Хотят жить на донаты: мама псковского выпускника об онлайн-учебе, выпускном и перспективах

Вы помните свой последний звонок? А выпускной? Есть что вспомнить, верно? Выпускникам этого года тоже будет что вспомнить, правда, их воспоминания не будут иметь ничего общего с общепринятыми штампами. Маски, перчатки, самоизоляция и виртуальное веселье взамен белых бантов и песни «Когда уйдем со школьного двора» - вот он какой, наш июнь 2020-го.

Хотят жить на донаты: мама псковского выпускника об онлайн-учебе, выпускном и перспективах

Светлана, мама выпускника одной из псковских школ, поделилась с «МК в Пскове» своими страхами, надеждами и радостями на фоне COVID19.

Дистанционная безграмотность

«Я, честно говоря, ожидала, что хотя бы для выпускных классов дистанционное обучение будет более грамотно выстроено», - говорит Светлана, осторожно выбирая слова. Как будто ступая на минное поле. Я объясняю ей, что в интересах ее сына мы не будем указывать ее настоящее имя, и она успокаивается.

«Может, такой формат и не предусматривал видеоуроки, но можно ведь было бы проводить их хотя бы изредка? - делится она наболевшим. - Им просто дают домашние задания, ничего не объясняя. Мне кажется, 17-18-летние абсолютно не готовы к такому обучению. Им нужно живое общение с учителем - и потому, что материал порой очень сложный для самостоятельного изучения, и потому, что это создает хоть какую-то видимость контроля. Да и просто потому, что детям в этом возрасте недостаточно родителей - им нужно общаться и с другими людьми старших лет».

Судя по всему, проблема контроля - едва ли не самая важная. Светлана попала в ту небольшую часть псковичей, которая не уходила в режим нерабочих недель, поэтому пристально и каждодневно отслеживать выполнение домашки ей было не под силу. «Сделал?» - «Ага, мам!» - вот и весь разговор. А через неделю начинались звонки от классного руководителя и сообщения от учителей, мол, не прислал, не сделал, проигнорировал. Наверстывали, выполняли, замаливали грехи.

«Задания регулярно делают только те, кто прилежно учились и в обычной школе, - объясняет Светлана. - Контроль над взрослым ребенком практически нереален. Дистанционка - это один большой эксперимент, и, как по мне, так он не удался. Хотелось бы больше ответной реакции учителей к ученикам. А у них принцип «не сделал - получишь двойку».

Не единый не экзамен

Дистанционное обучение, по мнению Светланы, может поставить крест на мечтах о поступлении для многих выпускников: они попросту завалят ЕГЭ. Школьникам накидывают заданий, от которых они впадают в ступор, не успевая их выполнять.

Да и мотивации у них как таковой нет: они спокойно сидят дома, у них все в порядке. «Им все равно, будет у них аттестат или нет, - констатирует как факт моя собеседница. - Есть родители, которые решат все их проблемы. А еще дома есть Интернет - а значит, можно смотреть фильмы, зависать в соцсетях и зарабатывать на удаленке. Им не нужна профессия - они планируют жить на донаты. ЕГЭ? Нет, не слышали!»

Неслучайно Светлана больше переживает не за то, как и когда будет проходить единый госэкзамен, а за то, хватит ли у сына здравого смысла на то, чтобы взяться за ум и понять, что он заканчивает школу. Она рассказывает, что классный руководитель и завуч держат их в курсе последних новостей о ЕГЭ, но знают они не больше других - только то, что озвучивается на федеральных ТВ-каналах. Что ЕГЭ в этом году будет обязательным только для тех, кто планирует получать высшее образование и что даты перенесены с 8 июня на более поздние. Конкретики и ясности - никакой.

В классе ее сына учится 20 человек. Поступать планируют не все, но большинство. «Я в шоке от того, как все происходит, но объективно понимаю, что я на эту ситуацию никак кардинально повлиять не могу, - говорит Светлана. - Зачем переживать за то, что от меня не зависит? Остается только его понять и простить. Я думаю, нам до конца года хотя бы дойти. Пока дальше этого мы не заглядываем».

Кстати, опасности попасть под призывную компанию мама не боится. «Таких больных родителей у нас нет, - смеется Светлана. - У нас даже девчонки пытаются в какие-то военные институты идти. Так что некоторые даже снимают медицинские диагнозы, чтобы попасть в высшие военные заведения. Это престижная и стабильная профессия».

А подготовка к поступлению в такой вуз всегда сопряжена с прохождением медицинской комиссии. И вот здесь очень повезло медцентрам всех мастей: то, что не успели сдать до карантина, теперь догоняют по платным клиникам и лабораториям. По словам Светланы, часть родителей уже ощутимые деньги потратили - до 20 тысяч... «А на наших детей компенсацию уже не выплатят», - вздыхает она.

На расслабоне

Планы на выпускной у ребят были огромные. Но в итоге у них останется разве что фотоальбом на память. Кафе, как и съемку профессионального видеоролика пришлось отменить. «Мы сидим тихо, ничего не знаем, - говорит Светлана. - Мы ведь законопослушные граждане. Сейчас все застопорилось. Никто никаких гарантий дать не может. Мы рассчитываем, что когда-нибудь все откроется, тогда и устроим праздник. Лет через пять».

Идея с онлайн-выпускными, которая обсуждается сейчас чиновниками, по ее мнению, - это полная ерунда. Такой вариант не обсуждают даже школьники, для которых виртуальная реальность - дом родной. «Если будет такое предписание, мы подчинимся, - объясняет мама. - Но одно другое не заменяет. Мы будем делать все возможное, чтобы сделать праздник праздником, но опять же: что в государстве будет происходить, какие законы будут приняты, - мы не знаем. И детям сейчас не до этого. Для них выпускной не имеет ценности как таковой. Дети сейчас другие, и они не осознают, что окончание школы - это этап».

Светлана считает, что у современных выпускников есть масса психологических проблем, которые усугубил период самоизоляции. «Стушевалось понятие учебы как таковой в головах, - делится она своим впечатлением. - Они не боятся ничего, не переживают за свое будущее. Карантин - очень опасная ситуация в выпускном классе. Они должны все-таки ощущать хоть какую-то ответственность - у них и без карантина проблемы с этим чувством».

Мама псковского выпускника уверена, что если бы дети обучались в обычном режиме, все было бы иначе. «Они расслабились напрочь, - поясняет она. - Хоть они и большие, они все-таки дети, и всей глубины ситуации не понимают. По крайней мере, мой точно не понимает. Тот, кто прилежно учился, - продолжает в том же духе. А для шалопаев, которых большинство, ситуация складывается опасно».

По мысли Светланы, у ребят стерлась некая граница между детством и взрослением. Пользуясь философскими терминами, они не пройдут своего рода «инициацию», которая даст им понять: «Все, дружок, теперь ты большой и должен вести себя иначе». «Конечно, ощущение того, что они много лет учились и школа закончилась, - этот момент будет. Но как это пройдет и поймут ли они это? Такого символического конца, грани - нет, - продолжает Светлана. - Надо с ними, наверное, разговаривать».

Здесь, с ее точки зрения, могут помочь только родители - учителя сейчас не являются авторитетом для большинства школьников. «Мы должны их настроить, может, даже рассказать, как это было у нас и показать фотки, чтобы они понимали, что это важный момент в жизни, - говорит Светлана. - Потому что они сейчас настолько расслаблены, что даже не понимают, какой момент наступает в их жизни. Надо просто понимать, что жизнь суровая штука, надо учиться. Хотелось бы до них это донести».

***

«У детей очень многое будет сломано в связи с этими событиями, - делает вывод мой собеседница. - Это 100 процентов! Чего-то уже мы не успеем сделать, скорее всего. Например, не сможем им в полной степени внушить ответственность».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру