Спортсмен Алексей Захаренков: Псков старается велосипеды убить

Всего пара месяцев - и в Пскове возобновится велосипедный сезон. Справедливости ради заметим, что для беспрецедентно большого количества горожан он и не закончился: из-за бесснежной мягкой зимы многие псковичи и не подумали отправить двухколесного друга в кладовку или на балкон и продолжают «шокировать» простых обывателей картинкой «я, февраль, велосипед».

Тем не менее: скоро весна, а значит, в полку велосипедистов на улицах города изрядно прибудет. В преддверии этого события мы поговорили с псковским спортсменом Алексеем Захаренковым, есть ли у Пскова перспективы стать велосипедо-толерантным городом, более того – городом, воспитавшим прославленных велоспортсменов.

Спортсмен Алексей Захаренков: Псков старается велосипеды убить
Здесь и далее фото: Вадим Боченков, ПЛН

Велосипед как стиль жизни

- Алексей, не так давно горожане обсуждали плюсы и минусы предложения ограничить движения автомобилей в центре и превратить Псков в пространство для пешеходов. В итоге пришли к выводу, что это нецелесообразно, хотя мнения были разные. А как обстоит дело с велосипедным Псковом?

- Псков - город автомобильный. Этот вывод основан на количестве людей, передвигающихся на разных видах транспорта. В зависимости от этого строится пространство в городе. Чтобы сделать из Пскова пешеходный или велосипедный город, нужна сильная политическая воля. Автомобиль у нас является показателем статуса. Из всех людей, кто работает сейчас со мной в магазине, на велике на работу регулярно ездим двое - я и один из механиков. Остальные предпочитают автомобиль либо общественный транспорт.

Велосипед в качестве средства передвижения выбирает все больше и больше людей самых разных возрастов

- Это несмотря на опыт, который провели в прошлом году «Убитые дороги»? Экспериментально они тогда доказали, что и велосипедист, и автомобилист в Пскове тратит примерно одно и то же количество времени, чтобы добраться до работы.

- Да. Если ехать на работе к положенному времени, на велосипеде у меня получается быстрее (Алексей добирается до работы рядом с Вокзалом от остановки «Западная» на Рижском проспекте). Смотря как ехать - если расслабленно, то одинаково, а если чуть-чуть «притопить» - на 7 минут быстрее на велике. Если выезжать после пробки, то на машине чуть-чуть быстрее получается добраться. Но разница не большая. Не велосипеде я все же предпочитаю ехать после пробки - выхлопа меньше в воздухе висит. Утреннее движение до работы превращается в физзарядку. Дышишь свежим воздухом. А в грязные дни одеваю поверх повседневной одежды куртки водонепроницаемые из болоньи, вся грязь на нее прилипает. Приезжаю чистый, готовый к работе.

- А своя машина в вашей семье есть?

- Есть. Жена сейчас освоилась с автомобилем. Ей надо ребенка возить, забирать из садика. Хотя когда он весил поменьше, она все это делала на велосипеде. На нее повлиял весь процесс, который влияет на любого жителя Пскова: машина - это якобы удобно. А мне на велике хорошо.

- Получается, что как есть люди, которые делятся совершенно четко на «кошатников» и «собачников», так есть «велосипедисты» и «автомобилисты»?

- Абсолютно! Это психологический момент. Масса людей ездит на автомобиле и считает это нормальным, а передвижение на велосипеде воспринимается как нечто необычное. Я не вижу ничего необычного в том, чтобы ехать зимой на велике. Если бы мы были Эстонией - у нас статусным считался бы не крутой автомобиль, а крутой велосипед.

- Насколько Псков доброжелателен к велосипеду?

- Псков старается велосипеды убить. Организация самого пространства такова, что движение пешком и на велосипеде не особо безопасное - в силу того, что в городе очень популярен автомобиль.

Те велосипедные дорожки, что сейчас оборудованы в Пскове, не являются транспортными артериями.

Чаще всего наши велосипедные дорожки выглядят: нечто грунтовое между газоном и тротуаром

Если взять, например, улицу Калинина, то там велодорожки создавались как место для прогулок. Но если руководствоваться ПДД, то прогулка на велосипеде там - это ад. Приходится спешиваться почти каждые 50 метров. Для прогулок у нас подходит только территория Финского парка и набережная.

Велосипед - это для кого-то экстрим, а для кого-то - релакс

Велосипедная дорожка как туристическая артерия должна быть непрерывной. Автомобильная дорога же не предполагает, что ты останавливаешься и выходишь из автомобиля. С велосипедом по-хорошему должно быть то же самое - максимум остановиться на перекрестке, постоять, не слезая с велосипеда, и переехать перекресток, не спешиваясь. Иначе смысл велосипеда как транспортного средства теряется.

- Где в центре города велосипедисту приходится сложнее всего?

- Везде одинаково плохо. Везде, где есть автодороги, будут помехи для движения и велосипедиста, и пешехода.

- К слову, велосипедисты и пешеходы в Пскове тоже постоянно ведут глухую борьбу друг с другом.

- Хватает агрессивных людей и среди первых, и среди вторых. От чего человек становится агрессивным? От того, что он чем-то обижен. Дело не в велосипеде и не в пешеходе. Проблема противостояния решается за счет разделения потоков. Автомобиль отдельно от пешеходов, минимум пересечений, велосипед обособленно от одних и других. Чем меньше пересечений, тем меньше шансов, что возникнут конфликты - независимо от выбранного транспортного средства.

Это почему пешеходы шипят на мосту злобными голосами: "Спешшшивайтесь!!" - потому что у них велосипеда нету!

Это элементарные вещи. Но это стоит денег и даже больше - политической воли и понимания этого процесса. А у нас в Пскове понимания нет. Замечали неоднократно все активисты, которые пытались продвигать тему, что чиновники, которые отвечают за организацию города, в итоге делают по привычке, по-старому, как им удобно, как они умеют - новому учиться они не хотят.

А псковичи и по морю на велосипеде могут, аки посуху!

Велосипед как спорт

- Алексей, почему вы участвуете в велогонках?

- Просто так кататься уже скучно. Я к катанию отношусь так, что это либо работа, либо тренировка, либо фановая покатушка. Награды были. Мы поехали отдыхать в Крым, там случайно я «заехал на тумбочку». Спортивная составляющая этого процесса мне интересна, но на любительском уровне. Я не подхожу к этому вопросу как системные гонщики: чтобы ездить на соревнования, нужны немаленькие бюджеты.

Спортсмен Алексей Захаренков берет очередные вершины

- В Псковской области есть велоспортивные школы?

- Да, спортсменов воспитывают. Проблема в том, что как только ребенок достигает определенного возраста, господдержка прекращается полностью, и для продолжения спортивной карьеры приходится зарабатывать самостоятельно. В силу того, что спортсмен свободное время посвящал тренировкам, у него не сформированы методики получения доходов. И он начинает учиться зарабатывать деньги, просто чтобы выжить. Все, его спортивную карьеру можно считать закончившейся. Соответственно, сосредоточиться на спортмероприятиях можно, работая там, где можно не работать и получать за это деньги.

- У нас профессиональных велосипедистов нет?

- Человек должен быть категорически увлечен этим спортом и тратить все свои средства и время на то, чтобы этим заниматься. Такие люди в России есть, но, к сожалению, за пределы страны они выбраться не могут. Чтобы достигнуть уровня зарубежных спортсменов-экстремальщиков, им не хватает еще и тренировочной базы: инфраструктура для горного велосипеда начала зарождаться у нас года три назад. Так что быть профессиональным спортсменом крайне тяжело.

- То есть если видим объявление о том, что в Пскове пройдет велогонка, надо понимать, что ее участники - не спортсмены?

- Это большие любители, фанаты. При этом уровень псковских спортсменов не так слаб, результаты есть. Физическая подготовка у нас хорошая, но чтобы участвовать в соревнованиях, надо зарабатывать.

Велогонки в Крыму

- За последние несколько лет произошли резонансные ДТП с участием велосипедистов-спортсменов, которые вынуждены проводить тренировки дорожной трассе. Что могло бы в будущем избежать подобных ДТП?

- Разделение потоков. Такие случаи будут, никуда не денешься. Я не так боюсь ездить вниз и носиться по подготовленным трассам в лесу с прыжками и трамплинами, которые для неподготовленного человека выглядят как дичь ужасная, я больше боюсь двигаться по проезжей части. На дороге ситуация зависит от меня только процентов на двадцать. А на специальной трассе - на 90%. И это совсем другой разговор.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру