Приказ по инвалидам: экономия на людях или мера необходимости

«Кажется, что инвалидная коляска - это просто 4 колеса. На самом деле это высокотехнологическое устройство, его настраивают индивидуально под человека, у каждого - свой баланс, свои параметры. Я не смогу пересесть на другую коляску - это будет как если бы я надел чужую обувь», - так объясняют специфику своего ТСР (технического средства реабилитации) псковские инвалиды-колясочники.

Приказ по инвалидам: экономия на людях или мера необходимости
До сих пор замена дорогостоящих технических средств реабилитации происходила автоматически, теперь же понадобится заключение экспертизы. Фото: Псковская Лента Новостей

На прошлой неделе они собрались в офисе Псковского представительства Всероссийского общества инвалидов для того, чтобы обсудить новые правила, по которым будут ремонтировать или менять электроколяски.

 Раньше схема была проста: спустя пять лет эксплуатации инвалид получал новую коляску. Теперь же для этого средство реабилитации придется сдать на медико-техническую экспертизу - а дальше уже масса вариантов развития событий. Даже бабушка с хрустальным шаром не сможет, пожалуй, предугадать результат.

Причина нововведений, по мнению инвалидов, лишь одна: государство нашло еще один способ сэкономить.

«МК в Пскове» узнал, как именно будет производиться экспертиза и так ли она страшна, как ее малюют.

«На глазок»?

Сразу оговоримся: новшества коснутся не только колясочников. 23 июля прошлого года вступил в силу приказ министерства труда РФ №521н об утверждении перечня технических средств реабилитации, протезов и протезно-ортопедических изделий, замена которых по истечении установленного срока пользования должна быть подтверждена заключением медико-технической экспертизы. Этот перечень включает электроколяски для инвалидов, кресла-коляски с дополнительной поддержкой для головы и тела, в том числе для больных ДЦП, а также различные модели протезов и ортезов с внешним источником питания. Если исходить из данных о том, что в Псковской области на сегодня насчитывается больше 53 тысяч инвалидов, из них около трети - инвалиды первой группы, то данный приказ затронет жизнь достаточно большого количества людей. А потенциально - чуть ли не каждого, ведь никто из нас не застрахован от ДТП, несчастного случая, сложной болезни или старости.

По словам председателя Псковского регионального отделения ВОИ Марины Борисенковой, люди пока не успели столкнуться на практике с тем, как будет реализовываться приказ, сам текст документа не проясняет целый ряд принципиально важных моментов.

В частности, у псковских колясочников возникает вопрос: кто войдет в состав экспертной комиссии? Она должна состоять из пяти человек, в том числе представителей регионального Фонда соцстрахования и изготовителей-производителей ТСР. «У нас в Псковской области нет производства ни электроколясок, ни высокотехнологических протезов, ни ортезов, - поясняют колясочники. - В Пскове есть протезная мастерская, которая изготавливает обычные протезы и обувь. Насколько грамотно они смогут провести экспертную оценку - это вопрос».

Взять ту же коляску: чтобы определить такие показатели, как усталость металла или степень износа аккумулятора, нужна специальная лаборатория. «На глазок» оценить не получится. Даже если в составе комиссии будет электрик - он все равно, как считают инвалиды, не сможет дать экспертную оценку без соответствующих инструментов.

Ближайший к Пскову завод по производству электроколясок находится в Москве - согласитесь, это далеко и дорого. Раз уж речь зашла о производителях: в техпаспорте на ТСР они всегда указывают срок эксплуатации (именно на него и ориентировались законодатели, прописывая сроки замены средства реабилитации). «Получается, что данное постановление идет в разрез с производителями, - говорит Марина Борисенкова. - Здесь кроется очень большая опасность. Кто будет нести ответственность за случаи, когда человек получит травмы из-за отслужившего свой срок ТСР? Производитель не возьмет на себя обязательства, если что-то случится, а в ФСС скажут, что у них не было возможности сделать качественную экспертизу ввиду отсутствия специалистов».

По-живому

Не совсем понятны и критерии, по которым будет приниматься решение о том, ремонтировать ТСР или заменять новым. Погнулось колесо, стерлась силиконовая прокладка, отломалось крепление спинки - как это будет квалифицироваться? А что делать, если коляска сломалась через неделю после экспертизы? По мнению колясочников, важно также, учтут ли мнение о состоянии ТСР самого человека с инвалидностью. Как говорит инвалид Александр Ефремов, «надо смотреть не только сами узлы или как хорошо двигаются колеса - есть ведь и другие особенности, например, растяжение материала, на котором сидит человек. Из-за этих проблем могут возникать физиологические нарушения, изменение осанки, что ведет к дополнительным проблемам физиологическим и ухудшению состояния здоровья».

Марина Борисенкова подтверждает эти слова, ссылаясь на свой разговор с представителями медико-социальной экспертизы Псковской области: они тоже бьют тревогу. «По мнению специалистов, это может привести к ухудшению здоровья, потере качества жизни и даже ее сокращению, - поясняет Марина Эдуардовна. - Представляете, человек весом в 100 кг встал в ортезе, где эксперты не заметили микротрещину, ортез сломался, человек получил дополнительные переломы. Он до этого реабилитировался 3-4 года, и снова надо реабилитацию проходить? У нас же реабилитационных центров нет. Получается, что опять все ляжет на плечи родственников - они не будут работать, не будут платить налоги. Где же экономия?»

Еще один момент: срок проведения экспертизы - 15 дней. На это время инвалид останется, по сути, обездвиженным - создание фонда подмены приказ не предполагает. Вопросы вызывает и необходимость доставки ТСР на комиссию: коляски с электроприводом очень громоздкие, весят они минимум 70 кг, не каждое такси их повезет, есть даже модели под 200 кг. Получается, доставку может обеспечить разве что спецтранспорт - есть ли такой в Пскове?

Наконец, по мнению колясочников новые правила отнюдь не стимулируют бережное отношение к ТСР. Скорее наоборот - даже провоцируют инвалидов А зачем беречь коляску, если твоей бережливостью воспользуются и продлят срок службы коляски на год, два, пять, когда срок ее уже вышел? Может, просто тогда ускорить ее выход на пенсию? Впрочем, это уже область вне закона, на эту тему даже фантазировать страшновато...

Но все это частности, главная проблема заключается в том, что сам алгоритм замены или ремонта высокотехнологичного ТСР, безотказно работавший многие годы, теперь будет сломан. Сколько времени понадобится для того, чтобы выработать новые механизмы, неизвестно. Но инвалиды не сомневаются в том, что процесс будет небезболезненным, по-живому. К тому же они подозревают, что со временем перечень может быть расширен - тогда приказ затронет еще большее количество людей.

Все по порядку

За разъяснениям по вопросам, которые тревожат псковских инвалидов-колясочников, мы обратились в Псковское региональное отделение ФСС РФ.

Выяснилось, что обсуждение новшеств, вызванных приказом, проходило на декабрьской встрече с представителями различных региональных объединений инвалидов (в том числе отделения Всероссийского общества глухих, слепых, родителей детей-инвалидов и общества «Ковчег»). Представители Псковского отделения ВОИ, председателем которого является Марина Борисенкова, на заседании присутствовать не смогли по причине плотного графика общественно-политической работы - с этим и связано недопонимание по целому ряду вопросов, уверены в ФСС.

Ирина Болотина, заместитель управляющего Псковским региональным отделением ФСС РФ, и Маргарита Куцак, начальник отдела социальных программ отделения Фонда, согласились на наше предложение озвучить информацию по темам, которые тревожат инвалидов.

Действительно, на сегодня у Фонда нет опыта проведения медико-технической экспертизы: нет ни одного заявления на замену ТСР либо на представление их нам для проверки в Псковской области. Но ФСС находится в тесном сотрудничестве с другими региональными отделениями, и как только какой-то опыт появится, он будет транслирован на местах. Помимо порядка осуществления экспертизы, прописанного в приказе, у ФСС есть методические рекомендации, разработанные министерством труда и социальной защиты РФ, говорят наши собеседники.

«В рекомендациях очень подробно рассказывается о том, каким образом должна проходить медико-техническая экспертиза, кто является участником комиссии, по каким критериям оцениваются параметры, необходимые нам для заключения, - рассказала нам Ирина Болотина. - Приказ по региональному отделению о создании комиссии вышел в октябре 2019 года. В состав комиссии кроме специалистов регионального отделения вошли два сотрудника протезно-ортопедического предприятия, у которых получены лицензии на экспертизу протезов с внешним источником энергии, кроме того, они сертифицированы организациями, которые выпускают эти модули. Также в состав комиссии вошел врач-ортопед-травматолог, который будет давать свое заключение в части нуждаемости в замене либо ремонте ТСР. Достигнуто соглашение с медико-социальной экспертизой Псковской области о привлечении их специалиста в тех случаях, когда будет необходимо подтвердить не технические, а медицинские параметры нуждаемости в новом ТСР. Они будут присутствовать на заседании комиссии вместе с личным учетным делом инвалида».

Как сообщили в региональном отделении ФСС, в состав комиссии включен и инженер, который сможет выявить у ТСР неполадки технического плана. Предполагается, что в случае серьезных технических проблем могут быть привлечены представители завода-изготовителя. В самых тяжелых случаях средство реабилитации будет отправляться непосредственно производителю.

Всеобщая идентификация

В разговоре с представителями ФСС выясняем, что изменение порядка замены и ремонта некоторых ТСР вызвано не только и не столько необходимостью экономии средств федерального бюджета. Да, высокотехнологичные ТСР являются дорогостоящими, например, протезы с внешним источником энергии стоят и 3 млн рублей, и дороже. Менять их каждые два года лишь из-за того, что «разлохматился» чехол протеза, - наверное, не оправдано. К тому же, есть инвалиды, которые очень бережно относятся к средствам реабилитации.

Вместе с тем, нововведения обусловлены и стремлением привести ТСР, которые самостоятельно приобретаются инвалидами, к соответствию критериям, предъявляемым Фондом в техзадании на проведение аукционов по закупке аналогичных средств. При проведении медико-технической экспертизы в перечни будут вноситься данные электронного коленного модуля протеза и серийного номера коляски с электроприводом - по сути, все высокотехнологичные ТСР учтут и идентифицируют.

Срыва поставок инвалидам бояться не стоит, уверяют в региональном ФСС. «Мы уже сейчас разослали всем гражданам, которые попадают под этот приказ, по всем трем позициям - по опорам для стояния, протезам и коляскам с электроприводом - информационные заказные письма с обязательным уведомлением о получении о том, что изменился порядок замены и ремонта ТСР, - говорит Ирина Болотина. - Рассказали о том, что от инвалида потребуется заявление,  как найти соответствующие документы на сайте регионального отделения и направить их нам. Получив заявление, мы, предусмотрим этот факт в плане закупок и, в зависимости от того, какое решение принимает медико-техническая комиссия,  осуществим закупку. Здесь волноваться не о чем: каждый инвалид будет извещен о том, что ему  в этом году предстоит замена ТСР. Экспертиза может проводиться как в присутствии инвалида - ему надо будет лишь написать согласие, так и в его отсутствие либо при участии его представителя. По итогам составляется протокол, в течение 2 дней инвалида извещают о решении экспертизы».

К сожалению, у регионального Фонда соцстрахования нет свободных средств на то, чтобы иметь подменный фонд ТСР, да и бюджетом финансирование такое не предусмотрено. Выходом из положения может быть создание подменного фонда за счет средств общественных организаций инвалидов или же переговоры с управлением соцзащиты, в распоряжении которого есть инвалидные коляски и протезы - они дают их в прокат.

Что касается критериев оценки состояния ТСР, то все они изложены в приказе, а более детализированная информация есть в рекомендациях Минтруда. Как рассказали нам сотрудники ФСС, это достаточно большой набор таблиц, в которых перечисляются все характеристики, по которым будет оцениваться необходимость ремонта или замены средства реабилитации.

В случае принятия заключения о необходимости ремонта, протезы будет ремонтировать Псковское протезно-ортопедическое предприятие, в случае необходимости электронные модули будут отсылаться производителю, в Москву.

«С колясками дело обстоит сложнее, - продолжает Маргарита Куцак. - Сертифицированных мастерских в Псковской области  нет. У нас был опыт, когда мы заключали договор и пересылали коляску транспортной компанией на адрес производителя. Важно учитывать также, что на коляски в течение 12 месяцев действует безусловная гарантия. Если речь идет о постгарантийном обслуживании, то зачем кого-то искать, если известно, кто поставщик. С ним заключается контракт, и ремонт производится поставщиком в сервисной мастерской».

Еще детальнее

- Что делать, если инвалид не может предоставить коляску по месту проведения экспертизы (например, она габаритная, или инвалид проживает в деревне)?

Доставлять ТСР непосредственно на комиссию не обязательно. ФСС может провести выездное заседание, вплоть до районов области.

- Можно ли будет подавать заявление на проведение экспертизы раньше срока эксплуатации?

Да, в случае невозможности дальнейшей эксплуатации инвалид имеет право на досрочную замену - это правило никто не менял. Если коляска вышла из строя через 3 года, тот же колясочник может подать заявление на замену.

- Будут ли какие-то преференции для тех инвалидов, кто действительно бережно относится к ТСР?

Нет, этого законом пока не предусмотрено.

- Имеет ли право сам инвалид осуществлять мелкий ремонт своего ТСР?

В течение срока безусловной гарантии не стоит этого делать: завод-изготовитель может отказать в заявке на выполнение ремонта по причине «несоответствующей эксплуатации ТСР». Но это не отменяет соблюдения элементарных правил ухода за ТСР - все они описаны в паспорте использования.

- Может ли общественная организация повлиять на состав экспертной комиссии?

Комиссия избирается до следующего изменения нормативных документов либо до увольнения сотрудника, который в ней состоит. Приказом не предусмотрено участие общественных организаций в составе комиссий ни в качестве приглашенных, ни в качестве наблюдателей.

- Насколько часты в практике Псковского отделения ФСС случаи срыва запланированных аукционов на поставки ТСР?

Такие случаи были, например, в прошлом году дважды не состоялась закупка кресла-коляски с электроприводом для управления головой. Иногда заявки приходится отклонять из-за неправильно оформленных документов. Но такая практика редка. В большинстве случаев торги осуществляются.

- На каком этапе инвалиды могут повлиять на закупки по торгам?

На этапе приемки средств реабилитации по итогам поставок. Представители общественных организаций инвалидов, которые входят в состав приемочной комиссии, могут сделать замечания, которые обязательно учитываются ФСС. В частности, последняя поставка детских подгузников была отклонена, в том числе, с учетом мнения руководителя региональной организации родителей детей-инвалидов.

- По какому телефону можно получить справку по вопросам замены и ремонта ТСР в Пскове?

Справочный телефон - (8112)700241

***

Как подчеркивают в ФСС, сотрудники регионального отделения готовы к сотрудничеству и диалогу. Если есть необходимость внеплановой встречи - не откажут. Главное, как говорится, не держать вопросы в себе.

Впрочем, псковские инвалиды-колясочники и не планируют молчать - о своих претензиях они готовы заявить на самом высоком уровне. Причем претензиях не к ФСС, а к приказу Минтруда. «Мы надеемся, что все сдвинется в лучшую сторону, - говорит инвалид-колясочник Эдуард Огинский. - Пусть не останется как раньше, но весь процесс регламентируют и не будут затягивать. Возможно, и нужна экспертиза, но этот вопрос надо прорабатывать, обсуждать с общественностью. Либо возвращаться к прежней системе».

В противном случае - и об этом говорят уже во всех регионах страны - может сложиться ненормальная практика: кто сломал - тот и прав.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру