, сейчас так воспитана молодёжь, что позволяет себе в принципе припереться в чужой двор гадить», – неистовствовала одна дама и искренне жалела, что прошли те времена, когда дети боялись сунуться в чужой двор, зная, что им там мигом накостыляют.

В конце концов этот пост со всеми комментариями исчез. Администратор группы его не удаляла, значит, это сделала автор.

Но в другой ветке она уже через день проговорилась, что вместе с соседями теперь подумывает поставить на въезде в свой двор шлагбаум, а «а то ходЮт всякие».

«Твоя земля», как же. Твой берег. Ещё скажите, крымнаш. А коснись: ничего не знаю, твоя замусоренная набережная с краю.

Формально борец с юными экологами, конечно, права. В лицее № 4 мне бодро объяснили, что отныне в подобных случаях, «наверное», будут решать проблему «централизованно» «на уровне города».

Бобры тоже воюют с экологами. Фото Ольги Миронович.

А мусорка своего отдашь на съедение?

Ещё можно на уровне президента такие проблемы решать. Ведь денег, чтоб заказать мусорный контейнер под экологическую акцию, ни у одной псковской школы, как легко догадаться, нет и не предвидится. Да и управление образования такими средствами навряд ли располагает.

Я вчера как раз сдала тысячу рублей в фонд другой псковской школы после того, как мне популярно объяснили, что кроме родителей учеников никто таким образовательным учреждениям деньги на текущий ремонт нынче не выделяет.

Что же касается многопрофильного лицея № 4, то та самая завуч по телефону обещала мне, что будет и впредь проводить со школьниками экологические акции, потому что, мол, не для того она столько лет в школе проработала, чтобы вот так пасовать перед трудностями.

Но глаза в глаза учителя биологии, повторяю, самые лучшие в Псковской области учителя, что-то не смогли мне ничего такого гарантировать. И явно приуныли от подобных новостей.

Хотя нет. Нашлись и среди них такие, кто грозится настучать кулаком по столу главы района. Кто агитаторов за кандидата в губернаторы Михаила Ведерникова не побоялся уличить во вранье.

Напомню, областная общественная организация «Чудской проект» собрала их в псковской глубинке всех вместе, чтобы подвести итоги проекта «Твоя земля».

Это «Чудской проект» отрабатывал президентский грант, выделенный ему на улучшение экологического образования псковских школьников на примере особо охраняемых природных территорий нашего региона.

Как всё у «Чудского проекта», «Твоя земля» получилась красивой. Авторы этого проекта при поддержке областного управления образования разработали и провели в 27 школах экологические уроки, организовали учёбу для учителей естественных дисциплин, провели конкурс методических разработок и создали электронное пособие по экологическому образованию, а также виртуальный природный гид по двадцати особо охраняемым природным территориям Псковской области…

Наконец они устроили для лучших в Псковской области преподавателей естественных дисциплин, педагогов дополнительного образования и специалистов экоцентров день открытых дверей сперва в национальном парке «Себежский», а потом в заповеднике «Полистовский», чтоб вдохновить их на новые подвиги.

Лучшие экологи Псковской области. Фото Ольги Миронович.

Ну и заодно вызвали их на разговор: какие, по их мнению, проблемы мешают экологическому образованию в регионе и как их можно решить.

Тут надо не компоненты, а всю систему менять

Проблемы у преподавателей биологии, как выяснилось, такие:

1. Отсутствие лицензированного транспорта для того, чтобы вывезти детей на природу и подкрепить теоретические занятия практикой.

По идее, лес всегда рядом с городом, а вот поди ж ты – организуй для школьников хотя бы однодневный поход. Приходится просить родителей или везти школьников на личном авто.

2. Не всякий педагог готов взять на себя такую большую ответственность, чтобы вывезти или даже вывести детей на природу.

Вот пошли они мусор на набережной убирать во Всемирный день чистоты. А ну как к кому-нибудь из учеников присосётся энцефалитный клещ. Кто будет виноват? Конечно, учитель.

Думаете, ему доплачивают за такой риск. Правильно думаете. Поэтому многие учителя стараются вывозить детей на экскурсии как бы втайне от своих руководителей («молчите, молчите!» – махали участники проекта «Твоя земля» на свою коллегу, когда она это рассказывала). Ведь директор школы тем более не хочет в тюрьму.

Участники проекта. Фото Ольги Миронович.

3. Нехватка времени у детей, которые сегодня до предела загружены обязательной школьной программой. Им ещё 25 заданий надо успеть до ночи сделать, а вы тут со своей экологической акцией.

4. Невозможность подкрепить замечательную теорию столь же замечательной практикой.

«Надоело объяснять детям, как важно не выбрасывать на свалку использованные батарейки, если не знаешь, как ответить на вопрос, а куда им эти батарейки девать?»

Профессор Великолукской сельхозакадемии Зоя Ивановна Курбатова, например, услышала, как агитаторы за Михаила Ведерникова перед губернаторскими выборами рассказывали, что в Великолукском районе открылся мусороперерабатывающий завод.

Выборы прошли, а она так до сих пор и не дозналась, где такой завод находится, но полна решимости с тех агитаторов спросить: «Я б туда студентов на экскурсии возила!»

5. Либеральность российского экологического законодательства.

«Я была в Польше и Германии и видела, как тамошние водители боятся выбросить фантик из окна, зная, какие за это большие штрафы. А у нас кидай сколько хочешь. Неужели непонятно, что бесполезно экологически образовывать людей, пока повсюду не появятся камеры видеонаблюдения. И пока за мусор мимо урны не начнут как следует наказывать?»

6. Отсутствие системы в отечественном экологическом образовании.

«Когда я двадцать лет назад пришла в школу, меня директор спросил: «Хочешь экологию преподавать?» - «Хочу». – «Вот тебе час в неделю». А на следующий год не дал ни одного часа. А потом два. А потом опять ни одного. По-моему, никакая это не система».

«Раньше в районном доме детского творчества работали два педагога, которые вели кружки по экологии. Дети участвовали в акциях, аистов считали, плакаты рисовали, подавали заявки на всероссийские конкурсы… А теперь где это всё? Разрушено. Причём сверху».

«Хоть бы ввели экологию в обязательную программу. Пускай до 9 класса, а то мы только и делаем, что натаскиваем детей на ЕГЭ. Ну хоть бы час в неделю дали».

– Так как же вы ухитряетесь преподавать у себя в школах экологию?

– Во внеурочное время. Я, например, веду кружок «Зелёный патруль». Мы организовали у себя в школе конкурс костюмов из мусора «Вторая жизнь ненужных вещей». Дети смастерили, не поверите, 150 костюмов: исторических, новогодних… Мы устроили им дефиле – так они целый день их демонстрировали один за другим всю первую и вторую смену (победитель конкурса методических разработок проекта «Твоя земля», педагог дополнительного образования школы № 24 им Л. И. Малякова в Пскове Людмила Васильевна Филиппова).

Людмила Васильевна Филиппова получает награду от руководителя проекта "Твоя земля". Фото Ольги Миронович.

(От себя добавлю, что педагоги основного образования тоже донельзя изобретательны. Например, некоторые псковские учителя ОБЖ вопреки Закону об образовании и здравому смыслу ухитряются находить на своих уроках время для политинформации. Политинформацию к каждому уроку готовят ученики, естественно, на оценку.

А что, очень дальновидно. Случись в Пскове «Зимняя вишня» (не дай бог), будет легче найти виноватого.)

7. Нехватка финансирования.

«Раньше управление образования хоть какие-то деньги выделяло на поездки в лес, в заповедник, на всероссийские конкурсы, а теперь всё должны оплачивать родители. Думаете, много таких родителей, кто способен оплатить?»

Мы ко всему привыкшие

«До чего ж вы все замечательные люди, – чуть не прослезился руководитель проекта «Твоя земля», менеджер «Чудского проекта» Андрей Васильев. – Хоть бы один пожаловался, что у педагогов зарплата маленькая…»

Участники проекта "Твоя земля" на экскурсии в Полистовском заповеднике. Фото Ольги Миронович.

– А мы уже привыкли. Мы привыкли, что нам её с 2014 года всё уменьшают и уменьшают под видом увеличения.

– Так какая проблема экологического образования в Псковской области самая болезненная?

– Конечно, проблема финансирования.

Взять хотя бы новгородцев, вдруг сказал кто-то. У них, мол, на каждую акцию листовочка напечатана.

«Новгородская область не настолько дотационная!» – оборвали псковские учителя биологии сами себя.

– А я вот возьму и пойду к главе района требовать деньги на экологическое образование, – заявила одна молодая преподавательница. – Да! И стукну по столу кулаком! Потому что надо шевелиться в этом направлении не только педагогам бедным, но и вышестоящим органам! Мы и так делаем всё, что можем: мы на всероссийских конкурсах из года в год призовые места со своими проектами занимаем!

– Что мы ещё можем сделать, чтобы решить наши проблемы? – аккуратно допытывался у коллег по проекту «Твоя земля» Андрей Васильев.

– А давайте в следующий раз лучше сделаем международный проект? – предложил кто-то. – И премии будут побольше, и значимость повыше… Подключить какое-нибудь иностранное государство, а хотя бы и Белоруссию…

– Да ничего мы не можем, – расстроились остальные. – Потому что куда ни кинь, всё упирается в деньги, а тут мы ничего не в состоянии изменить. Это не от нас зависит.

Тут я не стерпела и говорю: «Почему ж от вас ничего не зависит. Ещё как зависит! Например, во время выборов, когда вы подрабатываете в избирательных комиссиях на участках для голосования…».

«Вы не представляете, что там творится», – вполголоса ответили мне. И так выразительно на меня при этом посмотрели, что я почувствовала себя Лизой Бричкиной, которая обронила посох.

Думаю: скорей бы в Полистовское болото, там наверняка экологичнее.

Ольга Миронович.