Чистота важна, чистота нужна. Особенно во время пандемии коронавируса. Чем дезинфицируют псковские улицы и остановки? Эффективно ли это и не опасно ли для случайных прохожих? Корреспондент «МК в Пскове» проснулся сегодня, в субботу, в 3 часа утра, чтобы поучаствовать в большой городской уборке.
Пока город спит
Раннее утро субботнего дня 18 апреля. На часах 4.00, город спит, на улицах тишина. И только у заправки на Рижском тарахтят почти два десятка автомобилей всех мастей. Легковушки, пара тракторов, микроавтобусы, тяжеловесные МАЗы и даже 3 военных КАМАЗа. Всё это транспорт, который через несколько минут отправится дезинфицировать улицы Пскова.
Все, кто задействован в дезинфекции, с ног до головы защищены. Рабочие на «поливайках» в защитных костюмах и противогазах, начальство, стоящее поодаль, в респираторах и очках. Первым делом вручают защиту и мне.
«Дааа, много у ребят сегодня работы, - протягивает заместитель начальника ООО «СитиИнвестГрупп» Алексей Фёдоров [ред. - Эта компания отвечает за дезинфекцию города]. - кроме нашей конторы сегодня ещё на улицы выедут «Псковавтодор» и ребята-военные».
Оказывается, дезинфекция улиц стартовала за час до моего приезда. В три утра! Для каждой машины составили свой маршрутный лист, пункты из него рабочие должны выполнить за отведённое время. А планы у дезинфекторов, можно сказать, грандиозные: избавить от микробов и вирусов 166 км автомобильных дорог и около 236 остановок.
«Грунтовые дороги дезинфицировать не будем. Только центральные улицы города во всех микрорайонах, дороги 1 и 2 категории», - объясняет замначальника «СитиИнвестГрупп».
По словам Алексея Фёдорова, дезинфекторы разделились – 6 «поливаек» (они дезинфицируют проезжие части) и 2 команды дезинфекторов на тракторах и микроавтобусах (на них возложили обязанность по дезинфекции остановок) проедут по улицам Запсковья и Завеличья. В центре уборку проведут 6 машин «Псковавтодора» (2 бригады из них займутся остановками). Военнослужащим из войск химзащиты достались несколько улиц. Среди них Маргелова, Алмазная, Шоссейная и Достовалова.
За передвижением «поливаек» начальство «СитиИнвестГрупп» следит с помощью программы спутниковой связи на смартфонах. Так что постоять на обочине и подремать не удастся.
Хлор всемогущий
Машин много. Все они выстраиваются в очередь к баку, из которого рабочие в противогазах и защитных костюмах ведрами черпают концентрат хлора. Насос или шланг, уверяет замначальника «СитиИнвестГрупп», подключить невозможно. Хлор оставляет стильный налет на металлических поверхностях, так что насос быстро пришел бы в негодность.
За соблюдением техники безопасности следит приглашённый «СитиИнвестГрупп» специалист по дезинфекции из службы «Карсан». То тут, то там раздаются крики, мол, где твоя маска, надевай немедленно. Работать с хлором опасно, его пары ядовиты. Так что без защиты никуда. Только вот работать в «защитной амуниции» ужасно неудобно.
«Концентрат готовится за сутки до дня дезинфекции. На один куб воды разводят 72 кг хлора. В день дезинфекции на каждый куб концентрата добавляем по 5 вёдер воды, то есть по 50 литров в общей сложности. В итоге в емкость машины помещается 5-6 кубов готового дезинфицирующего раствора. Им и обрабатываем улицы», - объясняет водитель-дезинфектор ООО «Карсан» Максим Круглов.
Такой раствор убивает все микробы и вирусы.
Кстати, на каждом кубе концентрата ставится маркировка с датой. После приготовления раствора его нужно использовать в течение 10 дней.
Остановки тормозят
Очередь из машин, желающих дозаправить ёмкости хлором, рассасывается медленно. Кто-то уезжает по своему маршруту, кто-то уже успел израсходовать дезинфицирующий раствор и возвращается обратно.
«Сейчас они здесь будут циркулировать постоянно», - заметив мой интерес к неуменьшающейся очереди комментирует Алексей Фёдоров.
Оказывается, заполненного хлором бака «поливайки» хватает только на 4,5 км. Так что с утра и до середины субботнего дня водителям придётся сделать не одну «ходку» к ёмкости для дозаправки. В прошлый раз, 11 апреля, вылили около 60 машин на город, сообщает мой собеседник.
Ну что же, едем посмотреть, как движется дезинфекция.
Поливальные машины со своей задачей справляются быстро. Проехали разок по дороге, распылили хлор по проезжей части, и никаких вирусов.
А вот остановки дезинфицируют более тщательно. Рабочий с защитном костюме выходит из микроавтобуса, подключается к бочке и с помощью шланга распыляет раствор. Сначала на брусчатку на подходе, потом и на сам остановочный комплекс. Дезинфицируют столбики, скамейки, крышу и даже сеточку на задней стенке павильона...
Потом обязательная фотофиксация: второй рабочий снимает табличку с названием остановки и выкладывает в общий чат в соцсети. Здесь, мол, чисто, задача выполнена. После этого вся информация попадает в администрацию Пскова, сообщает Алексей Фёдоров.
На обработку каждой остановки такими темпами дезинфекторы тратят в среднем по 5 минут. И таких остановок в городе более 200!
«Неделю назад мы начали обработку улиц с 10 часов утра. Планировали закончить до 17 часов, но не получилось, так как много времени потратили на дезинфекцию остановок. Завершили всё запланированное только к 19 часам, - рассказал Алексей Фёдоров. – Поэтому в этот раз решили работать ночью. Надеемся, что машин будет поменьше, и мы быстрее справимся».
Кстати, в центре Пскова другая система дезинфекции остановок. Здесь хозяйничает «Псковавтодор». Рабочие не распыляют дезинфицирующее средство, а при помощи обычной швабры и алюминиевого ведра с хлоркой обрабатывают остановочные комплексы. Впрочем, кажется, для центра этот способ подходит больше. С раннего утра здесь собираются пассажиры, поджидающие автобус.
Через 15 минут безопасно
А вот вопрос: раз уж дезинфекция улиц может растянуться аж до середины дня, то в это время некоторые псковичи успеют выйти на улицы и остановки. На них ведь никаких защитных костюмов и респираторов. Только медицинские маски. Не опасно ли?
«При дезинфекции, через 15 минут после того, как раствор на улицах высыхает, он уже безопасен для человека. То есть остановки можно обработать и через 15 минут уже на них спокойно находиться», - успокаивает водитель-дезинфектор ООО «Карсан» Максим Круглов.
По словам замдиректора компании «СитиИнвестГрупп», людей во время обработки никто не отгоняет. Приглашённый специалист-дезинфектор такую позицию поддерживает.
«Это уже на совести людей. В нашей практике большинство понимают, что нужно отойти, когда остановки обрабатывают. А то, что по дорогам ездят автомобили дезинфекторов… Раствор далеко не разлетается, на дороги и ложится», - уверяет Максим Круглов.
Резюме
«Первый раз за нашу практику мы сталкиваемся с необходимостью работать с хлоркой. Пришлось перепрофилироваться. – смеется замначальника «СитиИнвестГрупп» Алексей Фёдоров. – До всей этой ситуации мы занимались просто содержанием, поливали улицы обычной водой. Так что перед началом дезинфекции все рабочие прошли курс по технике безопасности».
В новых условиях работать не просто. К концу дня в машине, по словам дезинфекторов, стойко пахнет хлоркой. Аромат не самый приятный. К тому же пары хлора опасны. Носить по нескольку часов защитные костюмы, противогазы или респираторы – удовольствие сомнительное. У меня, например, после 3 часов в респираторе появились красные полосы на щеках и стойкая отметина на носу.
Между тем каждый из водителей понимает необходимость таких мер, а потому выполняет свою работу на все 100. Вы проснетесь - а город уже чистый