Инфорги и кудесники: Как работает псковский отряд «ЛизаАлерт»

Инфорги и кудесники: Как работает псковский отряд «ЛизаАлерт»

С началом лета количество заявок в полицию о пропавших псковичах возрастает едва ли не в два раза. Чаще всего в это время теряются, конечно, грибники. Но нередко приходится искать и детей, пенсионеров с деменцией, рыбаков и сбежавших из дома подростков. Во всех случаях есть свои нюансы поиска, которые необходимо знать для успешного результата. Поисково-спасательный отряд «ЛизаАлерт» Псковской области сформировался этим летом, но его волонтеры уже успели принять участие в нескольких поисках.

В продолжение проекта «На благо общества», «МК в Пскове» попросил рассказать начальника Волонтерского центра ПсковГУ и по совместительству регионального представителя отряда «ЛизаАлерт» Псковский области Евгения Рудого о том, как проходят поисковые мероприятия, почему разыскивать людей должны специально обученные люди, и что влияет на успех операции.

О страхах пожилых людей и сбежавших подростках

По всей России работает телефон бесплатной горячей линии «ЛизаАлерт» 8-800-700-54-52, по которому принимаются заявки на поиск. Операторы распределяют заявки по конкретным регионам, после чего мы принимаем их в работу. Существует статус срочности заявки, например, если речь идет о ребенке или пожилом человеке с заболеваниями, пропавшем менее двух суток назад, заявка срочная. Сначала работает инфогруппа, которая собирает всю информацию о пропавшем, прозванивает родственников, друзей, получает описание внешности и одежды. Родственники передают фотографию человека, и мы составляем ориентировку.

Важно понимать, что мы работаем только в том случае, если есть заявление в полицию. На протяжении всего процесса мы взаимодействуем с правоохранительными органами. Как только понимаем, что заявление в полицию подано, объявляем выезд на место и организуем штаб, если это необходимо.

Если человек пропал в лесу, работаем «на отклик», зовем по имени, слушаем, снова зовем. Прочесываем заданный периметр, каждый квадрат леса, идем цепочкой из 3-5 человек. Каждая поисковая группа отрабатывает свои «квадраты». Для этого, картографы готовят нам карты местности и расчерчивают параметры поисков. Эти карты мы загружаем в наше оборудование – навигаторы или телефоны, у кого что есть. К сожалению, пока оборудования не достаточно. В настоящий момент требуются навигаторы, но они довольно дорогостоящие.

Когда речь идет о пропавших подростках, мы понимаем, что, как правило, поиски будут вестись в городе. Ребята убегают из дома и не хотят, чтобы их нашли. В этом случае работаем уже по другому принципу. Делаем все аккуратно и тихо, не используем в одежде опознавательные знаки. И, конечно, действуем совместно с полицией.

Если речь идет о взрослом, то срочность поиска зависит от нескольких обстоятельств. Если у человека есть проблемы со здоровьем, то мы понимаем, что действовать надо быстро. Это чаще всего касается пожилых людей. Некоторые могут без проблем дождаться помощи, заблудившись в лесу, действовать спокойно, не поддаваться панике. Были случаи, когда дедушка провел в лесу около 40 дней, а было и такое, что у кого-то из заблудившихся сердце от страха остановилось почти сразу.

О сложностях поиска в лесу и адреналине

Сложность ведения поисков в лесном массиве в том, что мы «сражаемся» с территорией. Не всегда понятно, куда человек мог пойти, лес большой. Хорошо, когда он на связи и может передать какую-то информацию. Но бывает, когда человек под воздействием адреналина делает марш-бросок на 7-10 километров, и его очень сложно обнаружить.

На то, чтобы закрыть «квадрат» поиска размером 500 на 500 метров, уходит минимум 5-8 часов в зависимости от сложности леса.

Большинство поисков может закончиться практически сразу. Изначально, когда к нам поступает заявка, наша инфогруппа прозванивает заявителя и родственников, затем передает информацию координатору. Это опытный человек, который может составить некую картину, куда мог пойти пропавший, с кем встретиться, контактировать. Важно понимать особенности человека. Например, у человека с деменцией происходит «откат» в прошлое лет на 30. И они могут пойти туда, куда ходили десятки лет назад, на какой-нибудь уже несуществующий завод, который находится в 50 км от города, в другом регионе. Координатор уже примерно понимает, где нам искать человека, и поиск заканчивается очень быстро.

Бывает, что помогает простой просмотр социальной страницы потерявшегося человека. Например, он собирался поехать на концерт и не предупредил об этом родственников и друзей. Он на фестивале проводит 2-3 дня, не звонит своим близким, и родственники начинают бить тревогу.

Важно полностью удостовериться в необходимости срочно привлекать добровольцев к поискам.

О кудесниках на перекуре

В отряде «ЛизаАлерт» существует множество направлений работы, каждый занимается своими задачами. Одни обучают новичков: проводят вводные лекции, рассказывают, как пользоваться навигатором, рацией и компасом. Поскольку была пандемия, мы занимались обучением онлайн. Когда ограничения частично сняли, стали ходить в лес, учились пользоваться оборудованием и ориентироваться на местности.

Есть те, кто занимается работой на горячей линии. Они проходят специальное обучение и после аттестации их допускают к работе.

Инфогруппа проводит сбор информации, не выходя из дома. Они узнают все обстоятельства пропажи, цвет одежды, особые приметы. Это те люди, которые в случае чего смогут найти необходимую технику для поисков. Грамотный инфорг сможет договориться с военной частью или с больницей, чтобы те прислали вертолет.

Еще есть те, кого мы называем «кудесники на перекуре». Это те люди, которые во время обеденного перерыва у себя на работе прозванивают морги, больницы, приюты и полицию, чтобы исключить эти варианты при розыске человека. Зачастую именно они, благодаря таким звонкам, и находят людей.

Большую роль в осуществлении наших задач играет использование беспилотной авиации. БПЛА хорошо помогает при поисках на болотах или открытой местности. В некоторых случаях привлекают кинологов с собаками, которых специально обучают на поиск по следам.

Также в отряде есть отдельное направление регистраторов. Они регистрируют добровольцев, которые приезжают на поиск, выдают им оборудование. Необходимо знать, сколько человек ушли и сколько вернулись. За безопасностью поисковиков следят очень строго. Их возвращение жестко контролируется. Были случаи, когда инфорги в 5 утра через соседей будили поисковика, чтобы узнать, точно ли он доехал до дома. Он просто не сообщил, что вернулся и лег спать.

Есть отдельные направления работы добровольцев, которые занимаются вопросами радиосвязи и картографией. Также волонтеры должны уметь оказать первую медицинскую помощь, чтобы потом передать человека медикам.

Существует еще несколько направлений работы: волонтеры, которые занимаются программным обеспечением, группа СМИ, инструкторы по профилактике «Школы ЛизаАлерт». Всего в отряде на данный момент действуют 23 направления.

В нашем отряде около 90 добровольцев уже прошли обучение, поэтому каждый знает свою задачу и четко ее выполняет. В поисках активно участвуют 15-20 человек. Волонтеры есть по всей области, но, к сожалению, большая часть сконцентрирована в областном центре. Однако мы стараемся обучать ребят из других районов области.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру