Детская деревня - SOS в Пскове: еще раз про любовь

- А что это такое, «детская деревня»? – спрашивает у меня таксист. – Деревня, где одни дети живут?

- Понимаете, это такой социальный проект для сирот, австриец придумал после Второй мировой войны, - пускаюсь я в объяснения. – Приемные мамы есть – это для них и жизнь, и работа такая. Дома для каждой семьи. Гораздо лучше, чем в интернате, в общем. Вот и у нас в Пскове, в Борисовичах, такую построили, просто удача.

- А зарплата большая?

- Ну при чем тут зарплата. Да даже если и большая, хотя я что-то сомневаюсь – это же такой труд! Вот вы бы согласились воспитывать шестерых чужих детей?

Водитель задумывается. Чувствуется, что слова «большая зарплата» ему нравятся, а «воспитывать шестерых детей» категорически нет. Впрочем, мы уже подъезжаем.

Детская деревня - SOS в Пскове: еще раз про любовь

«МК в Пскове» продолжает проект «Как живешь, «Деревня-SOS». Сегодня мы приехали в гости к семье Ольги Михайловны. Попьем чай, поговорим, как это – воспитывать детей с раненым детством. Добро пожаловать в один день деревенской семьи.

У Ольги Михайловны сейчас четверо детей – 10-летняя Даша, 11-летний Женя, 12-летний Антон и 13-летняя Катя.

Троих старших выпустила во взрослую жизнь. 

День за днем

Дни перед школой – особенные, ленивые. Уже все летние планы исполнены, лагеря и поездки были, и за несколько дней до 1 сентября наступает пауза перед новым учебным рывком. Так что на день не запланировано никаких подвигов.

За завтраком - чай, каша-бутерброды, слава богу, приверед нет.

До обеда у младших – подготовка к школе. Сидят читают. Вроде обыденное дело. Но для 10-летней Даши, а особенно для взрослых, которые ее окружают, простое чтение книжки – подвиг.
В 9 месяцев Даша весила 6 килограммов. В Деревню-SOS она попала младенцем. Ни в три, ни в пять, ни в семь лет не умела толком говорить. Перспективой мог стать даже речевой интернат. А сейчас – читает, учится в школе! Прогресс сверх ожиданий, говорит психолог Детской деревни-SOS Елена Гаврилова. Что называется, не увидишь – не поверишь. Какая бы участь ждала Дашу, останься она в детском доме?..

...После обеда в планах – огородные работы. У каждой семьи на территории Деревни-SOS есть своя теплица и грядки с картошкой. И приучение к сельхозтруду, и реальная практическая польза. Вон, ветки от помидоров ломятся!

В общем, дружно выкопали картошку («молодцы, помощники!» - хвалит ребят SOS-мама, - собрали два ведра красных помидоров. Мама взялась варить маринад, а Катя испекла пирожки.

Захотелось кукурузы – сбегали, купили, сварили – не понравилась никому, но надо же было попробовать.

Во взрослую жизнь

Если бы все соблазны жизни заканчивались так просто, как невкусная кукуруза. Главное, конечно, - как отпускать взрослеющих детей в мир. Сам проект Детских деревень-SOS направлен на социализацию ребят, адаптацию их к обычной жизни. Но сложностей хватает.

Конечно, в отличие от тех, кто рос в детском доме и интернате, «деревенские» знают, что одежду не выдают, а покупают, а чтобы на столе появился суп – нужно сходить в магазин, а потом встать к плите.

36-летняя женщина, которое в свое время росла в интернате, родила ребенка. Психолог Елена Гаврилова навсегда запомнила ее фразу, так она была характерна: «Вы понимаете, моему ребенку все должны, он же ребенок сироты!» Тебе 36 лет, ты уже давно сама строишь свою жизнь, у твоего ребенка есть мать! Вот так система навязала потребительское отношение, которое ломает судьбу.

Выпускники и интернатов, и Детской деревни - SOS, да и обычные, домашние дети к 18 годам все как один считают себя взрослыми, самостоятельными, готовыми к личному счастью. Но у сирот ситуация усугубляется вот чем - почти у каждого к совершеннолетию на карте скапливается неплохой стартовый капитал. Это и есть главная опасность. На деньги вдруг объявляется куча друзей, а еще кровная родня. Ты всем нужен. Ты счастлив! Начинается веселая беззаботность.

Что потом – каких-то пара месяцев, и миллиона нет. А вместе с деньгами исчезают друзья и безалаберная родня.

Была бы квартира – конечно, можно было бы с уговорами «деревенских» взрослых вложить деньги в ремонт и мебель. Но, к сожалению, c получением жилья нередко возникают проблемы. А деньги уходят на ветер.

Чтобы таких случаев было как можно меньше, чтобы во взрослость дети входили более осознанно, в псковской Детской деревне-SOS реализуется проект «Мы вместе, чтобы SOS-тояться: Поддержка подростков и молодёжи из приёмных семей в адаптации к самостоятельной жизни», финансируемый Фондом президентских грантов..

"Нашим ребятам нужна такая подготовка, причем лет с 14, - говорит руководитель проекта, психолог Елена Гаврилова. – Наше сотрудничество продуктивно, пока ребенок растет у нас или в приемной семье, или когда, наделав ошибок, молодой человек возвращается к нам. Сейчас у нас в проекте 10 наших семей и 23 приемные семьи, как мы называем, внешние. Важно сказать: мы готовы принять и другие приемные семьи на сопровождение. У нас нет контролирующей функции, наша задача – только помочь детям стать взрослыми".

Елена Анатольевна рассказывает историю, которая ее очень радует. Девочка, сирота, выпускница колледжа. Прошла практику в одном из хороших псковских ресторанов. И встала перед дилеммой – либо оформиться в центре занятости и полгода получать льготное пособие, очень неплохое, - либо идти работать в ресторан (зовут!) на зарплату меньше раза в полтора. «Я была уверена, что она выберет первый вариант. А она оценила перспективы и решила устраиваться на работу. Вот это взрослый подход. Это успех!» - радуется руководитель проекта.

У выросших приемных детей Ольги Михайловны свои истории. Двое бросили учебу в колледже. «Говорила: ну все, шить меня научили, тысяч 30-40 я легко смогу взять, - рассказывает Ольга Михайловна про приемную дочку. - Ну что ж, перестала учиться, посмотрела, что 40 тысяч на дороге не валяются – на следующий год поступила на штукатура. Сама учится, причем прекрасно, никаких проблем. Вот теперь уже можно назвать ее взрослой. Заглядывает в гости, причем всегда спросит – мам, что вкусненького принести – и приходит с гостинцами и мне, и младшим».

Сын тоже ушел из колледжа. Ему тоже потребовался год, чтобы ощутить, насколько сильные подзатыльники может раздавать судьба. Сейчас снова поступил в колледж, на деревообработку, и ждет, когда уже наконец 1 сентября.

Как эти ситуации рассматривать? Вроде год потеряли. А вроде и такой бесценный опыт приобрели, такую мотивацию учиться, какие никакими рассказами и уговорами не получили бы.

Самый старший питомец Ольги Михайловны в октябре из армии возвращается. Специальность есть – он электрик. Парень хороший, душевный.

«Когда звонит - всегда в первую очередь спросит – как твои дела, как малые?- рассказывает Ольга Михайловна. - Он первый, кто утром в день рождения меня поздравил. Хотела к нему в армию в Петербург съездить, Женю с собой взять, но из-за коронавируса не сложилось. Сейчас из армии придет – предстоит ему в суд подавать, чтобы выбить квартиру. Пока у нас поживет, если захочет. Ему есть куда вернуться».

Парень в своей родной, беспутной семье был и мамой, и папой.

«Жизнь поставила перед ним невыполнимую задачу, лишила его детства. Как все дети тут ели поначалу – все садятся, на него смотрят, он ложку съест, кивнет – и все начинают есть, - вспоминает психолог Елена Гаврилова. - Очень долго он привыкал, что он еще только ребенок, что ему не нужно нести бремя взрослости, ответственности, которое возложила на него судьба».

Полцарства за телефон

С 1 сентября в семье Ольги Михайловны снова начнется школьно-кружковая жизнь. Пока же этот вечер, как и другие, - в сотовых телефонах.

«Все свободное время – это телефоны, - сетует SOS-мама. – Я уже их на ночь забираю».

Впрочем, если бы на вечер была запланирована уборка, все как один подключились бы – никто не отлынивает. А у Жени всегда первый вопрос: «Мам, чем помочь?»

Хотя, конечно, самое уютное место – кухня и гостиная. Ольга Михайловна вспоминает, как раньше, совсем недавно, все вместе любили собираться на большом угловом диване и смотреть кино. «Обычно смотрим про животных. Плачу одна я», - смеется SOS-мама.

Той зимой увлеклись «алмазными картинами» - мама купила как-то себе, все подтянулись, потом детям уже отдельно покупала.

Так и живут - уроки, увлечения, посильная работа, готовка. Иногда в гости из Петербурга приезжает 26-летний сын Ольги Михайловны. Обычные рядовые будни.

И дело не в зарплате

SOS-мама должна быть сильной, доброй, веселой. Но, бывает, становится невмоготу, каждый день подарочным не бывает. И тогда Ольга Михайловна берет выходные. 3-4 дня дома, в своей квартире, лечат. Уже становится скучно – и тогда понимаешь, что можно возвращаться, что будешь снова отзывчивой и контактной.

Что бы она пожелала детям? Трудолюбия, доброты. И – добавляет – не быть такими доверчивыми к жизни. А себе – здоровья, терпения и душевного равновесия: «Когда здоров человек, когда есть силы, все ладится. У меня все хорошо – у моих детей все хорошо. Дай Бог, чтобы так и было».

Жалко, что в Детской деревне-SOS со мной не было таксиста. Интересно, что бы он пожелал взрослым, которые здесь работают. Большой зарплаты? Она, конечно, не помешает. Но когда ребенок обнимает со словами: «Мам, чего такая грустная, чем помочь?» - то это уже не про зарплату. Это про любовь.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру